Персонология как наука о личности




Возникновение психологии личности как особой предметной области психологического познания можно датировать выходом в свет первых фундаментальных теоретических работ в частности: работа Курта Левина «Динамическая теория личности» 1935 год, работа Мюррея «исследование личности» 1938 год, работа Олпорта «Личность» 1937 год. Источниками основных предпосылок современной психологии личности являются такие области научного познания как:

· исследования больной и здоровой личности в психиатрии

· развитие основ психодиагностики

 

Понятие «персонологии» в психологическую науку ввёл Генри Мюррей в 1938 году, объединив как теоретическую базу, так и эмпирические исследования в данной области.

Слово «персонология» состоит из двух составляющих: «персона» и «логос» - наука о личности.

Данное определение обуславливает размытость границ предмета психологии личности и предмета персонологии.

В развитии идей о личности согласно Котовой можно выделить несколько оснований

· духовно-философская

· естественно-научная

· социологическая

· художественно-эстетическая

· собственно психологическая

Персонология, в отличии от психологии личности, междисциплинарная область знаний.

 

Мади считает, что персонология ориентирована на изучение и объяснение устойчивых закономерностей мышления, переживаний и действий людей. Развитие идей гуманистической психологии был сделан в 10-е годы данного столетия.

 

Типы построения научных знаний о личности по Котовой. 4 способа построения научных знаний о личности

1)конец 19-начало 20 века: имеет место превращение человека в личность как социально желаемый итог развития. Для этого времени характерны появление концепций Бехтерева, Бахтина, Лазурского, Франка. Активно разрабатываются вопросы, связанные с выделением единиц системы человекознания, в частности уникальности и индивидуальности личности, а также вопросы характерологии;

 

2)30е – 60е годы 20 века: сохранение сущности личности в столкновении с обществом. Наиболее активно личностный принцип отстаивался Рубинштейном, Ананьевым, Платоновым;

 

3)середина 60х годов - конец 80х годов 20 века: период создания концепции нового советского человека, и как следствие – необходимость пересмотра основных позиций в рамках психологии личности. Психология общая и психология личности потеряла истинный предмет своего исследования;

4)90е годы 20 века: личность вновь становится мерой и основой всех психологических явлений. Период исследования новых граней личности, духовного мира, неадаптивной активности, ценностно-смысловой сферы, персонализации. Яркий пример такой работы – Асмолов, Братусь, Леонтьев, Орлова, Петровский.

 

Определение личности

В современной психологической науке нет единого определения. Родоначальником определения личности в психологическом аспекте принято считать Гордона Олпорта. Он вложил около 50 определений. Личность – динамическая организации в человеке тех психических и физиологических систем, которые определяют его мышление и поведение.

Основные дефиниции понимания определения «личность»

· множество черт

· определённый тип или сочетание типов, который связан с определёнными характерными особенностями поведения

· система конструктов

· система личностных смыслов

· субъект отношений

· социальное качество в человеке

· психофизиологическое единство

· которое включает физическое и социальное окружение

· деятельность «Я» субъекта

 

Согласно Орлову: личность – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, которое представляет собой систему мотивационно-потребностных отношений, которое опосредует собой взаимодействие субъекта и объекта. Личность – синтез психологических характеристик индивида, характеризующийся уникальными особенностями в их динамике. Личность как субъект и объект деятельности.

 

Человек влияет на окружающую среду и как итог ведущая деятельность.

 

В большинстве определений личности подразумевают человека в совокупности его социальных и жизненноважных качеств, которые он приобретает в процессе социального развития. Некоторые авторы относят к личности также особенности, которые составляют индивидные свойства человека. Имеет место, когда в понимание такой категории как личность понимают наличие устойчивого свойства человека, которое определяется как значимое отношение. Эти отношения бывают двух видов: отношения «Вы», отношения «Мы».

 

Д/з. 2-3 определения личности (какие категории используется для определения).

 

Личность – врождённые особенности мышления, ощущений и поведения, определяющие уникальность индивида, его образ жизни и характер адаптации и являющиеся результатом конституционных факторов развития и социального положения.

 

Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

 

Личность – отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств.

 

Бессознательное – неосознаваемое, совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль.

 

Сознание – человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.

 

Вытеснение – процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, влечения, переживания изгоняются из сознания в бессознательное.

 

Сопротивление – механизм защиты, механизм избегания, сопротивление стандартному протеканию естественных процессов.

 

Психологическая защита – ослабление внутриличностного конфликта между компонентами структуры личности.

 

Перенос – психологический феномен, заключающийся в бессознательном перемещении ранее пережитых событии, эмоций и т.п., связанных с одним объектом на другой объект.

 

Контрперенос – перенос, возникающий у терапевта на клиента.

 

Сублимация – процесс, заключающийся в переключении сексуальной энергии на цель более отдалённую и более ценную в социальном отношении.

 

Комплекс неполноценности – чувство собственной несостоятельности, обусловленное действительными или мнимыми физическими или психическими недостатками.

 

Стремление к превосходству – перфекционизм.

 

Коллективное бессознательное – хранилище латентных следов памяти, врождённое наследие человеческой эволюции, возродившийся в структуре мозга каждого индивидуума.

 

Архетип – врождённые идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом.

 

Экстраверсия, интроверсия – направленность человека к внутреннему и внешнему миру.

 

Развитие личности

1.Основные направления в изучении развития личности.

2.Процесс социализации личности.

3.Процесс воспитания личности.

4.Зрелость личность.

5.Самосознание личности. Понятие «Я».

 

Литература:

1)Обрюханов Ославская «Психология о сознании личности»

2)Божович «Психология формирования личности в онтогенезе» «Вопросы психологии»

79год №1, стр 23-25

3)Леонтьев «Очерк психологии личности»

4)Мадди Сальваторе «Теории личности»

5)Маклаков «Общая психология»

5)Реан «Психология личности. Социализация поведения общения»

 

1.Основные направление в изучении развития личности

В психологии насчитываются около 2х десятков концептуальных подходов к психологии развития:

· Теория созревания Гезела

· Отологические теории Лоренса, Боулби, Тимбергена

· Психолого – педагогические теории Монтессори

· Организационные теории Бермена

· Условно-рефлекторные теории Павлова, Уотсона, Скиннера

· Теория социального научения Бандуры

· Психоаналитическая теория Фрейда

· Теории когнитивного развития Пиаже и Ольберга

· Теория развития детского опыта Шехтеля

· Экологическая теория Гибсона

· Теория лингвистического развития Холмский

· Теория подросткового периода Юнга

· Стадиальная теория Эриксона

· Культурно-историческая теория Выготского

· Деятельностный подход Леонтьева, Лурии

· Теория поэтапного формирования умственной деятельности Гальперина

 

Подходы к пониманию хода развития:

1.Биогенетический подход (в центре внимания – развитие человека как индивида) – онтогенез повторяет важнейшие стадии исторического развития, то есть филогенеза

2.Социогенетический подход (в центре внимания – социализация человека)

3.Персоногенетический подход (в центре внимания – проблемы активности, самосознания, творчества личности, формирование человеческого «Я»)

 

Общесистемные принципы психического развития человека:

 

1)принцип «дифференциации-интеграции»: данный принцип выступает в качестве критерия развития структуры, интеграция необходима для образования новых связей, дифференциация – расчленение общей структуры.

 

2)принцип цельности: цельность – это интегральная, функциональная характеристика целого, которое характеризует единство целей и средств их достижения. Обеспечивается повторяемостью, соподчинённостью, соразмерностью и уравновешенностью. Соподчинённость – единство, которое достигается объединением всех элементов вокруг главного элемента (иерархия).

Соразмерность – единство, которое обеспечивается общей, множественной закономерностью.

Уравновешенность – единство согласованных противоположностей.

 

3)принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (принцип наследственности изменчивости) – данный принцип рассматривается условия развития системы.

 

4) принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы

 

Сформулированные принципы психического развития, на ряду с закономерностями этого развития, обуславливают весь ход развития.

Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, которые обусловлено действием факторов активного программирования, наряду с факторами чистой случайности, которые выражены в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

 

Факторы психического развития – ведущие детерминанты развития человека, а именно: наследственность, фактор среды, активность развития.

 

Согласно теории конвергенции Штерна, душевное развитие – это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Духовное развитие – не есть простое выступление прирождённых свойств, а является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития.

 

Активность – системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды. Источником активности является динамическое неравновесие как внутри самой системы, так и между системой и средой, которая направлена на преодоление этой среды.

 

Маслоу рассматривает развитие как процесс самоактуализации присущих человеку потенциальных свойств, которые имеют врождённый характер. Объективные социальные условия могут помогать или противоречить развитие, но не обуславливают его.

 

Мерлин: развитие как многоплановое, включающее в себя созревание, фенотипические изменения проявлении и свойств, раскрытие, развётрывание.

 

Выготский: развитие личности тесно связано с овладением той или иной формы поведения.

 

Анциферова: развитие личности с позиции её социального развития.

 

Обуховский: развитие личности как показатель качества жизни.

 

Многообразие подходов к развитию личности в зарубежной психологии можно рассматривать в контексте 2х методологических предпосылок:

1)принцип стремление к равновесию (психоанализ, когнитивная психология, необихевиоризм)

2) принцип стремления к напряжению (гуманистическая психология)

 

2 основные группы теорий личности

1.Отличительной особенностью данной группы взгляд на развитие как на целостный и неделимый на этапы и периоды процесс (Олпорт, Кеттелл, Роджерс). Речь идёт о количественных изенениях, которые происходят во времени, в результате биологических процессов в организме и воздействия окружающей среды.

 

2.Фрейд, Эриксон, Пиаже, Ананьев, Леонтьев. Данные авторы под развитием понимают процесс, в котором происходит постоянное чередование, смена определённых периодов. В рамках второго направления рассматриваются периоды развития личности.

 

Понятие «личность» относится к числу самых неоднозначных.

Формирующаяся личность, аномальная личность, асоциальная личность, деградирующая личность.

 

По мнению Гиппенрейтер, личность формируется путём усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. Опыт – система представлений о нормах и ценностях жизни человека, о его общей направленности поведения и отношения.

 

Согласно Леонтьеву, личность – не есть обогащённый опытом индивид. Развитие личности тесно связано со становлением мотивационной сферы личности. «Личность рождается дважды» (школьник, и подросток).

 

Божович выделяет в развитии личности следующие критерии:

· Человек может считаться личностью, если в его мотивах существует иерархия, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого

· Способность к сознательному руководству собственным поведением

 

Зарубежные концепции процесса развития личности. В большинстве – основной вопрос о том, как мотивационный аспект функционирования личности меняется в младенчестве, зрелости и старости (психоаналитическая теория Фрейда, концепция Эриксона)

 

Теория Обуховского. 4 критерия развития личности:

1.Рост умения

2.Появление новых особенностей (взгляды и пр.)

3.Ощущение удовлетворённости жизнью

4.Способность к самоконтролю

 

В рамках гуманистического подхода. Черты самоактуализирующейся личности (Маслоу)

· Более адекватное восприятие действительности

· Принятие себя и других такими, какие они есть

· Спонтанность проявлений, простота и естественность

· Деловая направленность

· Позиция отстранённости по отношению к некоторым событиям

· Автономия и независимость от окружения

· Свежесть восприятия

· Предельное переживание, которое характеризует ощущение человека и связанно с его внутренним миром

· Чувство общности человека с миром

· Дружба с другими самоактуализирующимися людьми

· Демократичность в отношениях

· Устойчивые внутренние моральные нормы

· Философское чувство юмора

· Креативность

· Критическое отношение к той культуре, к которой принадлежит человек

 

Д/з: Качество жизни. Влияние «Я-концепции» на качество жизни.

 

Факторные и типологические подходы к изучению личности. Индивидуально-типологические свойства личности. Темперамент.

 

Литература

1.Либин А.В. «Дифференциальная психология: на стыке российских, европейских и американских традиций».

2.Копець Л.И. «Психологія особистості».

3.Психология индивидуальных развитий. Тексты. Под редакцией Гиппенрейтер и Романовой.

 

1.Факторные и типологические подходы к изучению личности.

 

Факторный подход (теория черт)   Типологический подход  
1.Появился только в 20 веке. Опираются главным образом на каузальный подход. Подтверждают свои гипотезы методами математической статистики.     1.Исторически более ранний (появился в Древней Греции и существует до сих пор). Описывает особенности людей, выделенные в процессе наблюдения. Исторически начинался типологический подход как дескрептивный (описательный), а современный – более каузальный (основывается на причинности).
2.В факторных теориях предполагается, что люди обладают одинаковым набором черт, однако, они при этом различаются их выраженностью.   2. Во всех типологиях предполагается, что есть некий критерий или принцип выделения типов, а также, что все типы имеют совершенно уникальный и неповторимый набор черт, который есть у представителей одного типа и полностью отсутствует у представителей другого типа.  
  3.После анализа применяется кластерный и факторный типы анализа для того, чтобы выделить универсальные факторы (черты), которые абсолютно одинаковые есть у всех.   3.Существует 2 этапа построения типологии 1)анализ черт 2)синтез их в группы по принципу: то, что есть у одного типа, не может быть у другого.

 

Модели личности по факторному подходу:

1)Модель «большая двойка» Big Two (или тройка) по Айзенку

· Экстраверсия и интроверсия

· Эмоциональная устойчивость и нейротизм

· Позднее был задан третий вектор: психотизм – эмоциональная независимость

Эти три оси – биологические диспозиции личности, которые генетически заданы и неразрывно связаны с типом НС.

 

Идея Айзенка: есть 4 типа темперимнта.

3 типа личности:

· Тип по преобладания показателя «E»

· Система активации «N»

· Психотизм – эмоциональная независимость «Р»

 

 

2)16-факторная модель (16 PF) по Кеттеллу: лингвистический подход к описанию личности (все прилагательные и существительные, характеризующие личность из словаря)

 

При обобщение 16 первичных факторов их объединяют в 5 вторичных

 

3)Модель «большая пятёрка» Вig Five по Голдбергу

 

· Экстраверсия и интроверсия

· Доброжелательность

· Добросовестность (ответственность)

· Нейротизм (эмоциональная устойчивость)

· Открытость новому опыту (фактор культуры, интеллекта, творческих способностей)

 

Впервые понятие «черта личности» использовать Олпорт. На сегодняшний день выделяют несколько типов черт:

· Ситуационные черты (проявляются от случая к случаю)

· Черты свойства (наиболее устойчивые и характерные человеку на протяжении сей жизни)

Характеристики черт:

· количественный показатель

· иерархическую структуру

· черта как основа для общего языка для разных теорий личности

· черта имеет дескриптивный и каузальный характер

 

Типологический подход

Интроверт – накопил свои мысли и идеи внутри и это выдаёт наружу.

Экстраверт – формирует своё мнение на основе мнения окружающих.

Амбоверт

 

По Юнгу межличностные установки - экстраверсия и интроверсия. М

4 показателя, которые разделяют людей между собой:

1. мышление

2. ощущение Ч О

3. Интуиция

4. Чувства

Соционика выделяет 16 типов

 

Конституциональные типологии:

Теория Кречмера. Описал конституциональную типологию личности (телосложения)

1. Атлетический тип

 

2.Пикнический тип

 

3.Астенический

 

 

4.Диспоастический

 

Типология Шелдон

1.Эндоморфный (пикнический)

2.Мезоморфный (атлетический)

3.Эктоморфный (астенический)

Темперамент и характер.

1. Темперамент как динамическое свойство личности. Учение о темпераменте в концепции теории Павлова.

2. Характер. Акцентуации характера. Типология акцентуаций А. Е. Личко

 

Литература

1)Копец

2)Либин

3)Гиппенрейтер

4)Маклаков

5)Психология индивидуальных различий

 

Темперамент по Павлову – тип ВНД, тип нервной системы.

Собаки – невростеники (доминируют процессы возбуждения)

Собаки – истерики (доминируют процессы торможения)

Собаки – центральный тип (подразделялись на 2 типа, у которых гармонично сочетаются процессы, как раздражения, так и торможения).

 

3 критерия выделения типов:

1.Сила-слабость (слабость - меланхолики; сила – сангвиники, флегматики и холерики)

2.Устойчивость-неустойчивость (устойчивость – сангвиники и флегматики, неустойчивость - холерики)

3.Подвижность-инертность (подвижный – сангвиник, инертность - флегматик)

 

Темперамент – врождённое неизменное свойство.

Темперамент – динамическое свойство личности (темперамент предопределяет динамику поведения личности).

Темперамент – интегративная характеристика индивидных свойств.

 

На сегодняшний день выделяют ещё 3 критерия выделения типов темперамента

1.Общая активность (как долго и как устойчиво человек готов выполнять то или иное действие)

2.Моторика

3.Эмоциональность

 

От темперамента зависит

· Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость

· Психический темп и ритм

· Интенсивность психических процессов (сила эмоций, волевых процессов)

· Направленность психической деятельности на определённые объекты (интроверсия и экстраверсия)

 

Характеристики или свойства темперамента:

· Сензитивность или чувствительность

· Реактивность (как человек отвечает)

· Активность

· Соотношение реактивности и активности

· Темп психических реакций

· Пластичность – ригидность

· Экстраверсия – интроверсия

· Эмоциональная устойчивость – нейротизм

После Павлова темперамент изучали ещё Теплов, Небылицин, Мерлин, Русалов.

Темперамент сглаживается характером.

 

Характер – содержательная характеристика личности.

Характер – набор поведенческих стратегий, набор способов поведения и реагирования.

Характер – устойчивая совокупность индивидуальных свойств человека, которая формируется и проявляется в деятельности и общении, и определяет типичные для личности способы поведения и эмоционального реагирования.

 

 

Характер меняется, но с трудом. К 3-5 годам, иногда к 7, завершается формирование характера. На его формирование влияет семья и сверстники.

 

Акцентуация характера – граница между нормой и патологией характера.

Акцентуация характера – максимально выраженные черты характера.

 

Триада Ганнушкина – Керпикова для разграничения нормы и патологии характера

· Дезадаптивность

· Тотальность (везде)

· Постоянство (устойчивость, стабильность) всегда

Патология характера – дезадаптивность человека всегда и везде.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!