Проведения занятия и расчет времени




  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 5 мин
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 70 мин

2.1. Методика организации и проведения занятий по огневой подготовке – 25 мин.

2.2. Порядок и последовательность подготовки и проведения занятий по огневой подготовке в качестве руководителя – 25 мин.

2.3. Материальное обеспечение занятий по огневой подготовке, комплектность и состав материальной базы для занятий по огневой подготовке – 20 мин.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 5 мин

ПОРЯДОК

Проведения занятия

Учебные вопросы и их содержание Время (мин) Методические указания
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ · Принять доклад дежурного; · Проверить наличие личного состава и его внешний вид; · Объявить тему, порядок ее изучения, · Назвать занятие и его цели. 2. ОСНОВАЯ ЧАСТЬ 2.1. Методика организации и проведения занятий по огневой подготовке. Занятия по огневой подготовке: по изучению основ и правил стрельбы, по изучению устройства и принципа действия вооружения, проводятся как теоретически, так и практически. Основными видами теоретических занятий являются лекции, групповые занятия, семинары. К практическим относятся: лабораторные и практические занятия, групповые упражнения и тактико-строевые занятия, тактические (тактико-специальные) учения и занятия, стажировки и практики, курсовые работы (проекты), выпускная квалификационная работа, контроль­ные работы, консультации, самостоятельная работа, в том числе и под руководством преподавателя. Лекции являются одними из важнейших видов занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Это устное, аргументированное и систематизированное изложение одного или нескольких вопросов учебной программы, сочетающее элементы рассказа с объяснениями, доказательствами, обобщениями и выводами. Лекции позволяют в сжатой форме донести до обучаемых новый, малоизвестный материал, раскрыть в диалектической связи наиболее сложные вопросы, осветить новейшие достижения в области боевой и специальной подготовки войск, науки и техники. По своему виду лекции можно разделить на вводные, тематические и обзорные. Лекции вводного характера должны ознакомить обучаемых с целью и назначением дисциплины ее ролью и местом в системе учеб­ных дисциплин, содержать краткий обзор дисциплины. Тематическая лекция по своему содержанию всегда конкретна и посвящена глубокому раскрытию одного или нескольких вопросов учебной дисциплины. Ее основная дидактическая цель состоит в формировании у обучаемых ориентировочных основ, для последующего усвоения учебного материала в ходе других видов занятий и самостоятельной работы. Обзорные лекции, обычно прочитываемые в конце курса, долж­ны отражать основное содержание всех теоретических положений, составляющих научно-понятийную основу данной дисциплины, исключая второстепенный материал и детализацию. Вместе с тем обзорная лекция - не краткий конспект лекционного курса, а систематизация знаний на более высоком уровне. Опыт показывает, что ма­териал, четко оформленный в виде системы не только лучше запоминается, но и обеспечивает более широкий перенос знаний и навы­ков на новые ситуации, чем сумма тех же фактов, поданная несистемно. Семинары имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные обучаемыми на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, а также привить навыки поиска, анализа, обобщения и изложения учебного материа­ла. Семинар предназначен для углубленного познания того или ино­го предмета и овладения методологией применительно к особен­ностям изучаемой науки. Семинары развивают творческую самостоятельность обучаемых, укрепляют их интерес к науке; в процессе подготовки к семинарским занятиям и в их ходе обучаемые овладе­вают методами научных исследований, навыками оформления науч­ных работ, искусством устного изложения материала, защиты развиваемых научных положений и выводов. Групповые занятия проводятся с учебной группой в целях изу­чения вооружения и военной техники и составляют основу обучения организации их применения, эксплуатации и ремонта. Таким образом, главным содержанием группового занятия яв­ляется изучение конструкции бронетанкового вооружения и техники, правил технического использования, регулировок, неисправностей агрегатов, систем и механизмов. Занятия проводятся в специализированных классах с использованием действующих стендов, стендов основных агрегатов, приборов, макетов, плакатов, схем и т.д. При этом изучение конструкции агрегатов (систем, механизмов) рекомендуется проводить в такой последовательности: Ø назначение, техническая характеристика и общее устройство агрегата (системы, механизма); Ø назначение, техническая характеристика, устройство и работа узлов и приборов агрегата (системы, механизма); Ø работа агрегата (системы, механизма) в целом; Ø правила пользования агрегатом (системой, механизмом); Ø объем и порядок выполнения регулировок и работ по уходу за агрегатом (системой, механизмом); Ø возможные неисправности агрегата (системы, механизма). В процессе изучения конструкции бронетанкового вооружения и техники курсанты должны изучить нормативы по технической, огневой подготовке и получить начальные навыки по порядку и методике их выполнения. Практические занятия проводятся для: Ø освоения вооружения и военной техники; Ø овладения методами их применения, эксплуата­ции, ремонта и хранения; Ø выработки навыков в решении задач, выполнении чертежей, графиков, производстве расчетов, ведении рабочих карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов; Ø отработки приемов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; Ø овладения иностранными языками и приемами ра­боты с вычислительной техникой; Ø совершенствования приобретен­ных навыков в управлении подразделениями, использовании воору­жения, вождении боевых машин, работе на военной технике и в выполнении установленных нормативов. Таким образом, главным содержанием практических занятий является практическая работа каждого обучаемого, в том числе мето­дом тренировок. Эта практическая работа может выполняться (в зависимости от дисциплины и темы) в классе, на обучающей системе, тренажерном комплексе, в парке, спортзале, на огневом городке, полигоне, танкодроме, тактическом поле, строевом плацу и на других учебных объектах. Как правило, занятия проводятся с использова­нием технических средств обучения (лингафонных, вычислитель­ных, информационных, графических, тренажеров и других) или штатного вооружения, военной техники и имущества. Основой всякого образования особенно высшего, является систематическая самостоятельная работа обучаемых. Самостоятельная работа включает: Ø самостоятельную работу курсантов под руководством преподавателя по расписанию; Ø подготовку в часы, установленные распорядком дня, и во время, не регла­ментированное распорядком дня. Самостоятельная работа вне учебного расписания, в часы, установленные распорядком дня, осуществляется обучаемыми по инди­видуальным планам, в которых определены основные вопросы для самостоятельного изучения в течение надели и месяца. Основной целью самостоятельной работы является под­готовка к лекциям, семинарам, лабораторным и практическим заня­тиям групповым упражнениям и занятиям, тактическим (тактико-специальным) учениям, курсовым работам (проектам), дипломным работам (проектам) и др. Кроме этих методов в процессе боевой подготовки войск проводятся открытые и показные занятия для выработки наиболее целесообразных приемов и методов доведения материала до обучаемых. Показные занятия проводятся лучшими методистами с целью показать образцовую организацию и методику проведения занятий, эффективные методы использования на занятиях лабораторного оборудования, вооружения и военной техники, других элементов учебно-материальной базы. Показные занятия организуются в соответствии с расписанием учебных занятий, на них привлекаются преподаватели и командиры подразделений. Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам подразделений в организации занятий и методике их проведения, а также в целях контроля учебных занятий. 2.2. Порядок и последовательность подготовки и проведения занятий по огневой подготовке в качестве руководителя. Подготовка к занятию - это нелегкий повседневный труд преподавателя (офицера-руководителя коллектива) в котором находят отражение особенности его личности, его знания, эрудиция, культура и трудолюбие. Каждое учебное занятие, даже короткое выступление перед обучаемыми требует серьезной подготовки. Порядок подготовки преподавателя к текущему учебному занятию можно представить в виде некоторого алгоритма (Рис. 1); при этом этапами творчества являются и замысел занятия, его разработка и его реализация. При разработке замысла занятия преподаватель должен руководствоваться исходной документацией: расписанием занятий, учебной программой, тематическим планом изучения учебной дисциплины и частной методикой. Каждый преподаватель должен стремиться к тому, чтобы использовать на занятиях наиболее эффективные методы усвоения учебного материала. Методическая подготовка учебного занятия состоит, прежде всего в выборе такого метода его проведения, кото­рый обеспечивал бы наиболее полное усвоение учебного материала данным контингентом обучаемых при использовании имеющейся учебно-материальной базы. Разработка замысла учебного занятия, прежде всего, связана с пересмотром изучаемого материала. Преподаватель непрерывно следит за развитием науки и техники в избранной области. Поэтому, готовясь к занятию, он должен пересмотреть учебный материал, взглянуть на него с позиции сегодняшнего дня. Пересмотр изучаемого материала необходим еще и потому, что в течение года обогащается жизненный опыт, меняется психологическое состояние обучаемых, меняются и взгляды самого препода­вателя. Непрерывным условием успешной разработки замысла учебно­го занятия является обновление или установление представления преподавателя об обучаемых: что за учебный взвод, его состав, степень подготовленности и т.д. Таким образом, для успешной реализации творческого замысла преподавателю, необходимо строго выполнять требования учебной программы, пересмотреть изучаемый материал в свете последних достижений науки, техники и технологии производства, учесть подготовленность и индивидуальные особенности обучаемых. Основное внимание преподавателя должно быть сосредоточено на выборе методических приемов, способствующих реализации творческого замысла учебного занятия, так как именно выбор определенных методических приемов и составляет сущность разработ­ки замысла занятия. Чтобы теоретические положения, излагаемые преподавателем, прочно укладывались в сознании обучаемых, необходимо четко дозировать информацию. Сообщение преподавателя должно состоять из цепи положений, каждое из которых подкрепляется соответствующими примерами, фактами с последующими выводами. Расчле­нению сообщения на отдельные вопросы (подвопросы) способству­ют тщательный отбор материала, работа над стилем изложения, акцентирование внимания обучаемых на каждом новом положении. Заканчивая подготовку к занятию, преподаватель должен еще раз проверить соразмерность его частей, продумать с чего начать, как расположить материал, как переходить от одного вопроса к другому, как выразить главную мысль. Четкая формулировка главной мысли, основной идеи имеет особое значение. Основная идея должна пронизывать все содержа­ние, являясь своеобразным логическим стержнем, вокруг которого формируется все содержание. Это позволяет сосредоточить внима­ние обучаемых и удержать его в течение всего занятия. В свою оче­редь четкое выделение главной идеи помогает преподавателю про­извести отбор фактического материала и иллюстрации, наглядного материала, которого, как известно, должно быть не много, но и не мало, а ровно столько, сколько необходимо для глубокого усвоения изучаемого материала. К числу наиболее распространенных недостатков начинающих педагогов относятся: Ø отсутствие стержневой проблемы; Ø непоследовательность при изложении изучаемой темы; Ø многословие; Ø неумение четко формулировать выдвигаемые положения; Ø отсутствие аргументации; Ø недостаток или избыток наглядности. Это зачастую приводит к тому, что обучаемые недостаточно усваивают преподносимый материал, испытывают затруднения при конспектировании. Избежать этих недостатков можно только одним путем - тщательной подготовкой и разработкой плана проведения занятия. Начинающие преподаватели, как правило, составляют не план, а развернутый план-конспект (см. приложение №1.). План проведения занятия является обязательным документом преподавателя на каждом учебном занятии. План разрабатывается преподавателем и при необходимости может рассматриваться на заседании офицеров и утверждаться командиром (начальником). План отражает основное содержание излагаемого материала, задачи, примеры, обоснования. Разработка такого плана (плана-конспекта) позволяет углубить замысел занятия, распределить излагаемый материал по времени, отбросить все лишнее, малозначительное, сформировать выводы и тем самым придать занятию определенную законченность, завершенность. План (план-конспект) ну­жен не столько на самом занятии (порой он так врезается в сознание преподавателя, что отпадает необходимость им пользоваться во время занятия), сколько для того, чтобы преподаватель мог реализо­вать свой замысел. Противники письменной подготовки, к занятию утверждают, что план (план-конспект) сковывает творчество преподавателя, от­нимает у него много времени. Фиксация замысла учебного занятия, выбранных методических приемов, письменная формулировка задания и вопросов к обучаемым, уточнение этапов занятия, переходов от одного этапа к другому, конспектирование излагаемого материа­ла - все это дает возможность сэкономить время занятия, высвобож­дает творческие силы преподавателя. Не подлежит сомнению, что без плана (плана-конспекта) немыслим успех. Только на основе тщательной письменной подготовки к занятию преподаватели доби­ваются настоящего мастерства, обретают уверенность в себе, смелее решают методические задачи. Подготовка к занятию завершается репетицией, лучше, если в специальном кабинете (методическим кабинете) с использованием классной доски, средств наглядности и контролем по видеомагни­тофонной или магнитофонной записи. В заключении следует еще раз отметить, что редкий преподаватель может прочесть подлинно научную лекцию или провести какое-либо другое занятие, не пользуясь какими-либо записями, которые помогают ему не упустить нить рассуждений, доказательств, давать строго отточенные формулировки определений и выводов. Большинству же преподавателей, несомненно, приходится пользоваться каким-либо материалом с краткой записью раскрываемых на занятии положений и приводимых данных, и ничего зазорного в этом нет. 2.3. Материальное обеспечение занятий по огневой подготовке, комплектность и состав материальной базы для занятий по огневой подготовке. 3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Ø Напомнить тему, цели занятия; Ø Отметить степень достижения цели; Ø Ответить на вопросы обучаемых; Ø Дать задание на самоподготовку: «Огневая подготовка» часть 2. М. в/и 1978 г. стр. 243-315; «Методика огневой подготовки танковых подразделений» М. в/и 1977г. 3-18; 35-44; 136-139. Подготовка к проведению занятий по названным темам.    

НАЧАЛЬНИК УЧЕБНОЙ ЧАСТИ КАФЕДРЫ

полковник

С.СВИНЦОВ

 

Приложение №1.

Примерная форма плана – конспекта.

 

УТВЕРЖДАЮ

Командир 1 танковой роты

капитан

И.ИВАНОВ

«___»____________200__г.

 

ПЛАН – КОНСПЕКТ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: