На столе уже добрый десяток проектов авторучек, а разговор все продолжается.
Оказалось, что если будем выпускать новую авторучку, то надо учесть
· дефицит пишущих узлов,
· высвобождение производственных мощностей на фабрике в городе N,
· а еще то, что во всем мире распространение получают шариковые пишущие узлы, заправляемые чернилами.
Разговор переходит в спор: каждый специалист все настойчивее обращает внимание на «свои» проблемы, конечно, считая их самыми главными.
А что делает дизайнер? А что ему делать, если в комнате он один, на столе десяток проектов авторучек и честное отношение к созданию нового изделия потребует учета всех специфичных мнений, замечаний, особенностей? Делать нечего надо приступать к созданию нового изделия в соответствии с алгоритмом дизайна.
Алгоритм дизайна
Работа дизайнера не может быть полностью формализована, так как она пронизана творчеством, элементы которого более присущи искусству, нежели прикладным техническим наукам.
Алгоритмов дизайна столь много, что им посвящено множество книг.
Содержание основных этапов, их последовательность не являются догмой, но все-таки есть принятый стандарт, т. е. последовательность проектирования (см. таблицу).
Посмотрев на столь длинный алгоритм, можно задуматься над двумя вопросами.
· Во-первых, нельзя ли его сократить, выделить главное, основные шаги?
· Во-вторых, неужели даже простые проекты (куртки, дверные ручки и т. п.) надо выполнять столь сложно?
Системный подход к дизайнерским проектам предполагает важность каждого шага, однако объем содержания может быть разным (куртка для себя или для сотен тысяч людей).
Крупнейший американский архитектор Ф.Л. Райт указывал, что к построению курятника следует относиться так же серьезно, как и к возведению храма. И, быть может, здесь открывается путь к высокой культуре труда.
В нижеприведенной таблице алгоритм не включает условные переходы
— что делать, если появились новые научные данные или условия на рынке сбыта?
— что делать, если испытания опытного образца оказались неудачными?
но вы уже наверняка сами знаете решение
— надо вернуться на несколько шагов назад и даже, быть может, все начать с первого шага, — такие драматические ситуации бывают даже у известных фирм.
Алгоритм дизайна (таблица)
Последовательность действий | Цель поиска |
Анализ существующего состояния | Что уже есть? Что хорошо и что плохо? |
Определение потребности в усовершенствовании | Что нужно было бы сделать? |
Банк идей и предложений | Как можно было бы сделать? |
Определение цели | Чего добиваемся в наших условиях? |
Выработка концепции проекта | Какие идеи будем использовать в конкретных условиях? |
Разработка вариантов | Можно сделать так..., а можно — так... и так... |
Выполнение проекта | Рисунки схемы, чертежи, выбор материалов, макетирование и др. |
Экспертиза вариантов | Что и как получилось? |
Выбор базового варианта проекта | Что принимаем за основу? |
Подробное выполнение базового варианта проекта | Рисунки, схемы, чертежи, выбор материалов, научные исследования |
Макетирование | Все ли понятно на рисунке или чертеже? |
Технология изготовления | Как сделать спроектированное? |
Создание опытного образца или модели | Будет ли работать? |
Испытание опытного образца | Получилось ли задуманное? |
Внесение уточнений в проект | Что показала практика? |
Изготовление опытной партии | Нельзя доверять одному образцу |
Анализ эксплуатации изделий | Критерий истины — практика |
Внесение корректив в конструкцию и технологию | Работа над ошибками — тоже работа |
Организация серийного производства | Где и какими средствами? |
Модернизация | Что можно улучшить сразу? |
Маркетинг | Реклама, оценка спроса, перспектива рынка |
Прогнозиравание | Что нового у конкурентов? |
Анализ существующего состояния | Начинается новый виток совершенствования изделия |
Конечно, такая ситуация обидна и обходится дорого.
Существуют способы подстраховки.
---Один способ — в разработке вариантов изделия, что предусматривает алгоритм.
---Другой способ — дать задание разрабатывать проекты нескольким творческим коллективам или отдельным дизайнерам.
В этом случае отрабатывается общий алгоритм, однако содержание шагов и результаты будут различными — создаются условия для конкурса, творческой конкуренции.
Не исключено, что к производству будет принят гибридный вариант, вобравший лучшее из всех проектов и разработок. Заметим, что к такому способу иногда прибегают даже конкурирующие фирмы.
Начинающие дизайнеры часть затягивают поиски обязательно «своего» проекта, много энергии и эмоций тратят на придумывание «оригинального».
А вместе с тем в дизайнерском творчестве необходимо коллективное мышление, постоянное общение, соперничество единомышленников или единомыслие соперников.
На каждом шаге алгоритма необходимо стремиться к увеличению объема конструктивного общения с аналогичными изделиями, книгами, альбомами и, конечно, с людьми.
Люди в этом случае делятся на три группы:
· не разделяющие предлагаемые устремления;
· разделяющие и принимающие;
· равнодушные.
Все они будут оценивать результаты выполненной работы.
От восприятия проекта зависит, как и на какие неравные группы разделятся люди, оценивая достоинства или недостатки выполненного дизайнерского проекта.