МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СЕЛА АКЪЯР
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАЙБУЛЛИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Утверждаю»:
Директор МАОУ ДОД ДДТ с.Акъяр
_______________/Л.В.Антропова
принята на заседании
педагогического совета
№ от
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА»
Возраст детей: 7 - 13 лет
Срок реализации программы – 24 часа
Автор-составитель:
Кужагильдина Вагида Равиловна
Педагог ДО
Акъяр – 2018
Пояснительная записка.
Одной из приоритетных задач современного образования является выявление и развитие способностей каждого ребенка в максимально возможном диапазоне его индивидуальных ресурсов.
Это обусловлено кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Потребность общества в людях, способных нестандартно решать проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности постоянно растет.
Социальный заказ государства и общества на сохранение и приумножение интеллектуального и творческого потенциала страны ставит перед современной педагогикой задачу по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие детской одаренности, через внедрение инновационных образовательных технологий, привлечение ресурсов дополнительного образования, непрерывный поиск новых форм и методов работы.
Результатом поиска уникальных образовательных технологий по всему миру стала методика «Ментальная арифметика».
«Ментальная арифметика» - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала детей с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус, решения нестандартных задач, выполнения творческих заданий социально-педагогической направленности.
Программа «Ментальная арифметика» строится на принципах личностно-ориентиро-ванного деятельностного подхода, что позволяет развивать у обучающихся учебно-познавательный интерес, формировать ключевые компетенции.
В основе программы лежит уникальная восточная методика устного счета, история которой насчитывает уже более шести столетий. Технология обучения устному счету с помощью счетов Абакус (Соробан) по сей день остаётся обязательной в начальной школе в Японии и ряде других азиатских стран. Помимо этого, на сегодняшний день в Японии работает более 25 000 частных учебных заведений по обучению устному счету.
Сравнительные исследования ученых показали, что те учащиеся, которые обучались счёту с помощью абакуса, более успешно впоследствии овладевали математикой, а также показывали более высокие результаты в других предметных областях, по сравнению с теми, кто обучался счёту по традиционной системе принятой в Европейских странах.
На начальных этапах занятий по ментальной арифметике используется абакус (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса. Отметим, что устный счет в ментальной арифметике — это не единственный вариант обучения счету, и традиционную методику никто не отменял. Ментальная арифметика основана на технике обучения правильному и быстрому устному счету, который является лишь инструментом для развития интеллекта ребенка, а не самоцелью.
Цель программы: максимальное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики устного счета.
Основные задачи
Обучающие:
- совершенствование навыков устного счета без использования электронных вычислительных устройств;
Развивающие:
- развитие памяти и внимания через выполнение заданий на онлайн-платформе;
- развитие мелкой моторики для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- развитие познавательной активности через применение технологии личностно-ориентированного деятельностного подхода;
- развитие концентрации внимания, фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности.
Воспитывающие:
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
- воспитывать познавательную активность у детей.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы дети должны:
-иметь элементарное представление о ментальной арифметике, об Абакусе и его конструкции (братья и друзья);
-знать правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использования большого и указательного пальцев;
-уметь правильно использовать обе руки при работе с абакусом;
-уметь набирать числа (1-1000) на абакусе;
-освоить простое сложение и вычитание на абакусе;
-освоить метод сложения и вычитания «Помощь брата» на абакусе;
-освоить метод сложения и вычитания «Помощь друга» на абакусе;
-освоить комбинированный метод сложения и вычитания.
Возрастные особенности
Программа «Ментальная арифметика» ориентирована на детей 7-13 лет, проявляющих интерес к арифметике, быстрому счету.
Дидактической основой организации работы является следующая система принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие все стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
-новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
-обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
-при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
-у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется такая возможность, (принцип вариативности);
-процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
-обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Необходимые условия организации занятий с детьми - атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Подобранный программный материал обеспечивает разноуровневое обучение, когда каждый ребенок продвигается вперед своим темпом. Детям наряду с более простыми заданиями предлагаются и такие, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решения их формирует у детей желание и умение преодолевать трудности. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей.
Формы и режим занятий
Во время прохождения программы используются следующие формы работы:
-групповые занятия;
-деление детей на подгруппы по освоению программы;
-индивидуальные занятия с одаренными детьми и с детьми, которым требуется дополнительная помощь при освоении программы
.
Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы
Основной формой подведения итогов при реализации программы являются наблюдение и анализ продуктов детской деятельности, решение детьми примеров на время, проверка освоения детьми первого (второго, третьего, четвертого) уровня работы с абакусом, показательные выступления одаренных детей.
Мониторинг проводится после каждого уровня в виде ментального счета на скорость.
Высокий уровень (ребенок говорит ответ в течении 5 секунд)
Средний уровень (ребенок говорит ответ в течении 6 -7 секунд)
Низкий уровень (ребенок говорит ответ в течении 8 секунд и более)