Н.К.Рерих о музее и музейной работе




Левченко О.К., сотрудник ДДКЦ «Орифламма»

Творческая деятельность Н.К.Рериха многогранна.

Еще на грани XIX – XX веков именно Рериху удалось предвидеть путь синтеза, слияния искусств и человеческих познаний воедино на новом уровне. Развитие современного музееведения, теории и практики музейного дела убедительно это доказывают, а обращение к рериховской концепции музея в настоящее время как никогда актуально. Идея музея не только как хранилища культурных ценностей, но и как воспитательного, образовательного и исследовательского центра, имеющего непосредственное отношение к процессу познания природы и космоса известна с глубокой древности. Образовавшиеся в то время «особые духовные центры, музеи разных стран и народов в своей деятельности неизменно воплощали самые возвышенные идеалы человеческой культуры. Это и музейоны классической Греции, храмы муз, покровительниц искусств и наук, руководимых богом Света – Аполлоном; в этом ряду – Академия Платона и Александрийский музей, в котором трудились лучшие ученые, Библиотека-музей-школа в цивилизациях Древнего Востока, первые музеи средневековья, возникавшие при университетах».

Николай Константинович Рерих в своем творчестве вновь обратился к концепции музея как Музейона. Он целенаправленно возрождал античное понимание музея как живого «дома муз», синтетического единого пространства утонченной духовной культуры во всех ее проявлениях, в отличие от не менее распространенного, но разрушительного представления о музее как о мертвом хранилище, складе предметов прошлого. Он пишет:

«Скажу, как я понимаю Музей наш. Музейон, Музей не есть мертвое хранилище, не сокровище скупца. Музей неразрывен с понятием Культурного Центра. Музей это уже и есть Обитель Лиги Культуры».

Отмечая роль как искусства, так и музеев, Н.К.Рерих неустанно подчеркивал, что «служение музам» - это неустанный подвиг. Он говорит: «Воспитание же вкуса не может быть чем-то отвлеченным. Прежде всего, это есть действительный подвиг во всех областях жизни, ибо где же может быть граница служению Музам древних Эллинов?»

В 1914г. в Москве в издательстве И.Д.Сытина вышла первая книга «Собрания сочинений» Н.К.Рериха. К сожалению, из-за событий первой мировой войны она осталась единственной. Это прижизненное издание было итогом 25-летней творческой деятельности художника и мыслителя. Он посвятил ее своей жене – Е.И.Рерих. Книга содержала 20 статей «О старине моления», 11 листков его дневника, в основном очерков о художниках и художестве, и 17 «Сказок», сведенных воедино из различных российских и зарубежных периодических изданий. Исследователи подсчитали, что на 335 страницах книги слово «музей, музейный» во всех его формах встречается 94 раза, что само по себе свидетельствует о его важности для Николая Рериха. В книге дан собирательный образ «мертвого» музея; ему противоположен «живой памятник», который должен быть охранен в его историческом месте и с учетом ландшафта. Названы и конкретные музеи такого рода.

Известно, что Н.К.Рерих в течение своей жизни принимал активнейшее участие в работе свыше десятка музеев, самыми известными из которых являются музеи Императорского Общества поощрения художеств, Музей искусства допетровского времени, Музеи Николая Рериха в Нью-Йорке, Париже и Риге, музей Института Гималайских Исследований «Урусвати». Главное для Рериха в деле охранения памятников старины и создания музеев – понимание особой роли искусства и животворящей «силы красоты», любовь к ним, обращение к первоисточникам без позднейших перетолкований.

Статья Н.К.Рериха «Врата в будущее» является по сути его программой, творческим завещанием и напутствием сотрудникам и последователям, посвященное самым высоким идеалам Культуры, Искусства и творчества. В ней Рерих дает глубокое обоснование миссии музеев в строительстве будущего - Нового Мира, Мира Культуры.

Он призывает: «Впишем на Щитах Культурных Просветительных Учреждений Заветы старинные, но всегда живые, ибо в них должно быть утверждено единение всех творческих сил, ведущих к преуспеянию. Скажем:

«Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя единого синтеза. Искусство - для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата “священного источника“. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, кому оно принадлежит…»

«…Знак красоты откроет все “священные врата“. Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. И теперь произнесем эти слова не на снежных вершинах, но в суете города. И, чуя путь истины, мы с улыбкой встречаем грядущее. <…>

Дума о Культуре есть Врата в Будущее».

Литература:

1 Патлань Ю.В. Образ музея в творчестве Н.К.Рериха 1890-1920-х гг./ 75 ЛЕТ ПАКТУ РЕРИХА.- М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011.- 488с.

2 Черкасова О.А. «Музеи и космос» (Н.В.Федоров, Н.К.Рерих о значении музеев)/ ИДЕИ КОСМИЗМА В ФИЛОСОФИИ, НАУКЕ И ИСКУССТВЕ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.- СПб: СПб отд. МЦР, ООО «Изд.-полиграф. компания «КОСТА», 2009.- 192с.

3 Рерих Н.К. Врата в будущее.- Рига: Виеда, 1991.- 227с.

4 «Культура и время». Общественно-научный и художественный журнал. №1-2/2001.- М: МЦР, 2001.-296с.

5 «Культура и время». Общественно-научный и художественный журнал. №4(42)/2011 /Ревякин Д.Ю. «Музейон есть обитель всех родов прекрасного» Н.К.Рерих как музейный деятель/.- М: МЦР, 2011.- 296с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: