Опыт «Как передаётся звук».
1. Надо взять металлическую миску. Затем – отрезать от полиэтиленового пакета кусок, по размеру больший, чем миска. Положить эту заготовку из пакета на миску и завязать веревкой или зафиксировать большой прочной резинкой сверху. Получится «барабан».
2. Скатать из салфеток маленькие шарики и положить сверху на поверхность «барабана».
3. Поставить миску вплотную к музыкальному центру (либо магнитофону или колонкам от компьютера). Включить музыку.
4. Шарики начнут подпрыгивать, словно танцевать.
Вывод
Звук из колонки волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке, которая колеблется, и бумажные шарики подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики. Но заметьте, тем и дискомфортнее вашим ушам, которые воспринимают звуковую волну.
Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.
Опыт«Как сделать звук громче?»
Выявить причину усиления звука.
- пластмассовая расческа
- Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев, и издаете звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим) Звук очень тихий, слабый.
- Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче.
-Что чувствую пальцы?
- Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче.
-Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т.д. (Звуки получаются разные по силе)
Опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»
-Проведите пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок.
- Одинаковый ли звук получился?
У расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий. Грубый, громкий.
-У расчесок с мелкими частыми зубьями – звук тонкий, высокий.
-Какие звуки они издают? У комара звук тонкий, он звучит, как «з-з-з», у шмеля – низкий. Грубый, он звучит, как «ж-ж-ж».
Вывод
Комар маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.
Опыт «Можно ли увидеть звук?»
Нам понадобится:
· пластиковая бутылка,
· пищевая пленка,
· резинка, свеча.
Ход эксперимента:
· Звук можно не только услышать, но и увидеть.
Срежем у пластиковой бутылки дно и на это место натянем кусок пищевой пленки, очень плотно прижав ее и закрепив резинкой. Зажжём свечу Придвинем горлышко бутылки к свече на расстояние 3 см.
Попробуйте кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке. СВЕЧА ПОГАСНЕТ! И так будет происходить всякий раз, как только вы будете стучать по пленке. Внутри бутылки возле пленки находится воздух и как только мы ударяем по пленке, происходит сотрясение маленьких частиц воздуха. Дрожащие частички бегут вперед и передают свое волнение другим частичкам. Эти звуковые колебания проходят через всю бутылку и своим «дрожанием» гасят пламя.
Опыт «Устройство по обману ушей»
Следующий вопрос:
- Почему человеку нужно два уха, а не одно?
Проведем опыты со звуком и найдем ответ на этот вопрос. Этот забавный эксперимент позволит вам ответить на этот вопрос: за счет изменения восприятия звуков правым и левым ухом.
Для изготовления устройства по обману ушей нам понадобятся:
- Две пластиковые трубочки длиной около 50 сантиметров (гибкая подводка) можно купить в хозяйственном магазине.
- Две воронки
- Скотч и ножницы
- Ободок для волос
- Помощник
- Как будем делать?
Соединим воронки с пластиковыми трубочками скотчем, чтобы закрепить их. Скрепите две трубочки изолентой или скотчем. Прикрепим трубочки к ободку для волос изолентой. Наденем наушники на голову и приложим концы трубочек к ушам. Закроем глаза. Попросим помощника пошуметь в разных местах различными предметами.
- Мы можем определить, откуда исходит каждый звук?
Говорят в одно ухо, а слышно в другом!
- Так зачем человеку два уха? (чтобы слышать)
- А как вы думаете, как можно усилить звук? (Сильнее выдувать воздух, петь громче.)
Опыт «Струнный инструмент из бумажного стаканчика, нитки и скрепки!»
Что понадобится:
- Бумажные стаканчики
- Нитка
- Ножницы
- Шило
- Канцелярские скрепки
Приступим:
Отрежьте нитку длиной 15-20 см. Натяните нитку в руках таким образом, чтобы у вас появилась возможность одним или лучше двумя пальцами дергать ее, как струну.
- Какой получается звук? Попробуйте натянуть сильнее.
- Изменился звук или нет?
Проделайте отверстие в центре дна стаканчика с помощью шила или кнопки и пропустите сквозь него нитку. Привяжите скрепку к тому концу нитки, который проходит через внутреннюю часть стаканчика. Вытяните нитку с другого конца, чтобы скрепка оказалась внутри стаканчика. Прижмите стакан горлышком к уху и, натянув нитку, одним пальцем дергайте.
- Что вы слышите? Что можно сказать о звуке?
- Как он изменился по сравнению с тем разом, когда не было стаканчика?
Вывод
В первом случае, когда вы дергали нитку, начали колебаться только те частицы, которые находились в непосредственном контакте с ниткой. Поскольку таких частиц не так уж и много, звук получился мягкий и тихий. Когда мы добавили стаканчик, колебания нитки передались ему, поэтому весь воздух, заключенный в стакане, начал колебаться, и звук получился более глубокий и громкий.