Давайте вспомним, как в былые годы нас заставляли упорно, педантично повторять один и тот же текст без конца. И мы, добросовестные ученики, честно читали его до изнеможения, чтобы на следующий день прийти в школу и выполнить норму по технике чтения.
Вставал ли тогда вопрос о том, что понимают горе-читатели в тексте, предназначенном для проверки темпа чтения? Кто думал о наших переживаниях по поводу содержания прочитанного произведения? А замечательный рассказ М. М. Пришвина «Золотой луг» и по сей день является классическим текстом для проверки того факта, как быстро научился читать ребенок художественную литературу. Откуда, спрашивается, берется любовь к чтению? Когда она рождается? В какой момент совершается таинство общения автора и читателя?
Нет сомнения в том, что ребенок способен строить диалоговые отношения с автором текста и интерпретировать прочитанное произведение в том случае, если владеет навыком беглого, выразительного, осмысленного чтения, если в его читательском арсенале содержатся культурные формы освоения любого литературного источника.
Решить задачу овладения читателем указанным навыком нам поможет особая форма работы, в первую очередь, с текстами нехудожественного плана. А способ чтения мы условимся называть синтагматическим.
Такой способ связан с важным теоретическим понятием синтагмы. Впервые вопрос о синтагме и синтагматическом членении речевого потока бал поставлен в трудах академика Л. В. Щербы.
Под синтагмой ученый понимал предельную, основную синтаксическую единицу в процессе речи-мысли, выражающую единое смысловое целое и фонетически сплоченную усилением последнего словесного ударения (синтагматического ударения). Синтагма, по определению Л. В. Щербы, может состоять из слова, словосочетания и даже из группы словосочетаний.
Если читатель научится находить синтагму в составе высказывания, то, несомненно, он будет выявлять тонкие смысловые и стилистические оттенки сообщения. А значит, чтение станет постепенно осмысленным действием. Когда ребенок начинает учиться этому действию? С первого класса.
Почему нам важно познакомиться со способом синтагматического чтения? Да потому что все проверочные работы в данном пособии строятся на его основе. Чтобы помочь ученикам продуктивно выполнять эти работы, естественно, нужно иметь серьезное представление о том, как осуществляются учебные действия в процессе чтения нового текста.
Известные положения теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, которые описывают общую закономерность усвоения знаний, умений и навыков, по нашему мнению, сохраняют актуальность, жизненность и продуктивность и в отношении обучения чтению в начальной школе.
Общеизвестно, что нельзя научить ребенка читать в уме без предварительной подготовки, которая заключается в осуществлении действий чтения, его определенных этапов. Во время букварного периода ученики овладевают не только азбукой в прямом смысле этого слова, но и знакомятся со способом словесного чтения. Такой способ особенно эффективен в случае соблюдения учеником некоторых этапов овладения действием чтения. Среди них можно выделить:
1) определение слоговой структуры слова на основе его буквенной записи;
2) послоговое воспроизведение его звуковой структуры;
3) выделение произношением ударного слова;
4) восприятие слова как части целого (т. е. высказывания), ввиду этого снижение акцентированности ударного слога.
На последнем этапе и «рождается» переход к синтагматическому («взрослому») чтению, который становится содержательным концентром предлагаемой вам программы.
Чтобы начинающий читатель смог в дальнейшем совершать сложные мыслительные операции, ему необходимо, в первую очередь, овладеть способом «взрослого» чтения, т. е. синтагматического.
На уроках литературного чтения ученики учатся читать «по-взрослому»: овладевают способом синтагматического чтения. А для этого они всегда совершают такие операционные действия с текстом:
1) делят текст на речевые звенья (синтагмы);
2) выделяют в каждом речевом звене ключевое слово.
Ученики оперируют теоретическим понятием «речевое звено», которое понимается ими как это целостная, смысловая и произносительная «единица» чтения, которая характеризуется интонационной определенностью и отграниченностью от других синтагм паузами.
Синтагма чаще всего представляет собой словосочетание, входящее в состав предложения (высказывания). Синтагма может быть равна всему предложению, может состоять из одного слова.
Обратите внимание, каким образом одно речевое звено отграничивается от другого.
Веселый мальчишка / бежал по дороге к школе.
Для того чтобы поделить текст на речевые звенья, необходимо поставить тактовое ударение в каждом речевом звене.Это значит следует выделить ключевые слова (т. е. найти самые важные слова в высказывании – это, как правило, то, о чем говорится и что говорится). Давайте зададим вопросы к нашему высказыванию, чтобы выделить ключевые слова.
Стоит рассуждать так. О ком тут говорится? О мальчишке! Это очень важно. Названное слово будет ключевым, его выделяем при чтении голосом, а в высказывании оно показано более жирным шрифтом.
После этого слова делается маленькая пауза, т. е. закончилось первое речевое звено. Во втором речевом звене снова ищем ключевое слово. Зададим вопрос: «Куда бежал мальчишка?» Бежал он к школе. Это выражение и будет ключевым в данном случае. Выделяем его голосом.
Как быть с остальными словами? Надо стараться читать, присоединяя к каждому ключевому слову все слова, которые стоят рядом с ним. Но на эти слова следует делать не такое сильное ударение, как на ключевые. Тогда чтение получится плавным, осмысленным, а главное, интересным для читателя. Ведь читатель постепенно становится исследователем смысла читаемого текста.
Еще раз перечитаем высказывание, соблюдая паузы, ставя тактовое ударение на ключевые слова. Читаем плавно, не торопясь.
Веселый мальчишка / бежал по дороге к школе.
Итак, тактовое ударение более сильное, чем словесное ударение. Такое ударение как бы объединяет слова в синтагму (речевое звено), позволяет читать плавно, сливая слова. Словесное слоговое чтение является орфографическим, а синтагматическое чтение – произносительным. Такое чтение является способом приобретения не только умения бегло читать, но и понимать прочитанный текст.
Для того чтобы ученики научились осмысленно, правильно, бегло читать, они должны не только понимать способ чтения, но и практически овладеть им. Именно для этого обязателен тренинг по чтению, а также контроль над чтением, который является частью учебной деятельности на уроках чтения. Но такой тренинг должен быть разумен, осознан ребенком, только в этом случае он будет эффективен, поможет освоить действие чтения.
* * *
Отличием нашей программы от существующих в современном литературном образовании является особый способ работы над совершенствованием навыка чтения на материале, в первую очередь, не художественных, не образных, а дидактических (искусственных) текстов. Такая позиция имеет под собой основания:
1) мы убеждены в том, что обучать ребенка беглому чтению нельзя на художественных текстах, чтобы не разрушить эмоционального восприятия художественного образа, созданного автором. Художественный образ представляет целостную картину, которую читатель создаёт в своём воображении. Бережное отношение к художественному авторскому произведению – необходимая составляющая культуры читателя. Обучение технике чтения не должно разрушать авторского «видения» предмета описания, то есть художественного образа, который представлен читателю в художественном произведении;
2) художественное произведение, содержащее «переживательные» моменты, не должно подвергаться «расчленению» текста на синтагмы (речевые звенья), выделению в них «ключевых» слов, что болезненно воспринимается читателем; искусственный текст обладает некоторой отстраненностью, поэтому он удобен для тренинговых заданий с целью совершенствования техники чтения.
Дидактический текст разбирается на каждом уроке 1 и 2 классов с учетом развертывания особых действий, способствующих развитию умения у ребенка работать самостоятельно над ритмическим рисунком, сцепляющим текст в целое образование. Такой рисунок позволяет ребенку легче произносить текст в том случае, если ученик уловил особенности ритма, помогающего создавать в воображении ту картинку, которую рассказывает автор. Чаще всего это какая-либо ситуация, а также отношение к ней, выраженное определенным образом: знаками препинания, повторами и т.д..
Вначале детям предлагается для чтения текст, в котором расставлены и тактовое ударение, и паузы. Затем предлагаются тексты либо с расставленным ударением, либо с делением на синтагмы. В этом случае ученики самостоятельно выполняют одну из предложенных операций. В следующих текстах учащиеся расставляют и паузы, и ударение. Детям необходимо показать, что такое деление текста способствует более легкому и беглому чтению.
Дидактические тексты составлены с учетом увеличения количества слов и усложнения структуры высказывания. Эти тексты раскрывают различную тематику, связанную в смысловом отношении с другими текстами урока для детского и взрослого чтения. Например, описание дождя в литературных текстах открывается подобной темой в искусственном тексте.
Среди дидактических текстов, как и литературных, есть тексты – поучения, тексты – истории, тексты – сказки. В некоторые из них включены элементы монолога и диалога. Практически во всех текстах есть различные по интонации предложения. Каждый текст имеет особый ритмический рисунок, позволяющий ребенку легко интонировать текст вслух. Для обогащения словарного запаса в каждый текст введено 1-2 «трудных» слова, возможно, неизвестных ребятам по смыслу. Их следует расшифровывать, для этого на страницах учебника даются сноски. При разъяснении смысла новых слов педагогу легко выйти на ситуацию успеха, стимулирующую детей к новым открытиям в мире литературы.
Вам предстоит помочь ребенку включиться в работу над техникой чтения на определенном этапе урока. Лучше всего это делать вначале, чтобы не разрушать восприятия художественных текстов. Дома ребенку стоит предложить прочитанный в классе текст воспроизвести в речи несколько раз вслух. Можно использовать эти тексты и для пересказа. Эти тексты заявляют также тему прочитанного, проблематизируют далее следующие тексты.
Работая с дидактическими текстами на каждом уроке чтения, ученики не будут бояться совершать знакомые им действия с текстами и в проверочных работах, а также в дальнейшем и в исследовании художественных произведений. Синтагматический способ чтения, освоенные на дидактических текстах, автоматически переносится на произведения разных жанров.
Проверочные работы, представленные в нашем пособии, включают дидактические и художественные тексты разного содержания и формы; обязательно снабжаются критериями, по которым дети учатся оценивать собственные действия в процессе чтения, видеть ошибкоопасные места.
Для того чтобы дети научились оценивать свой уровень чтения, им необходимо научиться формулировать критерии выразительного чтения. Лучше всего такие критерии начинать определять с детьми с первых уроков чтения, но не все сразу, а поэтапно.
В первую очередь дети учатся читать, выделяя голосом «ключевые» слова более сильным ударением. Значит, одним из критериев обязательно будет такой: «Умение выделять «ключевые» слова». Одновременно с выделением «ключевых» слов ученики делят высказывание на речевые звенья. Следовательно, следующим критерием чтения будет: «Умение соблюдать паузы между речевыми звеньями». Так вы работаете с детьми над формулированием каждого критерия, исходя из базовых требований к чтению любого текста, которыми являются осмысленность, правильность, выразительность и беглость чтения.
Выразительности можно добиться, если постоянно обращать внимание ребенка на темп, адекватный высказыванию, тон (повышение и понижение), громкость, паузы, ключевые слова, мелодику и ритмический рисунок текста. В то же время работа над выразительностью не должна превращаться в «самоцель» и восприниматься учителем как отдельная задача. Постарайтесь вместе с детьми исследовать проблему: «Для чего надо читать так, как читают взрослые?»
Все технические моменты работы с текстом должны быть «упакованы» в интересную для ребят форму. Естественно самой важной формой уроков литературного чтения, как отмечалось ранее, будет диалог. В диалоге и должны быть сформулированы критерии чтения, которые в дальнейшем помогут осмыслению любого текста, его целостному восприятию, проникновению в мастерскую авторов изучаемых текстов, развитию творческого воображения.
Знакомясь со способом синтагматического чтения, ученики постепенно включаются в работу над открытием «смыслов» текста. Дидактические тексты несут информацию, обычно легко понимаемую детьми. И все-таки такие тексты тоже рождают много вопросов у ребенка. К этим вопросам стоит отнестись с предельным вниманием, потому что они могут содержать зачатки будущих «гипотез» смысла, точки зрения. Эти всплески детской мысли можно, уловив, перенести на другие произведения, а именно, художественные, расположенные в книге вслед за дидактическими текстами.
Вот пример дидактического текста с партитурой (специальными обозначениями для более легкого освоения способа чтения).
Лежебока Медведь / наконец-то проснулся. / Тепло и сладко / спалось ему в берлоге / всю зиму. / Яркий Лучик солнца / протянул к нему / теплую ладошку. / Он рад подшутить над косолапым. / «Вставай,/ Миша, / Весна пришла!» / – будит Медведя Лучик./
Выбрался Топтыгин из берлоги. / «Ба, / – удивился Медведь, / – долго же я спал! / Чуть Весну не проворонил!» /
Итак, дидактические тексты, на которых отрабатывается способ синтагматического чтения, предназначены и для понимания содержания такого текста.
Совершенствование навыка чтения продолжается и на нехудожественных текстах, но не носит в данном случае целевого характера. Умение читать становится средством читательской деятельности. А работа над выразительностью чтения становится органическим элементом как анализа произведения, так и совершенствования навыка беглого осмысленного чтения.
* * *
Особо следует сказать о недостатках чтения, на которые необходимо обращаться внимание в процессе работы с текстом.
Эти недостатки препятствуют эффективному, осмысленному восприятию прочитанного, над ними нужно постоянно работать.
Вот эти недостатки чтения:
· неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному фрагменту текста;
· постоянное проговаривание читаемых слов сначала вслух, потом шепотом, а затем про себя;
· малое поле зрения;
· отсутствие умения предугадывать написанное и делать смысловые догадки;
· низкий уровень организации внимания;
· отсутствие специального алгоритма чтения, т. е. гибкой стратегии чтения.
Для того чтобы наши ученики грамотно выделяли ключевые слова и делали необходимые для чтения паузы, важно знать правила совершения этих двух важных операций. Только в этом случае читатели смогут избегать ошибкоопасных мест, видеть их у себя и, главное, работать над их устранением.
Давайте рассмотрим те условия, которые необходимо соблюдать при членении высказывания на речевые звенья и выделении в них ключевых слов. В каждом случае вы будете руководствоваться каким-то определенным условием, которое поможет логически сгруппировать слова в речевом звене. Для чего это нужно?
1. Логическая группировка слов влияет на верную трактовку текста, на ясную и убедительную передачу его смысла.
2. Логические паузы обязывают произносить слова в одном речевом звене, не разделяя их, плавно, как одно слово.
3. В зависимости от того, где будет сделана пауза, высказывание приобретает разное значение.
Хорошо (1 речевое звено), /
если у погоды (2 речевое звено), /
прекрасное настроение (3 речевое звено). //
Что нужно знать об ударении в речевом звене?
n Каждое речевое звено имеет свое ударение, притом лишь одно.
Хорошо (1 ключевое слово), /
если у погоды (1 ключевое слово), /
прекрасное настроение(1 ключевое слово). //
* Исключение: однородные члены предложения.
/ Тепло и сладко / спалось ему в берлоге / всю зиму. /
n Ударение придает выразительность группе слов в речевом звене.
n Ключевые (ударные) слова произносятся с наибольшей силой голоса, чем все остальные.
n Есть такие способы подчеркивания ключевых слов: повышение и понижение голоса, пауза, замедление темпа.