МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К АТТЕСТАЦИИ СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, В ЧАСТИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ, НАЗНАЧЕННЫХ В КАЧЕСТВЕ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫИ (ИЛИ) ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА, АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование | Стр. |
Раздел I «Теоретическая подготовка к аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» | |
Введение | |
Тема 1 Знания и умения, являющиеся обязательными для работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС | |
Тема 2 Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности | |
Тема 3 Транспортная безопасность, субъект транспортной инфраструктуры, объект транспортной инфраструктуры, транспортные средства, акт незаконного вмешательства | |
Тема 4 Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства | |
Тема 5 Планирование и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств | |
Тема 6 Подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, аккредитация подразделений транспортной безопасности | |
Тема 7 Цели и задачи досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, осуществляемых на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности | |
Тема 8 Силы обеспечения транспортной безопасности | |
Тема 9 Предметы и вещества, запрещенные или ограниченные к перемещению в зону транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, на критические элементы объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств | |
Тема 10 Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Область применения, задачи и цели создания. Структура ЕГИС ОТБ | |
Тема 11 Порядок получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности | |
Тема 12 Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах | |
Тема 13 Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Порядок их объявления (установления) | |
Тема 14 Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств | |
Тема 15 Федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, основания для проведения плановых и внеплановых проверок | |
Тема 16 Полномочия Федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности | |
Тема 17 Уголовная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности | |
Тема 18 Административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности | |
Тема 19 Общий порядок планирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности. Порядок и сроки выполнения мероприятий по организации категорирования, проведения оценки уязвимости, разработки, утверждения и реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств | |
Тема 20 Понятие зоны транспортной безопасности и ее секторов, критических элементов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств | |
Тема 21 Общий порядок организации пропускного режима в зоне транспортной безопасности. Порядок выдачи документов, дающих основание для прохода, проезда физических лиц или перемещение материальных объектов в зону транспортной безопасности, на критический элемент ОТИ и (или) ТС. Виды пропусков для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и (или) технологический сектор зоны транспортной безопасности и (или) на критические элементы ОТИ и ТС, их применение и уничтожение. Порядок допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности по постоянным и разовым пропускам. | |
Тема 22 Общий порядок организации досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности | |
Тема 23 Порядок проведения наблюдения и (или) собеседования в ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности | |
Тема 24 Особенности проведения досмотра на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте в целях обеспечения транспортной безопасности | |
Тема 25 Технические средства обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта | |
Тема 26 Технические средства обеспечения транспортной безопасности на транспортных средствах автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта | |
Тема 27 Порядок реагирования на угрозы совершения актов незаконного вмешательства и действий персонала, сил обеспечения транспортной безопасности при тревогах «угроза взрыва» и «угроза захвата» на ОТИ или ТС | |
Тема 28 Требования к оснащению на объектах транспортной инфраструктуры пунктов управления обеспечением транспортной безопасности | |
Тема 29 Организационно-распорядительные документы субъектов транспортной инфраструктуры, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств | |
Тема 30 Оснащение контрольно-пропускного пункта (КПП) в целях обеспечения транспортной безопасности. Виды технических средств досмотра. | |
Тема 31 Организация взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС и сила обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие | |
Тема 32 Виды, периодичность и порядок организации учений и тренировок в целях проверки готовности сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению мероприятий транспортной безопасности | |
Тема 33 Сведения, отражающиеся в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС | |
Тема 34 Требования к функциональным характеристикам технических средств обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств | |
Тема 35 Порядок предоставления государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Кем осуществляется предоставление государственной услуги? Срок предоставления государственной услуги. Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги. Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Основания для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. Результат предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также его должностных лиц | |
Тема 36 Ограничения для лиц при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности | |
Тема 37 Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц | |
Тема 38 Права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в области обеспечения транспортной безопасности, определенные Федеральным законом от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» | |
Тема 39 Порядок проверки субъектов транспортной инфраструктуры с использованием тест-предметов и тест-объектов | |
Тема 40 Подразделение транспортной безопасности. Полномочия и права работников подразделения транспортной безопасности | |
Вопросы для самоконтроля уровня подготовки | |
Раздел II «Практическая подготовка к аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» | |
§ 1 «Тестовые вопросы» | |
§ 2 «Тематические вопросы» | |
§ 3 «Практические вопросы» |
РАЗДЕЛ I
«Теоретическая часть подготовки к аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»
Настоящее методическое пособие затрагивает все вопросы в области обеспечения транспортной безопасности, с тем, чтобы ответственные работники были готовы по своим приобретенным навыкам и полученным знаниям пройти не только аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности, но и выполнять на высоком компетентном уровне обязанности, связанные с реализацией норм и требований законодательства Российской Федерации по транспортной безопасности в сфер дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Введение
В силу политической и экономической деятельности ведущих стран мира и существенного разброса стабильности уровня жизни людей с учетом религиозных особенностей в остальных странах, в настоящее время привело к такому определению и тенденции как международный терроризм.
Терроризм на транспорте – одна из приоритетных и глобальных проблем во всем мире. Так 09 сентября 2001 года было захвачено четыре самолета террористической организацией «Аль-Каида», по результатам чего в Манхэттене и Нью-Йорке были разрушены здания В Т Ц – 1 и 2 и один самолет был направлен на Пентагон. По итогу произошедшего было резюмировано, что система безопасности на воздушном транспорте и аэропортах мира не соответствует современному шагу развития незаконного вмешательства со стороны международного терроризма. Данное событие послужило толчком к пониманию сложности и строгой необходимости ужесточать правила и поведение лиц обеспечивающих безопасность на авиационном транспорте.
Вторым шагом освоения безопасности в мире на транспорте, стал морской транспорт ввиду усиления деятельности пиратства, а также обнаружения таможенными органами запрещенных веществ в международных перевозках; и соответствующего понимания техногенности в случае совершения акта незаконного вмешательства включающего в себя сам терроризм (например, газовоз или танкер). Таким образом, 12 декабря 2002 года был принят на базе Международной Конвенции SOLAS, Кодекс ОСПС. Он в свою очередь впервые в мировой практике сделал разделение охраны и безопасности. Служба охраны на судах и портовых средствах осуществляет контроль и своевременную информативность в случае возникновения определенного уровня опасности, содержащее в себе акт незаконного вмешательства, а служба безопасности предпринимает действия по предотвращению потенциальных или непосредственных угроз.
На территории Российской Федерации неоднократно возникали вспышки террористических актов, в том числе и на транспорте, что приводило к трагической гибели граждан нашей страны.
27 июля 2006 года вышел в свет Федеральный Закон №153 «О противодействии терроризму». Данный Закон адоптирован на категории лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, а это: военнослужащие, сотрудники и специалисты органов исполнительной власти. Это в свою очередь не может в наше время полностью предупредить и пресекать внешние незаконные вмешательства на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства.
В этом логическом понимании, Правительство Российской Федерации приняло и одобрило с утверждением Президента РФ Федеральный закон от 09 февраля 2007 года №16 «О транспортной безопасности», который охватывает все виды транспорта и объекты транспортной инфраструктуры, которые эксплуатируются на территории страны вне зависимости от форм собственности.
Правовой основой данного закона является Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ. В свою очередь доказывая, что предупреждающие действия, при обеспечении транспортной безопасности, государство и перевозчики намного больше экономят, чем при последствиях актов незаконного вмешательства, обеспечивая конституционные права и гарантии гражданам РФ.
Тема 1 Знания и умения, являющиеся обязательными для работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС
Работник должен знать:
1) положения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС;
2) структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности;
3) перечень потенциальных угроз совершения АНВ, порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;
4) требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;
5) особенности организации пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС;
6) порядок обращения с информацией ограниченного доступа и сведениями, составляющими государственную тайну;
7) порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры (далее - СТИ) и перевозчиками об угрозах совершения или о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;
8) особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;
9) положения законодательства, регламентирующие уголовную и административную ответственность за нарушение требований в области обеспечения транспортной безопасности, административную ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.
Работник должен уметь:
1) организовать исполнение внутренних организационно-распорядительных документов, регламентированных положениями законодательства о транспортной безопасности в части, касающейся ОТИ и (или) ТС;
2) осуществлять информирование федеральных органов исполнительной власти об угрозах совершения или совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;
3) организовать инструктаж сил ОТБ;
4) обеспечить реализацию плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС в пределах своей компетенции.
Работник должен иметь навыки:
1) принятия управленческих решений;
2) организации исполнения и контроля за исполнением принятых решений.
Тема 2 Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации №16-ФЗ «О транспортной безопасности» цели и задачи обеспечения транспортной безопасности состоят в следующем:
1. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
2. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:
1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
7) подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;
8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;
9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;
10) сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.