Интервью с психологом
Сергеем Александровичем Шефовым
— Реакция детей на смерть близкого часто остается загадкой. Как можно определить, насколько сильно переживает ребенок?
— Действительно, переживание потери любимого человека детьми не всегда происходит в явной и понятной для окружающих форме. Всё это потому, что детскому горю в целом присущи такие черты, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. К примеру, ребенок может спокойно играть, резвиться и вдруг ни с того ни с сего «удариться» в слезы, в истерику. Острая реакция на смерть иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание утраты приходит под воздействием какого-либо значимого события, к примеру — еще одной потери.
Ребенок может открыто не выражать свою боль (не плакать и не говорить, как ему тяжело), зато его поведение и реакции на окружающие вещи изменятся до неузнаваемости. Дети, как правило, горюют прерывисто, они склонны выражать скорбь от случая к случаю, волнообразно: всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением и даже моментами веселья.
— Есть ли какие-то типичные симптомы проявления горя у детей?
— Как правило, дети выражают скорбь довольно интенсивно, но непродолжительно. В этот момент они особенно нуждаются в душевном тепле, поддержке и заботе. Им необходимо, чтобы их обняли, погладили по голове, дали почувствовать защищенными и не одинокими, любимыми и, что очень важно, чтобы им объяснили, что плакать совсем не стыдно.
Часто смерть близкого порождает у детей множество самых невероятных вопросов, к которым взрослым предстоит отнестись с пониманием и тактичностью. Отвечать надо честно и доступно, причем нужно быть готовыми к неоднократному повторению вопросов об одном и том же, терпеливо объясняя всё заново.
|
Многие дети в период переживания утраты становятся непослушными, агрессивными или рассеянными. Поэтому от родителей, прежде всего, требуется понимание и терпимость, а также особое внимание к детским поступкам и высказываниям.
— Нередко у ребенка появляется боязнь умереть самому или потерять оставшегося родителя. Как помочь ему преодолеть страх?
— Взрослые должны быть готовы не только встретиться с беспокойством, волнениями, всевозможными боязнями ребенка, но и помочь ему, рассказать о своих переживаниях и мыслях. В некоторых случаях может потребоваться визит к психологу. Например, если у ребенка повышенная возбудимость или физическое переутомление, нарушения сна и/или питания, энурез, головные и другие боли.
— Среди горюющих всех возрастов распространено чувство вины. Откуда оно берется у детей?
— Смерть близкого иногда интерпретируется ребенком как результат собственного желания, если когда-то в момент ссоры он говорил что-то вроде: «Я хочу, чтобы тебя не было». Также смерть может восприниматься как наказание: «Мама умерла и покинула меня, потому что я был плохим». Чтобы помочь ребенку справиться с чувством вины, правильно будет объяснить ему обстоятельства смерти близкого и привести доказательства, что он всегда был и остается любимым. Важно показать ему, что смерть не является результатом его слов или желаний.
Вина может возникать и потому, что после утраты в об -разе жизни ребенка ничего не изменилось, он по-прежнему играет, смеется, в то время как все вокруг печальны и расстроены. Но такая реакция вполне нормальна
|
и совсем не означает, что малыш не любил умершего, что он черств и бессердечен. Если донести до него эту мысль, то переживание пройдет менее болезненно.
— Иногда детское горе может принимать чрезмерные формы. Как отличить норму от патологии?
— Чаще всего дело касается степени выраженности «симптомов» и их продолжительности. Взрослых должны настораживать длительное неуправляемое поведение, полное отсутствие эмоций, слишком долгое или необычное горевание ребенка. Поводом обратиться за помощью к психологу могут быть: резкое снижение школьной успеваемости, настойчивый отказ посещать школу; упорное непослушание или агрессия, необъяснимые вспышки гнева, ухудшение настроения; стойкая тревога или фобии (продолжительный страх находиться одному), частые приступы паники, постоянные ночные кошмары; выраженные трудности засыпания и другие расстройства сна; затянувшаяся депрессия,во время которой пропадает интерес к окружающему миру; неспособность справляться с проблемами и повседневными делами.
Стоит обратить особое внимание и на то, что ребенок избегает разговоров и даже упоминаний об умершем, о смерти или, напротив, постоянно говорит о желании соединиться с усопшим.
— А какие факторы способны повлиять на степень и интенсивность детского горя?
— Один из важных моментов — степень родства с умершим. Наиболее тяжелы потери родителей и братьев-сестер. Очень часто чувство брошенности и тоска по умершему родителю сохраняются на протяжении всей жизни, что не может не отразиться на развитии личности ребенка. В случае смерти брата или сестры степень горевания зависит от возраста умершего и характера взаимоотношений с ним. Потеря родственника может восприниматься как утрата партнера по игре, союзника, друга, образца для подражания.
|
В данном случае многое зависит от способности оставшихся рядом членов семьи восполнить утрату. Если окружить ребенка любовью, заботой и вниманием, то пережить смерть дорогого человека ему будет гораздо легче.
Большое значение имеют и обстоятельства кончины. Намного тяжелее переживаются неожиданные утраты, особенно несчастные случаи, убийства и самоубийства, тем более случившиеся на глазах у ребенка. Если его собственная жизнь при этом тоже находилась под угрозой, но он выжил, то психическая травма оказывается намного сильнее. Вообще интенсивность детского горя зависит от возраста, уровня психического развития, наличия и характера собственного опыта столкновения со смертью (прежде всего опыта предыдущих потерь).
— Каковы же особенности переживания смерти детьми разных возрастов?
— По мере взросления ребенок постепенно приходит к взрослым способам восприятия и переживания потери.
В возрасте до двух лет он еще не может понять смерть родителя или близкого родственника, но замечает его отсутствие и перемены в тех, кто о нем заботится. Нередко малыши становятся раздражительными, более крикливыми и беспокойными.
Двухлетние дети, как правило, начинают звать и искать умершего, ожидать его возвращения. Им может потребоваться немалое время для осознания того, что родитель уже никогда не придет. В этом возрасте дети нуждаются в надежном, стабильном окружении, поддержании заведенного порядка питания и сна, в пристальном внимании и любви.
Дети от трех до пяти лет всё еще не осознают, что такое смерть, некоторые воспринимают ее как сон и надеются, что папа (мама) скоро проснутся. Кто-то может начать бояться темноты, испытывать печаль, гнев, тревогу. У кого-то возможны головные боли, кожные высыпания, упадок настроения, возврат к прошлым привычкам (сосание пальца и др.). Мысли о том, что их слова и поступки могли стать причиной смерти (например, если не дал родителю игрушку, рисунок или подарок), способны спровоцировать чувство вины. Поэтому взрослым необходимо развеять все сомнения и страхи детей, объяснив, что и почему на самом деле произошло.
В младшем школьном возрасте (от шести до восьми лет) дети всё еще испытывают трудности в понимании реальности смерти. Их поведение в школе и дома меняется: например, они могут проявлять гнев в адрес учителей или перестать общаться с одноклассниками. Если подготовить ребенка к возможным вопросам о смерти близкого со стороны других людей, не вдаваясь в подробности, то ему не придется избегать контактов и общения на данные темы.
Период от девяти до двенадцати лет характеризуется стремлением к самостоятельности, а переживание утраты приводит к чувству беспомощности, поэтому проблемы, связанные с идентичностью, в данном возрасте не редкость. Дети могут скрывать свои эмоции, плохо учиться, драться в школе или бунтовать против авторитета старших, нередко они пытаются принять на себя роль матери или отца. Поощрять подобное поведение не стоит, но принять во внимание, что «структура» семьи изменилась и оставшимся членам семьи необходимо изменить их правила, привычки, все-таки следует.
Несмотря на возраст, горюющим детям нужно дать понять, что быть счастливым и радоваться текущим событиям никак не оскорбляет и не предает память умершего.
— Наверное, самый сложный период для переживания горя — переходный возраст. Что должны делать взрослые, чтобы подросток не отдалился от них?
— Подростки могут вести себя несвойственным им образом, в крайних случаях — испытывать депрессию, убегать из дома, менять друзей, употреблять наркотики, становиться сексуально распущенными или даже иметь суицидальные тенденции. Кто-то замыкается в себе, стремится к одиночеству. В таких случаях не стоит беспокоить ребенка, уединение бывает необходимо ему для протекания естественного горевания.
Некоторые в одночасье становятся взрослыми не по годам, принимая решение защищать и заботиться о маме (папе) и других членах семьи.
Стремление подростка поддерживать горюющих близких, помогать им, разделять с ними скорбь не должно игнорироваться и тем более пресекаться из боязни, что оно может пойти в ущерб его интересам. Безусловно, очень важно, чтобы ребенку предоставляли возможность развиваться своим путем. Однако участие в семейном горе и забота о родных, когда они не затмевают собственных перспектив и не навязываются извне, не могут этому помешать.
— А Вы не могли бы обрисовать общую картину переживания утрат ребенком?
— Детское горе так же, как и взрослое, проходит ряд стадий. Начальная — шоковая реакция — может иметь разные проявления: молчаливый уход в себя, малоподвижность и заторможенность, автоматические движения, суетливая активность. В течение какого-то времени ребенок просто не в состоянии поверить в то, что больше никогда не увидит своего близкого. Поэтому вслед за этим он пытается его найти, вступая в стадию поиска. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляя, как умерший входит в дверь.
Когда ребенок осознает невозможность возвращения умершего, наступает отчаяние. Он начинает плакать, кричать, отвергать окружающих. Только любовь и терпение могут преодолеть это состояние.
Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его «покинул», или на Бога, «забравшего» отца или мать. Малыши могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, подростки перестают общаться с матерью, «ни за что» бьют младшего брата, грубят учителям.
Тревога и сопутствующее ей чувство вины ведут к депрессии. Кроме того, ребенка могут волновать различные бытовые проблемы: кто будет провожать его в школу, кто поможет с уроками? В этих вопросах уже заложен толчок к реорганизации: ребенок задумывается о том, что изменится после утраты. Насколько ему удастся приспособиться к новым условиям жизни, во многом зависит от взрослых.
ОБ АВТОРАХ
Архимандрит Августин (Пиданов)
В миру — Пиданов Федор Трофимович, родился 10 сентября 1960 года в г. Константиновка Донецкой области в семье священника.
В 1982 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1985 году. В сентябре 1985 года поступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры.
2 апреля 1986 года был пострижен в монашество с именем Августин, в честь блаженного Августина, епископа Иппонского.
21 февраля 1990 года возведен в сан игумена.
30 декабря 1996 года возведен в сан архимандрита.
18 декабря 1997 года Указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II назначен настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси храма Воскресения Христова на б. Семеновском кладбище г. Москвы.
Игумен Феодор (Яблоков)
Родился в 1962 году. Окончил Московский инженерно-физический институт. В 1995 году принял монашество, а в 1996 году был рукоположен в сан иеромонаха. Служит в храме Всех Святых г. Климовска Московской области. В 2007 году возведен в сан игумена. В 2010 году окончил Коломенскую духовную семинарию.