- ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 5 мин
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 70 мин
2.1. Методика организации и проведения занятий по огневой подготовке – 25 мин.
2.2. Порядок и последовательность подготовки и проведения занятий по огневой подготовке в качестве руководителя – 25 мин.
2.3. Материальное обеспечение занятий по огневой подготовке, комплектность и состав материальной базы для занятий по огневой подготовке – 20 мин.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 5 мин
ПОРЯДОК
Проведения занятия
Учебные вопросы и их содержание | Время (мин) | Методические указания |
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ · Принять доклад дежурного; · Проверить наличие личного состава и его внешний вид; · Объявить тему, порядок ее изучения, · Назвать занятие и его цели. 2. ОСНОВАЯ ЧАСТЬ 2.1. Методика организации и проведения занятий по огневой подготовке. Занятия по огневой подготовке: по изучению основ и правил стрельбы, по изучению устройства и принципа действия вооружения, проводятся как теоретически, так и практически. Основными видами теоретических занятий являются лекции, групповые занятия, семинары. К практическим относятся: лабораторные и практические занятия, групповые упражнения и тактико-строевые занятия, тактические (тактико-специальные) учения и занятия, стажировки и практики, курсовые работы (проекты), выпускная квалификационная работа, контрольные работы, консультации, самостоятельная работа, в том числе и под руководством преподавателя. Лекции являются одними из важнейших видов занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Это устное, аргументированное и систематизированное изложение одного или нескольких вопросов учебной программы, сочетающее элементы рассказа с объяснениями, доказательствами, обобщениями и выводами. Лекции позволяют в сжатой форме донести до обучаемых новый, малоизвестный материал, раскрыть в диалектической связи наиболее сложные вопросы, осветить новейшие достижения в области боевой и специальной подготовки войск, науки и техники. По своему виду лекции можно разделить на вводные, тематические и обзорные. Лекции вводного характера должны ознакомить обучаемых с целью и назначением дисциплины ее ролью и местом в системе учебных дисциплин, содержать краткий обзор дисциплины. Тематическая лекция по своему содержанию всегда конкретна и посвящена глубокому раскрытию одного или нескольких вопросов учебной дисциплины. Ее основная дидактическая цель состоит в формировании у обучаемых ориентировочных основ, для последующего усвоения учебного материала в ходе других видов занятий и самостоятельной работы. Обзорные лекции, обычно прочитываемые в конце курса, должны отражать основное содержание всех теоретических положений, составляющих научно-понятийную основу данной дисциплины, исключая второстепенный материал и детализацию. Вместе с тем обзорная лекция - не краткий конспект лекционного курса, а систематизация знаний на более высоком уровне. Опыт показывает, что материал, четко оформленный в виде системы не только лучше запоминается, но и обеспечивает более широкий перенос знаний и навыков на новые ситуации, чем сумма тех же фактов, поданная несистемно. Семинары имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные обучаемыми на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, а также привить навыки поиска, анализа, обобщения и изложения учебного материала. Семинар предназначен для углубленного познания того или иного предмета и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой науки. Семинары развивают творческую самостоятельность обучаемых, укрепляют их интерес к науке; в процессе подготовки к семинарским занятиям и в их ходе обучаемые овладевают методами научных исследований, навыками оформления научных работ, искусством устного изложения материала, защиты развиваемых научных положений и выводов. Групповые занятия проводятся с учебной группой в целях изучения вооружения и военной техники и составляют основу обучения организации их применения, эксплуатации и ремонта. Таким образом, главным содержанием группового занятия является изучение конструкции бронетанкового вооружения и техники, правил технического использования, регулировок, неисправностей агрегатов, систем и механизмов. Занятия проводятся в специализированных классах с использованием действующих стендов, стендов основных агрегатов, приборов, макетов, плакатов, схем и т.д. При этом изучение конструкции агрегатов (систем, механизмов) рекомендуется проводить в такой последовательности: Ø назначение, техническая характеристика и общее устройство агрегата (системы, механизма); Ø назначение, техническая характеристика, устройство и работа узлов и приборов агрегата (системы, механизма); Ø работа агрегата (системы, механизма) в целом; Ø правила пользования агрегатом (системой, механизмом); Ø объем и порядок выполнения регулировок и работ по уходу за агрегатом (системой, механизмом); Ø возможные неисправности агрегата (системы, механизма). В процессе изучения конструкции бронетанкового вооружения и техники курсанты должны изучить нормативы по технической, огневой подготовке и получить начальные навыки по порядку и методике их выполнения. Практические занятия проводятся для: Ø освоения вооружения и военной техники; Ø овладения методами их применения, эксплуатации, ремонта и хранения; Ø выработки навыков в решении задач, выполнении чертежей, графиков, производстве расчетов, ведении рабочих карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов; Ø отработки приемов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; Ø овладения иностранными языками и приемами работы с вычислительной техникой; Ø совершенствования приобретенных навыков в управлении подразделениями, использовании вооружения, вождении боевых машин, работе на военной технике и в выполнении установленных нормативов. Таким образом, главным содержанием практических занятий является практическая работа каждого обучаемого, в том числе методом тренировок. Эта практическая работа может выполняться (в зависимости от дисциплины и темы) в классе, на обучающей системе, тренажерном комплексе, в парке, спортзале, на огневом городке, полигоне, танкодроме, тактическом поле, строевом плацу и на других учебных объектах. Как правило, занятия проводятся с использованием технических средств обучения (лингафонных, вычислительных, информационных, графических, тренажеров и других) или штатного вооружения, военной техники и имущества. Основой всякого образования особенно высшего, является систематическая самостоятельная работа обучаемых. Самостоятельная работа включает: Ø самостоятельную работу курсантов под руководством преподавателя по расписанию; Ø подготовку в часы, установленные распорядком дня, и во время, не регламентированное распорядком дня. Самостоятельная работа вне учебного расписания, в часы, установленные распорядком дня, осуществляется обучаемыми по индивидуальным планам, в которых определены основные вопросы для самостоятельного изучения в течение надели и месяца. Основной целью самостоятельной работы является подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным и практическим занятиям групповым упражнениям и занятиям, тактическим (тактико-специальным) учениям, курсовым работам (проектам), дипломным работам (проектам) и др. Кроме этих методов в процессе боевой подготовки войск проводятся открытые и показные занятия для выработки наиболее целесообразных приемов и методов доведения материала до обучаемых. Показные занятия проводятся лучшими методистами с целью показать образцовую организацию и методику проведения занятий, эффективные методы использования на занятиях лабораторного оборудования, вооружения и военной техники, других элементов учебно-материальной базы. Показные занятия организуются в соответствии с расписанием учебных занятий, на них привлекаются преподаватели и командиры подразделений. Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам подразделений в организации занятий и методике их проведения, а также в целях контроля учебных занятий. 2.2. Порядок и последовательность подготовки и проведения занятий по огневой подготовке в качестве руководителя. Подготовка к занятию - это нелегкий повседневный труд преподавателя (офицера-руководителя коллектива) в котором находят отражение особенности его личности, его знания, эрудиция, культура и трудолюбие. Каждое учебное занятие, даже короткое выступление перед обучаемыми требует серьезной подготовки. Порядок подготовки преподавателя к текущему учебному занятию можно представить в виде некоторого алгоритма (Рис. 1); при этом этапами творчества являются и замысел занятия, его разработка и его реализация. При разработке замысла занятия преподаватель должен руководствоваться исходной документацией: расписанием занятий, учебной программой, тематическим планом изучения учебной дисциплины и частной методикой. Каждый преподаватель должен стремиться к тому, чтобы использовать на занятиях наиболее эффективные методы усвоения учебного материала. Методическая подготовка учебного занятия состоит, прежде всего в выборе такого метода его проведения, который обеспечивал бы наиболее полное усвоение учебного материала данным контингентом обучаемых при использовании имеющейся учебно-материальной базы. Разработка замысла учебного занятия, прежде всего, связана с пересмотром изучаемого материала. Преподаватель непрерывно следит за развитием науки и техники в избранной области. Поэтому, готовясь к занятию, он должен пересмотреть учебный материал, взглянуть на него с позиции сегодняшнего дня. Пересмотр изучаемого материала необходим еще и потому, что в течение года обогащается жизненный опыт, меняется психологическое состояние обучаемых, меняются и взгляды самого преподавателя. Непрерывным условием успешной разработки замысла учебного занятия является обновление или установление представления преподавателя об обучаемых: что за учебный взвод, его состав, степень подготовленности и т.д. Таким образом, для успешной реализации творческого замысла преподавателю, необходимо строго выполнять требования учебной программы, пересмотреть изучаемый материал в свете последних достижений науки, техники и технологии производства, учесть подготовленность и индивидуальные особенности обучаемых. Основное внимание преподавателя должно быть сосредоточено на выборе методических приемов, способствующих реализации творческого замысла учебного занятия, так как именно выбор определенных методических приемов и составляет сущность разработки замысла занятия. Чтобы теоретические положения, излагаемые преподавателем, прочно укладывались в сознании обучаемых, необходимо четко дозировать информацию. Сообщение преподавателя должно состоять из цепи положений, каждое из которых подкрепляется соответствующими примерами, фактами с последующими выводами. Расчленению сообщения на отдельные вопросы (подвопросы) способствуют тщательный отбор материала, работа над стилем изложения, акцентирование внимания обучаемых на каждом новом положении. Заканчивая подготовку к занятию, преподаватель должен еще раз проверить соразмерность его частей, продумать с чего начать, как расположить материал, как переходить от одного вопроса к другому, как выразить главную мысль. Четкая формулировка главной мысли, основной идеи имеет особое значение. Основная идея должна пронизывать все содержание, являясь своеобразным логическим стержнем, вокруг которого формируется все содержание. Это позволяет сосредоточить внимание обучаемых и удержать его в течение всего занятия. В свою очередь четкое выделение главной идеи помогает преподавателю произвести отбор фактического материала и иллюстрации, наглядного материала, которого, как известно, должно быть не много, но и не мало, а ровно столько, сколько необходимо для глубокого усвоения изучаемого материала. К числу наиболее распространенных недостатков начинающих педагогов относятся: Ø отсутствие стержневой проблемы; Ø непоследовательность при изложении изучаемой темы; Ø многословие; Ø неумение четко формулировать выдвигаемые положения; Ø отсутствие аргументации; Ø недостаток или избыток наглядности. Это зачастую приводит к тому, что обучаемые недостаточно усваивают преподносимый материал, испытывают затруднения при конспектировании. Избежать этих недостатков можно только одним путем - тщательной подготовкой и разработкой плана проведения занятия. Начинающие преподаватели, как правило, составляют не план, а развернутый план-конспект (см. приложение №1.). План проведения занятия является обязательным документом преподавателя на каждом учебном занятии. План разрабатывается преподавателем и при необходимости может рассматриваться на заседании офицеров и утверждаться командиром (начальником). План отражает основное содержание излагаемого материала, задачи, примеры, обоснования. Разработка такого плана (плана-конспекта) позволяет углубить замысел занятия, распределить излагаемый материал по времени, отбросить все лишнее, малозначительное, сформировать выводы и тем самым придать занятию определенную законченность, завершенность. План (план-конспект) нужен не столько на самом занятии (порой он так врезается в сознание преподавателя, что отпадает необходимость им пользоваться во время занятия), сколько для того, чтобы преподаватель мог реализовать свой замысел. Противники письменной подготовки, к занятию утверждают, что план (план-конспект) сковывает творчество преподавателя, отнимает у него много времени. Фиксация замысла учебного занятия, выбранных методических приемов, письменная формулировка задания и вопросов к обучаемым, уточнение этапов занятия, переходов от одного этапа к другому, конспектирование излагаемого материала - все это дает возможность сэкономить время занятия, высвобождает творческие силы преподавателя. Не подлежит сомнению, что без плана (плана-конспекта) немыслим успех. Только на основе тщательной письменной подготовки к занятию преподаватели добиваются настоящего мастерства, обретают уверенность в себе, смелее решают методические задачи. Подготовка к занятию завершается репетицией, лучше, если в специальном кабинете (методическим кабинете) с использованием классной доски, средств наглядности и контролем по видеомагнитофонной или магнитофонной записи. В заключении следует еще раз отметить, что редкий преподаватель может прочесть подлинно научную лекцию или провести какое-либо другое занятие, не пользуясь какими-либо записями, которые помогают ему не упустить нить рассуждений, доказательств, давать строго отточенные формулировки определений и выводов. Большинству же преподавателей, несомненно, приходится пользоваться каким-либо материалом с краткой записью раскрываемых на занятии положений и приводимых данных, и ничего зазорного в этом нет. 2.3. Материальное обеспечение занятий по огневой подготовке, комплектность и состав материальной базы для занятий по огневой подготовке. 3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Ø Напомнить тему, цели занятия; Ø Отметить степень достижения цели; Ø Ответить на вопросы обучаемых; Ø Дать задание на самоподготовку: «Огневая подготовка» часть 2. М. в/и 1978 г. стр. 243-315; «Методика огневой подготовки танковых подразделений» М. в/и 1977г. 3-18; 35-44; 136-139. Подготовка к проведению занятий по названным темам. |
НАЧАЛЬНИК УЧЕБНОЙ ЧАСТИ КАФЕДРЫ
полковник
С.СВИНЦОВ
Приложение №1.
Примерная форма плана – конспекта.
УТВЕРЖДАЮ
Командир 1 танковой роты
капитан
И.ИВАНОВ
«___»____________200__г.
ПЛАН – КОНСПЕКТ