ВЫДЕРЖКА И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ




Лекция 4.

Жанровая фотография

Социальная фотография.

Фотожурналистика.

Жанровая фотография

Жанровая фотография — популярное и неоднозначное явление в фотоискусстве. Иногда очень сложно точно сказать, что конкретная фотография сделана в жанровом стиле, а другая – нет. И эти трудности связаны прежде всего с названием жанра.

Чтобы было легче определить жанровое фото, следует для начала запомнить, что пейзажные, портретные снимки и натюрморт не относится к фото в жанровом стиле.

Жанровая фотография предполагает фотографирование действий людей, изображает каждодневный быт и жизнь в привычной для человека среде, показывает его взаимодействие с бытом, окружающей средой.

По сути, жанровая фотография – это изображение состояний и действий людей, но не принужденное, а естественное. Такая фотография не должна быть постановочной.

Жанровая фотография – не только отображение повседневной жизни, это попытка передать внутренний мир человека, эмоциональное состояние, радость или грусть, может быть даже задумчивость или наоборот состояние расслабленного умиротворения. А для фотографа это еще и возможность показать свое отношение ко всему происходящему.

Основной задачей жанровой фотографии является изображение реальности такой, какая она есть. Она передает не столько какое-то определенное событие, но всю полноту, яркость, уникальность каждого конкретного момента жизни.

Это одно из самых эмоциональных, интересных и увлекательных направлений в фотоискусстве. А благодаря тому, что такая съемка учит видеть кадр, прогнозировать ситуацию и развивает реакцию (способность в нужный момент сделать снимок) – еще и очень популярный жанр среди фотографов.

Очень часто мы ходим по улицам настолько углубившись в свои мысли, что не замечаем ничего вокруг себя. А ведь на самом деле в каждый момент нашей жизни рядом с нами происходят удивительные вещи. Сидя в кафе или гуляя по парку, или просто в ожидании автобуса можно найти необычную и интересную историю, запечатлеть ее на снимке, нажав на кнопку фотокамеры. Момент пройдет, растворится в прошлом, но навсегда останется на фотографии.

Жанровая фотография – это взгляд на мир глазами художника, уникальный и многоликий жанр, не имеющий правил, которых следует придерживаться, дающий полную свободу для творчества.

Хорошим помощником для съемки будет длиннофокусный зум-объектив, он в разы удобнее, чем объектив с постоянным фокусным расстоянием.

В жанровой съемке есть и свои сложности. Сама ситуация, когда фотограф остается наедине с человеком, которого собирается снимать, уже эмоционально сложная. Если человек заметил, что его хотят фотографировать, то теряется реальность, атмосфера сиюминутности жизни на фотографии. Требуется большой опыт и хорошая реакция, чтобы оставаться незамеченным, делая уникальные кадры какого-то момента.

Жанровая фотография условно делится на два типа, первый из которых - репортажная фотография. Здесь фотограф становится наблюдателем, не вмешивается в происходящее, но находится в гуще событий, передавая краски, эмоции, цвета и настроения. Второй вил – постановочная жанровая фотография, сюда можно отнести домашние праздники, запланированные мероприятия и даже студийную съемку.

Современная социальная фотография: особенности, открытия, фотографы

О социальной фотографии

Фотография в некотором роде является отражением действительности, пусть и субъективным, в той или иной степени достоверным, порой кривым, но отражением.Многие исследователи фотографии отмечают такую её особенность как документальность.Например, фотограф и исследователь А.И. Лапин назвал её «бесценным даром фотографии. В конце концов на снимке изображено не то, что фотограф придумал, а то, что случилось однажды в жизни, а фотограф только увидел, осмыслил и успел запечатлеть, присутствуя в тот самый момент в том самом месте». Зачастую мы воспринимаем фотографию как свидетельство, или, как писала критик, писатель и исследователь С. Зонтаг, «как наиболее точное изображение фактов видимой реальности».. И особенно ярко это проявляется в так называемой социальной фотографии.

У этого жанра существует несколько различных наименований, отражающих то или иное его свойство. Так, А.И. Лапин называет такую фотографию «репортажной», исходя из того, что репортаж в данном случае - способ съёмки: «Репортажная фотография - противоположность постановочной, - пишет он, - в ней категорически не допускается какая бы то ни было организация, режиссура, постановка. Это фотография, которую делает «невидимый» фотограф «невидимой» камерой». Социальную фотографию можно, на мой взгляд, назвать также «фотографией момента», для которой характерен «поиск выразительности в мимолетном жесте, взгляде, случайном движении», и «фотографией детали», являющейся «характеристикой человека (или ситуации - прим. моё, А. Нечай) через значимую деталь, раскрывающую главный смысл»., несмотря на то что этими терминами Лапин называл подвиды репортажной фотографии, ведь зачастую именно какой-то момент или деталь становятся основой создания социальной фотографии: они привлекают внимание фотографа и как бы «заставляют» сделать снимок. Другой вариант названия - «реалистическая фотография.

«Жанровой» они называли фотографию, «где изображаются состояния и действия людей» что соответствует нашему понимаю социальной фотографии. Но в этой курсовой работе подобную фотографию я бы предпочла именовать всё-таки социальной (учитывая при этом, что все вышеперечисленные термины также верны и корректны) - термином, более отражающем вот это последнее её свойство. И потому обратимся к значению слова «социальный». Оно произошло от латинского «socialis», что означает «товарищеский, общественный».. Социальная фотография - это фотография, отражающая поведение и взаимоотношение людей с миром, элементами действительности, с другими людьми и собой. Тем интереснее, что зачастую в такой фотографии «интерпретируются и осмысляются не столько изображённые люди, сколько процесс, в который они включены».

Социальную фотографию можно рассматривать «как исследование действительности» поскольку фотограф находит интересующие его сюжеты в повседневной жизни людей, ничего не меняя или меняя минимально. При этом её нельзя назвать объективной: автор выбирает сюжет, момент съёмки и технику. Более того, именно он им увиденное наполняет смыслом: берёт момент действительности и доводит «его спонтанную художественность до уровня искусства», он уточняет отношения и выстраивает целое. Там же таким образом интерпретируя и осмысляя. И нас уже будет интересовать не изображённое событие, или, вернее, не столько событие, сколько «проявление личности фотографа, его видение и его мышление». Именно здесь нужно отчётливо понимать, что изображаемое не приравнивается к изображению. Изображение - уже другой мир, созданный автором. Таким образом, социальную фотографию можно ещё назвать авторской и аналитической. Но иногда она даже - «поэтическое или философское размышление о жизни».

Одна из наиболее интересных особенностей социальной фотографии заключается в её «значительном содержании при внешней незначительности происходящего», содержании, которое что-то говорит о нас самих или об окружающих, даёт представление о реальности, срез пространства и времени.. Эта значительность связана также с тем, что в фотографии будто бы останавливается время «…она до бесконечности повторяет то, что уже никогда не может повториться в плане экзистенциальном. И это завораживает.

Таким образом, социальная фотография может быть интересной не только с эстетической, но и, скажем так, документальной точки зрения, ведь она - свидетельство жизни. И ещё она выхватывает из вечности миг и сохраняет его, хотя в действительности он уже перестал существовать. Социальная фотография - это и осмысление жизни, чем занимается не только её автор, но и «зритель». «Величие фотографии заключено в том, что она является документальным свидетельством существования в хаосе жизни уникальных мгновений. Как подлинное искусство, она дает нам возможность проникнуть в смысл происходящего». И в этом её преимущество.

Ссылки для просмотра фотоматериала по теме:

1) https://photopoint.com.ua/066281-otec-socialnojj-fotografii-lyuis-kha/

2) https://www.photographer.ru/tags/+%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F

3)https://www.photounion.ru/

Фотожурналистика

Фотография — обширный термин, объединяющий в себе все виды деятельности по созданию фотографических изображений: на бумаге или в виде цифрового файла. В связи с тотальным распространением фотокамер в том или ином виде среди широких масс появилось огромное число направлений их применения.

Самый обширный и при этом низкокачественный пласт — любительские снимки из серии «я тут был, я это видел, я так это делал». Другая, сугубо специализированная крайность, — различные научные, специфические фотоизображения, например астрономические кадры звездного неба или рентгеновские снимки в медицине.

Бывает сложно отнести то или иное фото к какому-то одному определенному жанру. Но тем не менее можно выделить несколько направлений практического применения, в том числе популярные жанры, которыми определенные фотографы занимаются профессионально и зарабатывают себе на жизнь. И один из таких жанров – это фотожурналистика

Фотожурналистика — это подвид журналистики, в которой фотография используется в качестве основного средства выражения. Изначально данным видом деятельности занимались профессионалы, штатные и внештатные корреспонденты различных средств массовой информации. Сейчас же фотожурналистика доступна любому любителю с камерой, попавшему в нужное место в нужное время.

Цель фотожурналистики — объективное отображение действительности, происходящих событий, интересных и известных людей. Такие кадры отличаются от других жанров фотографии. Во-первых, важностью времени снимка — фотография имеет ценность только в привязке к хронологии развития событий. Во-вторых, объективностью, которая требует от человека честности и точности. Журналист беспристрастен. Он не передает через фотографию свое мнение относительно снимаемого объекта, в отличие от фотохудожника, а только фиксирует в объективе, то что есть. В-третьих, журналистская фотография несет в себе повествовательную функцию. Она не должна быть абстрактной. Такая фотография рассказывает историю о каких-либо событиях и часто сопровождается текстом. Точнее, сопровождает текст, дополняя его зрительными образами для более точной передачи информационного сообщения.

Фотожурналисты не строят кадр — их фотография всегда спонтанна. Они с камерой и штативом наперевес такие же участники событий, как и запечатленные на снимках люди. Военный репортер, например, подвергается не меньшему риску, чем окружающие его солдаты.

Фотожурналистику можно разбить на поджанры: новостную, репортажную и документальную.

 

Новостной фотожурналист работает здесь и сейчас, предоставляя средствам массовой информации материал с мест текущих событий в оперативном режиме для размещения фотографий в ежедневных или еженедельных выпусках новостей — в газетах, журналах или на новостных веб-сайтах.

Репортаж — это рассказанная посредством фотографии история, в отличие от новости растянутая во времени. Просмотр такой фотографии должен доносить до зрителя суть истории, которая могла бы быть рассказана и словами, но не столь наглядно. Репортаж обычно имеет временные границы и редакторские ограничения.

 

Документальная фотография похожа на репортаж, но подобных границ не имеет. Ее задача — создание некоторого фотографического документа, отражающего реальные события, несущего какое-либо предупреждение или обращение, суть целой эпохи или периода в жизни страны или отдельно взятого человека. Документальная фотография может быть субъективной и эмоциональной, иметь идеологический или социально критический подтекст. В связи с этим она может воздействовать на умы современников и даже влиять на политическую ситуацию в отдельно взятой стране.


С развитием коммуникационных технологий, в частности Интернета, и с возрастающей доступностью камер связан массовый вход в сегмент фотожурналистики любителей, что может приводить к значительным информационным взрывам. Например, в Тегеране летом 2009 г. тысячи людей вышли на улицы в знак протеста против результатов президентских выборов в Иране. Ни одному из профессиональных фоторепортеров местные власти не разрешили вести съемки, журналисты мировых агентств не имели возможности выйти за порог своих отелей. Однако вскоре Интернет был переполнен сотнями кадров, которые сняли на свои мыльницы и сотовые телефоны сами участники событий — иранцы. В итоге информационная блокада была прорвана и мир узнал о массовых беспорядках в стране, о которых местная власть старалась умолчать перед мировым сообществом.

Фотожурналист, профессионал ли он с большой зеркалкой или любитель, снимающий происходящее на камеру мобильного телефона, всегда должен быть начеку. События всегда развиваются сами по себе и часто — стремительно. Хорошая реакция, решительность и инстинкт самосохранения вкупе с умением быстро компоновать кадр и спускать затвор приносят самые горячие снимки, заслуживающие больших разворотов в средствах массовой информации

Профессиональной журналистике в силу своей специфики присущи некоторые особенные черты — грубоватый стиль, беспристрастность или особые ракурсы съемки, которые начинают перениматься фотографами других направлений. Например, сегодня многие свадебные фотографы снимают в репортажном стиле беспристрастные хроники свадебных событий.

Съёмка спорта

*Фотолюбитель — это тот, кто меняет деньги на фотографии, *

а профессионал — тот, кто меняет фотографии на деньги.

Из недр интернета

АППАРАТУРА И ЭКИПИРОВКА

Даже у фотографов, имеющих аккредитацию — специальное разрешение на съемки, — не всегда есть возможность подойти близко к спортивным состязаниям, иногда для их же собственной безопасности, как, например, в автоспорте. Очень часто специально отведенные для прессы места оказываются неудобными для фотографирования, и здесь могут выручить либо оригинальная идея, либо длинный фокус. Почти все спортивные репортеры работают со светосильными длиннофокусными объективами, из них самыми удобными считаются 200, 300 и 500 мм или аналогичные зумы. Хорошо, если в камере есть автофокусировка с функцией слежения. Как показывает опыт, очень сложно снимать быстрое движение объектов на обычную цифровую компактную камеру. После нажатия на кнопку спуска камера еще немного думает, и затвор срабатывает с небольшой задержкой. Обидно то, что фотограф увидел момент и вовремя нажал, но ситуация изменилась, и вместо кадра — один веселый смех.

 

Только качественные зеркальные фотоаппараты способны достаточно быстро реагировать на мгновенно меняющиеся и динамичные моменты в спорте. Кроме того, в профессиональных зеркальных камерах есть такая опция, как динамический автофокус (не путать соследящим автофокусом), который позволяет постоянно держать движущийся объект в резкости независимо от того, где он находится, в центре или с краю кадра, даже если он иногда перекрывается другими объектами. Но все же, несмотря на то что сейчас техника совершенствуется очень быстро, не на всякий автофокус можно рассчитывать.

Очень полезен для спортивной съемки также штатив или, еще лучше, монопод (отдельная нога под камеру или объектив, легкая и мобильная). Для быстрого перемещения со всей своей техникой удобно носить фотожилет с карманами для объективов, а еще небольшой раскладной стульчик, сидя на котором, вы можете провести долгие часы, следя за спортсменами и ловя миг удачи.

 

Спорт можно снимать не только во время больших соревнований, часто даже местные локальные состязания дают шанс сделать хороший динамичный снимок.

ВЫДЕРЖКА И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

*Снимок виндсерфингиста сделан с выдержкой 1/800 сек. фокус 300 мм (да плюс еще кроп-фактор 1,4), диафрагма 7,1 чувствительность 125. Увы, даже 300 мм объектива в таком случае будет мало, однако рядом со мной стоял коллега с 500 мм и жаловался, что ему тоже не хватает фокуса. Спортивному фотографу всегда есть что удлинить… *

Как правило, спорт — это движение, поэтому, говоря о спортивной съемке, мы вообще-то имеем в виду фотосъемку любых быстро движущихся объектов. Не берем во внимание такие игры, как шахматы, — в остальных состязаниях везде присутствует активное перемещение. Поэтому, чтобы снимать спорт хорошо, надо правильно ставить выдержку. Разной скорости движения соответствует разная выдержка. Если фотограф задумал получить ясную и резкую картинку, то выдержка должна быть как можно более короткая, причем чем быстрее движение — тем короче выдержка. Для ходьбы или неторопливого бега достаточно 1/125 или 1/250 сек.; хоккей, футбол как минимум не длиннее 1/250 или 1/500 сек.; бокс, борьба, серфинг 1/250 или 1/500, автоспорт, мотоспорт — от 1/1000 сек. и короче.

Хочу заметить, что все рекомендации довольно условны и зависят от задачи и от того, насколько близко к месту действия вы находитесь. Если фотограф снимает длиннофокусным объективом, то скорость перемещения объектов в кадре может быть достаточно спокойной, даже если в реальности она высока, но с широкоугольником и с близкого расстояния те же действия становятся молниеносными и требуют более короткой выдержки. Для съемки с проводкой, которая будет описана ниже, выдержка может быть достаточно длинной — 1/60, 1/30 сек. или более.

Не всегда спортивным соревнованиям сопутствует хорошее освещение. Например, практически все состязания, что проходят в помещениях, хорошо видны глазу, но чтобы «схватить» интересный момент на фото, требуется очень короткая выдержка, и света оказывается недостаточно. Поэтому профессиональные спортивные фотографы снимали раньше на высокочувствительную пленку. Иногда для повышения чувствительности пленки прибегали к так называемомупуш-процессу (PushProcess). При нем пленку экспонируют не по номинальной чувствительности, а с заведомой двух- или четырехкратной недодержкой, и потом проявляют дольше или при повышенной температуре, но подобное решение возможно для профессиональных, а не обычных бытовых лабораторий. В любом случае вы можете спросить в центре обработки пленок, проявляют ли они в режиме пуш и до какой чувствительности можно разгонять конкретную пленку без ощутимой потери качества.

Но сейчас практически все спортивные репортеры перешли на «цифру» и ставят на своих камерах чувствительность ISO не меньше 800, 1600 или даже 3200.

 

Для этих снимков использовалась очень короткая выдержка. Во время съемок ни один из спортсменов не пострадал. Хотя бывает и иначе:

 

девушке впоследствии была оказана медицинская помощь — бинтование коленок и искусственное дыхание «из уст в уста», а фотографы становились в очередь, готовые помочь и в том и в другом.

СЪЕМКА С ПРОВОДКОЙ

Один из распространенных приемов в спортивной фотографии — фотосъемка с проводкой. Такой прием хорошо работает, если движение спортсменов происходит не хаотично и спонтанно, а по определенной траектории, как, например, во всех авто-, вело- и мотогонках или соревнованиях на треке. Суть метода проста: камера должна постоянно следовать за движущимся объектом. Фотограф ведет его, глядя в видоискатель, выбирает наиболее выигрышный момент, жмет на кнопку спуска и, что очень важно, — не прекращает движение камеры до того как затвор закроется. Пока объект находится в поле видоискателя, можно снять его не один раз. Для этого метода обычно пользуются длиннофокусными объективами.

При съемке с проводкой выдержка может быть длиннее, чем при обычной спортивной съемке, и для большей выразительности кадра допускается даже некоторая нерезкость объекта. В идеале фотограф получает на снимке достаточно хорошо читаемое изображение спортсмена и полностью смазанный фон, за счет которого появляется ощущение скорости движения. Для того чтобы сделать грамотную картинку, очень важно найти правильное место для съемки, выбрать объектив и подходящий задний план. Если объект и фон близки друг другу по цвету или тону, прием с проводкой не сработает, поскольку спортсмен сольется с ним. Очень хорошим фоном для съемки с проводкой могут быть трибуны, полностью заполненные зрителями. Если скорость перемещения камеры за спортсменом достаточно велика, то множество мелких деталей заднего плана превратятся в разноцветные горизонтальные полосы, на которых ваш объект будет замечательно выделяться.

Во время съемки не забывайте о композиции кадра и оставьте некоторое пространство впереди движущихся спортсменов, так сказать, для развития движения. Нехорошо, когда летящий стремительно мотоцикл или авто упирается прямо в край фотографии.

Объектив отслеживал движение, перемещаясь за спортсменами, при этом фотограф следил за изображением в видоискателе и снимал в нужный момент. Смазанный фон хорошо контрастирует с резкими фигурами, передавая ощущение скорости. А вот пример съемки с проводкой с использованием широкоугольника: задник не особенно размыт, герой-спортсмен немного смазан, но какая экспрессия!

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Для того чтобы сделать хороший кадр, необходимо правильно выбрать точку съемки. Проанализируйте, где могут произойти решающие события или возникнуть острые моменты? Откуда лучше всего будет видна ситуация и на каком фоне произойдут действия? Чтобы спортсмен хорошо читался на снимке, фон не должен быть пестрым, пустые трибуны и яркие рекламные щиты на заднем плане вряд ли украсят ваш спортивный снимок.

Все виды спорта, где есть прыжки, хорошо снимать с нижней точки, чтобы зрительно увеличить амплитуду вылета, исключение можно сделать для лыжного фристайла или сноуборда. Снятые с верхней точки телевиком прыгуны обычно видны на размытом фоне долины и хорошо читаются. Как ни странно, фигурное катание тоже удобно снимать сверху, проецируя фигуристов на лед и избегая навязчивой рекламы, а прыгуны с шестом очень выразительны в момент отталкивания от земли, если снимать их телевиком анфас.

Для съемок горнолыжников, заняв позицию, рекомендую заранее навести фокус на место, где спортсмены делают эффектный поворот, и при появлении сделать серию кадров, то же самое можно посоветовать для съемок прыжков в мотокроссе. Если фотокамера и объектив непрофессиональные, автофокус может не справляться с высокими скоростями и не поспевать, поэтому отключите его.

Гонки на тройках можно снимать как с проводкой, так и замораживая движение короткими выдержками. Во время бега лошади есть фаза, когда все ее ноги оторваны от земли.

Горнолыжные соревнования — это всегда высокие скорости. Хорошая точка для съемки спереди и немного снизу. Огибая препятствие, лыжник встает на кант, что смотрится эффектно.

В большом теннисе кроме выразительной позы игрока и эмоций хорошим тоном считается наличие мяча в кадре. При съемке единоборств интересны лица боксеров или борцов, спортсмены, снятые только со спины, не украсят снимок. Для съемок спортивных соревнований, где есть вода, неплохо ставить очень короткую выдержку, до 1/1000 или 1/2000, чтобы «заморозить» водяные брызги, если они есть.

Можно и дальше перечислять популярные фотографические решения, но все профи стараются по возможности избегать штампов и находить свои, новые и оригинальные точки съемок. Ну и, наконец, без решающего момента, острой ситуации никакая спортивная фотография не произведет впечатления. Но тут рассчитывать только на везение нельзя. Подожмите кнопку спуска наполовину и внутренне представьте себя и камеру одним целым — только так, будучи «заряженным» и предвосхищая острые ситуации, можно сделать отличные фото.

Если у вас нет возможности попасть на большие соревнования, не считайте зазорным потренироваться в съемке роллеров, скейтеров или каких-нибудь веселых стартов. Опыт приобретается постепенно. Оттачивать фотомастерство можно, даже снимая дворовый футбол, тем более что по накалу страстей мальчишки могут дать фору и профессионалам.

И последнее. Спортивный фотограф не должен зацикливаться только на соревнованиях. Вокруг спортивных событий всегда полно болельщиков, зрителей или родителей, переживающих за своих чад. Так что не упустите случая сделать хорошие снимки.

 

Спортивные фотографии — это не всегда только собственно соревнования, но и эмоции участников, а также зрители и болельщики.

Во время съемок Чемпионата мира по хоккею 2000 года в Петербурге фотографы, работающие на информационные агентства, снимали первый период очень внимательно. Им важно было отснять все острые моменты и во время перерыва обработать и передать в агентство первые кадры. Важные матчи начинались вечером, и снимки, сделанные в первом периоде, успевали попасть в вечерние выпуски газет или на обложку утренних изданий во всем мире. Коллеги из конкурирующих агентств работали практически рядом и ревностно следили друг за другом, кто и как отснял тот или иной острый момент. Кроме собственно хоккея все снимали еще и атмосферу соревнований: разрисованные лица болельщиков, эмоции.

На Олимпийских играх, как и на других важных мировых событиях, кроме спортивных фотографов иногда работают еще и «фитчеристы» (feature —особенность, очерк): они снимают обычную жизнь вокруг соревнований — болельщиков, эмоции, забавные ситуации, что тоже можно считать спортивной фотографией.

Много лет назад один из моих коллег, еще не будучи профессионалом, регулярно ходил на второстепенные соревнования по бальным танцам. Не то чтобы он очень любил это дело, нет, просто хаотично и спонтанно перемещающиеся под музыку танцевальные пары были для него отличными объектами спортивной съемки. У него не было зума, автофокуса и высокочувствительной пленки, но, снимая сотни кадров, он набивал руку и оттачивал свои навыки. Став профессионалом, он уже знал, в какой момент надо нажимать на кнопку. Чем не пример для подражания?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: