Усиление монополизации рынков.




Задачи мировой экономики и международных экономических отношений

 

П Л А Н

 

1. Интересы государства в экономической политике.

2. Усиление монополизации рынков.

3. Искусственное ограничение конкуренции.

4. Конкурентная борьба стран на рынке технологий.

5. Межстрановые различия в экономичесой политике.

26. Вывод.

 

Интересы государства в экономической политике.

 

Система мировой экономики состоит из взаимоотношений стран между собой, в которых каждое государство действует исключительно в своих интересах, даже если они приносят прямой ущерб экономике других стран. Экономическая политика страны, в том числе внешняя, всегда отражает интересы той или иной части избирателей.

В каждой суверенной стране имеется не только своя собственная валюта, но и свое собственное правительство со своими государственными расходами и правом налогообложения. Различия в налоговых законодательствах между странами, как правило, гораздо существеннее, чем между отдельными штатами, провинциями или городами. Поэтому подобные различия порождают перемещение значительного количества средств и товаров между странами, которого не наблюдалось бы, не будь межстрановых различий в налогообложении. Банки размещают свои отделения на Багамских островах, где доходы от прироста капитала облагаются меньшим налогом, а бухгалтерские книги проверяются не столь тщательно. Судоходные компании регистрируются в Либерии или Панаме,где это почти ничего не стоит и где, в отличие от других стран, не регулируется использование местной рабочей силы. Суверенитет в налоговой политике и государственных расходах порождает, кроме того взяточничество и лоббизм в международном масштабе. Южнокорейские агенты давали взятки американским чиновникам, чтобы продолжалось субсидирование поставок американского риса в Южную Корею. Американские авиационные фирмы занимались подкупом целого ряда иностранных правительств,чтобы те способствовали закупкам их продукции. "Юнайтед брэндз" попалась на попытках подкупа гондурасских чиновников в целях снижения налога на экспорт бананов - разразился "бананагейт". И вообще, финансово-бюджетная политика каждой страны порождает свою собственную систему экспортных субсидий, пошлин и ограничений на импорт.

Таким образом государственная политика в отношении функционирования рынка, упирающаяся корнями в неразрешимость проблемы эффективности на всех уровнях сразу - фирменном,национальном и мировом, и в связи с трудностью ее сравнения в краткосрочном и долгосрочном плане, выглядит внешне непоследовательной. Фактически же государственные органы пытаются гибко реагировать на конкретные экономические ситуации, учитывать их специфику и различия и, исходя из этого, принимать решения.

Например, требования об обязательной регистрации и утверждении контрактов, об утверждении сроков и условий контрактов, законы об обязательном лицензировании. В соответствии с последними (принятыми в Южной Корее, Мексике и других странах) импорт некоторых видов наукоемкой продукции должен осуществляться только при условии передачи технологии для хотя бы частичного местного производства. В развивающихся странах распространяется практика установления "потолка" для лицензионного вознаграждения и для сроков действия соглашений. В странах Андского пакта не подлежат утверждению контракты, если в них лицензиату навязываются "в нагрузку" закупки материалов, промежуточных товаров и т. д. или содержатся ограничительные условия о производстве, экспортной территории, условия о постоянном найме сотрудников лицензиара, об обязательном предоставлении лицензиару возможной рационализации в технологии. Не ставя здесь вопроса о действенности подобных мер государственного регулирования лицензионной торговли в развивающихся странах, отметим, что они являются ответной реакцией на усиление монополизации рынков. Это выражается, в частности, и в патентной политике транснациональных корпораций. По данным ООН, к 1975 г. в странах "третьего мира" патенты на 84% были зарегистрированы нерезидентами и 95% из них не были использованы. В результате усиливается поляризация между развитыми и развивающимися странами.

 

Усиление монополизации рынков.

 

Технологический протекционизм и контроль технологического рынка со стороны ТНК и государства усиливают движение и местных, и мировых рынков в сторону большей монополизации. В новых индустриальных странах импорт технологии осуществляется крупными местными компаниями и способствует усилению их контроля на местных рынках, росту цен и техническому отставанию последних. Монополизация рынков местными производителями закрепляет еще больше порочный круг между передачей несовременной технологии и ее овладением, характерный для развивающихся стран. Так, Индия приступила к производству автомобилей "амбассадор"в 60-х годах и постепенно переходя на собственный выпуск всех частей добилась 90% их местного производства. Однако к этому моменту данное производство безнадежно устарело, и с 1982 г. индийский производитель заново начинает весь круг, заключив соглашение с японской компанией "Судзуки", при снижении местного производства компонентов до 30%. Однако нет гарантии, что ко времени овладения новой технологией в полном объеме она снова не устареет. Передача технологии,какой бы новой и передовой она ни была в момент освоения, не может обеспечить поступательного технического развития в условиях монополизированного и защищенного протекционистскими барьерами рынка. В этих тепличных условиях местные крупные компании не заинтересованы в проведении НИОКР своими силами, они вполне могут довольствоваться заимствованной технологией "не первой свежести". Процессы, происходящие на мировом технологическом рынке, сказываются и на характере международной конкуренции. Централизованное управление передачей технологии по каналам внутрифирменных рынков ТНК, тенденция к объединению ресурсов, согласованию научно-технических политик, к разного рода научно-техническим соглашениям, скупка иностранным капиталом передовых научно-производственных небольших компаний, постоянно совершенствуемая и усложняющаяся правовая защита промышленной собственности - все это свидетельства концентрации и централизации в использовании технологии на мировом уровне. Усиление централизации, когда речь идет о таком ресурсе, как технология, вышедшем на первое место среди факторов конкурентноспособности, оказывает сдерживающее, ограничивающее действие на конкуренцию на отдельных товарных рынках.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: