Нарушение характера – психопатия (F60). Психопатия – расстройство зрелой личности.




Акцентуация характера – те черты характера, которые приводят к временной либо ситуативной дезадаптации (не всегда и не везде).

 

В периоды возрастных кризисов человек может стать акцентуированным (особенно в подростковом возрасте).

 

Характер определяет:

· стиль общения и межличностного взаимодействия (коммуникабельность, застенчивость, угрюмость, открытость, лидерские качества, стремление к подчинению, независимость в суждениях либо конформность, агрессивность)

· деятельность (ответственность, решительность, смелость, неорганизованность, пунктуальность, педантичность)

· отношение к вещам (аккуратность, щедрость, бережливость)

· отношение к самому себе (принятие себя, самокритичность, самоуничижение)

 

Характер формируется в деятельности и общении. На основании характера может быть сформирован индивидуальный стиль деятельности и общения.

Классификация акцентуаций характера по Личко (ПДО патохарактерологический диагностический опросник):

 

1. Гипертимный (очень активны, подвижны, общительны, стремление к лидерству и успеху, главное не сохранить успех, а только его достичь, любят весело проводить время, склонны к риску, преобладает позитивное настроение, взрыв энергии)

 

2. Циклотимный или циклоидный (стадия приподнятого настроения и стадия депрессивного настроения, склонны к маниакально-депрессивному синдрому)

 

3. Лабильный (скорость смены стадий быстрее, чем у циклотимного)

 

4. Астено-невротический (раздражительная слабость – на основе меланхолического темперамента)

 

5. Психастенический (зависят от мнения других, но при этом отличаются неплохой работоспособностью на этом основании формируется уверенность в себе, малейшие упрёки влияют на самооценку)

 

6. Сензитивный (тип, который максимально зависит от окружающей среды, чувствительный, тревожный, возлагают всю ответственность на партнёра, ревнивый, подозрительный)

 

7. Шизоидный (люди, которые изолируют себя от окружающих, аутичные, «ботаники»)

 

8. Истероидныйили демонстративный (главное – быть всегда на виду, привлекает внимание всем, чем может, редко своими способностями, в основном холерики, долго не могут сосредоточится на одном деле, форма поведения используется ими в каждой конкретной ситуации)

 

9. Эпилептоидный (этот тип склонен к накапливанию впечатлений, воспоминаний, идей, «Плюшкин», накопленные эмоции на каком-то этапе могут «взорваться» и пролиться во вспышку гнева, злопамятный, агрессия только спонтанная)

 

10. Конформный (тип, который зависит от мнения окружающих, ведёт себе так, как ему говорят, человек не имеет собственной иерархии ценностей, подчиняется другим)

 

11. Неустойчивый (тип, который ведёт себя непредсказуемо и девиантно, но не от того, что ему так сказали, а по необъяснимым причинам, постоянно ищет новых впечатлений)

 

Классификация акцентуация Карла Леонгарда (методика Леонгарда-Шмишека)

 

MMPI (556 вопросов и огромное количество шкал) методика определения факторов личности (выявляет акцентуацию и склонность к психопатии)

 

Способности

 

Способности – психические свойства индивида, которые являются предпосылкой успешного выполнения определённых видов деятельности.

Человек, который способен к деятельности, будет выполнять её легче, быстрее, эффективнее.

 

Теплов занимался изучением способностей. Выделил 3 важные характеристики или признаков:

· Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого

· Способности – это только те особенности, которые соответствуют успешности выполнения деятельности

· Способности несводимы к знаниям, умениям, навыкам, они обеспечиваю лёгкость, быстроту, возможность с наименьшими усилиями и наибольшим интересом выполнять деятельность

 

Рубинштейн выделяет несколько параметров способностей:

· Способность всегда к чему-нибудь

· Способность - задатки

· Способности необязательно развиваются

· Чтобы сформировать умение – нужны способности, чтобы сформировать способности – нужны умения

· Обучение тем отличается от тренировки, что в нём через умения и знания формируются способности

· Способности определяют пригодность к деятельности

· Все специальные способности человека – это по сути различные стороны одной общей способности к освоению достижений человеческой культуры и её дальнейшему продвижению

Способности отличаются от креативности. Способность – это приобретение навыков и знаний, а креативность – их преобразование.

 

Уровни развития способностей:

1. Задатки – врождённые анатомо-физиологические предпосылки способностей.

2. Способности

3. Одарённость – высокий уровень развития задатков и склонностей. Общая и специальная одарённость. Общая одарённость коррелирует с интеллектом. Возрастная одарённость

4. Талант – высший уровень развития способностей, который позволяет человеку успешно самостоятельно и оригинально выполнять ту или иную деятельность. Гениальность – признанный обществом талант.

 

Дружинин В.Н. «Психология общих способностей».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: