Лекция №1
Тема: « Характеристика фармацевтического рынка и фармацевтических организаций».
План:
1) Фармацевтический рынок, как составляющая общего рынка.
2) Особенности фармацевтического рынка.
1) Фармацевтический рынок, как составляющая общего рынка.
Фармацевтический рынок (по функциональному признаку) — это часть рынка потребительских товаров и услуг, анализ которого осуществляется с использованием системного, маркетингового и институционального подходов.
Фармацевтический рынок имеет тенденцию мировой глобализации.
Положительные качества рынка | Негативные стороны рынка |
высокая адаптивность к изменившимся условиям | кризисы |
повышение качества товаров и услуг | инфляция |
отсутствие гарантий полной занятости |
2) Субъект и объект фармацевтического рынка.
Структура фармацевтического рынка - система взаимосвязанных и взаимодействующих субъектов и объектов по выработке, распределения и потребления лекарственных средств, а также факторов, оказывающих на них влияние
Субъекты фармацевтического рынка - участники рынка, оказывают активное влияние на его объекты и состоят из следующих подсистем:
- Управление и регулирование - представлена органами надзора за фармацевтической деятельностью, контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на международном, государственном и региональных уровнях
- производства и распределения - представлена отечественными производителями фармацевтической продукции, зарубежными компаниями, оптовыми и розничными организациями
- Фармацевтической информации - представлена специализированными информационно-аналитическими изданиями, агентствами, консалтинговыми компаниями и т.д.
|
- подготовки кадров - представлена подготовкой специалистов в фармацевтических и медицинских учебных заведениях
o Профессиональные общественные организации
o Потребление - представлена различными типами покупателей фармацевтической продукции
Потребители фармацевтической продукции - сложная подсистема субъектов фармацевтического рынка, отличающихся по мотивам потребления фармацевтических и па-рафармацевтичних товаров, имеющих различные ценностные ориентиры в их приобретении, отличаются я по назначению и процессом потребления Различают следующие типы потребителей:
o Институциональные потребители - фирмы-производители фармацевтической продукции: государственные и организации негосударственной формы собственности, которые покупают товар с целью дальнейшего использования Существует три категории потребления ивачив, относящиеся к этому типу:
o производители лекарственных средств, которые в технологическом процессе используют фармацевтическую продукцию, других производителей;
o медицинские организации;
o оптовые и розничные аптечные учреждения, фармацевтические фирмы
o Конечные потребители - пациент, члены его семьи, которые используют товары фармацевтического производства для личного или семейного потребления
o Промежуточные потребители - медицинские работники, назначающие препарат с целью его использования в условиях стационара, или выписывают рецепт на ЛП, для его использования при амбулаторном лечении.
Объекты фармацевтического рынка:
|
o фармацевтические товары и услуги;
o парафармацевтической товары;
o фармацевтическая информация;
o вкусы потребителей;
o платежеспособная потребность;
o качество продукции;
o технологии;
o т.д.
Субъекты и объекты фармацевтического рынка активно влияют друг на друга и имеют количественные и качественные характеристики Субъект характеризуют такие параметры, как количество, организационно-правовая форма т и форма собственности, степень концентрации, положение на рынке.
3) Фармацевтическая логистика.
Термин логистика означает счётное искусство, искусство размышления, вычисления.
Логистика — искусство снабжения армии и управления её перемещениями.
Логистика — наука об организации совместной деятельности сотрудников функциональных ключевых подразделений предприятия, а так же групп предприятий по продвижению продукции по цепи поставок.
Наука об управлении разными потоками, материальным, транспортными, информационными и финансовыми.
Фармацевтическая логистика — наука и практическая деятельность по управлению и оптимизации потоков фармацевтических и других товаров, а также связанных с ними информационных и сервисных потоков, способствующих удовлетворению потребителей в фармацевтической помощи.
Цель логистики — исключить операции организационного и функционального характера не составляющих дополнительную ценность для потребителя.
Всё то что не приносит пользу потребителю и экономике предприятия является излишним.
4) Понятие розничной и оптовой торговли.
Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
|
Оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Особенности деятельности фармацевтических организаций:
1. фармацевтические услуги оказывают только дипломированные специалисты
2. повышенные требования к условиям хранения ЛП
3. необходимость наличия обязательного ассортимента ЛП
4. спрос на рецептурные ЛП формируется промежуточными потребителями
5. ценообразование на экстемпоральные ЛП
5) Понятие спроса, предложения, рыночного равновесия.
Для прогнозирования экономических показателей аптек необходимо знать объективные закономерности, определяющие поведение покупателей и продавцов на фармацевтическом рынке.
Основными инструментами рынка являются спрос, предложение, цена. А основными законами — закон спроса, закон предложения, закон стоимости.
Теория спроса
Под спросом понимается потребность покупателей в том или ином товаре, выраженная в деньгах, т. е. платежеспособная потребность.
Спрос на фармацевтическом рынке можно рассматривать как количество ЛС, других товаров аптечного ассортимента, фармацевтических услуг, которые желают и могут приобрести потребители (промежуточные и конечные) за определенный период по определенной цене.
Отсюда следует, что объем спроса зависит, прежде всего, от цен на продаваемый товар (услугу). Взаимодействие между количеством товара, которое люди желают купить, и ценой этого товара описывает закон спроса.
Закон спроса утверждает, что при прочих равных условиях между ценой на товар и величиной спроса существует обратная (или отрицательная) зависимость, т. е. снижение цены, приводит к увеличению спроса, и наоборот.
Допущение «при прочих равных условиях» означает, что при проведении экономического анализа все переменные, за исключением тех, которые в настоящий момент рассматриваются (в данном случае спрос, цена), остаются неизменными. Наглядно эту зависимость можно представить в виде таблицы (табл. 6.1) или графика (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Зависимость величины спроса от цены
При графическом изображении зависимости величины спроса от цены на оси ординат откладывается фактор цена (Р); на оси абсцисс — результативный признак спрос (О). График показывает, какое количество товара потребители готовы купить при каждой цене. Так, при цене Р1 спрос равен Qi1 с увеличением цены до Р2 спрос снижается до 02. Таким образом, изменение величины спроса при изменении цены выражается перемещением точки вдоль кривой спроса.
Спрос на различные товары по-разному реагирует на изменение цены. Например, на рис. 6.2 показано изменение величины спроса для двух товаров (Q1, Q2) при изменении цены на одно и то же значение (Р1)
Способность одной переменной реагировать на изменение другой называется эластичностью, и эту способность можно измерить с помощью коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности — отношение темпа прироста результативного признака к темпу прироста формирующего его фактора.
Рис. 6.2. Изменение величины спроса при изменении цены
Зависимость величины спроса от цены характеризуется коэффициентом ценовой эластичности спроса (Ed), который рассчитывается по формуле
где Q0, Q1 — соответственно начальное и конечное значение количества приобретаемых товаров; Р0, Р1 — начальное и конечное значение цены товара.
Если изменение величины спроса и цены выражены в процентах, то:
где ΔQ -— процент изменения спроса; ΔP —- процент изменения цены.
Коэффициент ценовой эластичности — величина всегда отрицательная (Ed < 0). Если | Ed| >1 — спрос эластичный; при |Ed| < 1 — спрос неэластичный.
Рассчитав коэффициент ценовой эластичности или построив графики спроса, можно определить, эластичен спрос на конкретный товар или нет. Так, например, на рис. 6.2 спрос на товар D2 более эластичен, чем спрос D1 (кривая спроса более пологая) при изменении цены на одно и то же значение.
Что же делает спрос на одни виды товаров эластичным, а на другие — неэластичным? В табл. 6.2 представлены факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса, т.е. факторы, которые определяют наклон кривой (или ценовые детерминанты.
А что произойдет со спросом при неизменной цене на товар, но изменении других условий? Если эти условия меняются, то происходит смещение, сдвиг всей кривой спроса, т. е. изменяется не величина спроса в зависимости от цены, а спрос целиком в зависимости от других, неценовых факторов (или детерминант). В своей новой позиции кривая спроса, как и прежде, выражает зависимость двух переменных, но это уже качественно иная зависимость (см. табл. 6.2).
Неценовые детерминанты изменяют спрос и смещают кривые спроса вправо или влево, не изменяя их наклона.
Таким образом, на изменение спроса оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.
Таблица 6.2. Факторы, влияющие на спрос на лекарственные препараты
Ценовые детерминанты спроса | Неценовые детерминанты спроса |
Наличие товаров-субститутов (взаимозаменяемых товаров) (чем больше заменителей у данного товара, тем более эластичен спрос на него) | Изменение предпочтений потребителей (возрастание потребительских предпочтений может быть вызвано рекламой того или иного ЛП, изменениями моды; неблагоприятное влияние на вкусы потребителей может оказать, например, информация о побочных действиях ЛП) |
Доля потребительского бюджета, отведенного на данный товар (чем больше удельный вес в бюджете потребителя занимает продукт, тем выше эластичность спроса на него) | Изменение доходов. Влияние дохода на спрос описывается коэффициентом подоходной эластичности (Ei): где I0, I1— доход; Q0, Q1 — количество приобретаемых товаров. Коэффициент подоходной эластичности (Ei) показывает, как изменится спрос на товар при изменении дохода на 1 %. Увеличение дохода покупателя по-разному влияет на рыночный спрос конкретного товара. Для большинства товаров, так называемых «нормальных благ» (или товаров высшей категории), спрос с увеличением доходов возрастает, т. е. эластичность спроса по доходу является положительной (Ei> 0). Если рост дохода вызывает падение спроса, т.е. эластичность спроса по доходу является величиной отрицательной (Еi <0), то такие товары называют товарами низшей категории. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0 < Еi < 1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если коэффициент больше единицы, то анализируемый товар относится к предметам роскоши |
Время приспособления к изменению цены (спрос более эластичен в долгосрочном периоде, так как потребители с течением времени получают больше возможности для подбора замены) | Число покупателей на рынке (увеличение числа потребителей конкретного ЛП приводит к увеличению спроса, и наоборот) |
Степень необходимости в товаре (чем более необходим данный товар потребителю, тем менее эластичен спрос на него) | Изменение цен на сопряженные товары Для измерения зависимости спроса от цены на сопряженные товары существует коэффициент перекрестной эластичности (Еху), который показывает, как изменится величина спроса на продукт (X) при изменении цены на продукт (У) на 1 %: где Q0, Q1, — количество приобретаемого товара X; P0, P1, — цена на товар Y. Или При анализе перекрестной эластичности следует различать взаимозаменяемые, взаимодополняющие и независимые товары. К взаимозаменяемым товарам (товары-субституты)относятся синонимы и аналоги ЛП. Например, седуксен и реланиум. Если товары взаимозаменяемые, то повышение цен на один товар влечет за собой повышение спроса на другой, его заменяющий (EXY > 0). Если товары взаимодополняющие (товары -комплементы), например, масло какао и свечи с маслом какао, то повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой (EXY< 0). Чем больше коэффициент перекрестной эластичности, тем сильнее взаимосвязь товаров. И наоборот, чем ближе коэффициент к нулю, тем слабее отношения замещения или дополнения. Если Еху = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар |
Изменение ожиданий потребителей(потребительские ожидания падения в будущем цен или доходов может привести к сокращению текущего спроса, и наоборот) |
Вид спроса | Характеристика спроса |
1.Действительный | Равен числу обращений в аптеку |
2.Реализованный | Равен фактическому потреблению |
3.Неудовлетворенный | Равен разнице между действительным и реализованным спросом |
4. Скрытый неудовлетворенный | Равен числу замен |
5.Реальный неудовлетворенный | Равен числу отказов |
6. Эластичный | Изменяется при незначительном изменении фактора |
7.Неэластичный | Не изменяется при незначительном изменении фактора |
Теория предложения
Другим важным инструментом рыночной экономики является предложение.
Предложение — это желание и способность продавцов (производителей) предоставить товар для реализации на рынке.
Предложение на фармацевтическом рынке определяется как количество ЛС, других товаров аптечного ассортимента, фармацевтических услуг, которые могут быть предложены потребителям за определенный период времени по определенной цене.
Взаимодействие между величиной предложения и ценой описывает закон предложения.
Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость, т. е. с повышением цен возрастает величина предложения, и наоборот.
На графике кривая предложения выглядит, как показано на рис. 6.3.
Изменение величины предложения происходит при изменении цены товара и выражается перемещением точки на кривой предложения. Так, при увеличении цены с P1 до Р2 объем предложения увеличился с Q1 до Q2.
Зависимость величины предложения от цены характеризуется коэффициентом эластичности предложения
Для расчета коэффициента эластичности предложения используется следующая формула:
где Q0, Q1 — количество предлагаемого товара при соответствующей цене; Р0, Р1 — цены на товар.
Если изменение величины предложения и цены выражены в процентах, то:
Рис. 6.3. Зависимость величины предложения от цены
Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменится величина предложения при изменении цены на 1 %.
Ценовая эластичность предложения имеет такое же важное значение, как эластичность спроса. Очевидно, что различные производители по-разному реагируют на увеличение рыночного спроса и цен. Наиболее важные факторы, определяющие чувствительность производителя к изменению рыночных цен (ценовую эластичность предложения), представлены в табл. 6.3.
Помимо цены на решение производителя о продаже товара на рынке влияют неценовые факторы (детерминанты) предложения (см. табл. 6.3). Неценовые детерминанты смещают кривую предложения вправо или влево (без изменения угла наклона).
Таблица 6.3. Факторы, влияющие на предложение на лекарственные препараты
Ценовые детерминанты предложения | Неценовые детерминанты предложения |
Рассматриваемый период времени (мгновенный, краткосрочный, долгосрочный). Чем более ограниченным промежутком времени располагает производитель для адаптации к изменяющейся цене, тем относительно ниже будет его эластичность предложения | Цены на ресурсы (уменьшение затрат на ресурсы приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения, и наоборот) |
Характер технологий и продолжительность производственного периода. Чем длиннее производственный цикл, тем менее эластично предложение. Производители не имеют возможности быстро изменять объем производства в зависимости от изменения рыночной цены. В том случае, когда производственный период непродолжительный, предложение эластичное. Производители быстро реагируют на изменение цены | Технология производства (совершенствование технологии снижает издержки производства и увеличивает предложения). Налоги и дотации (рост налогов приводит к увеличению издержек, что влечет сокращение предложения, и наоборот, предоставление.льгот по налогообложению приводит к его увеличению). Цены на другие товары (увеличение цен на один товар может привести к снижению предложения на другой). Ожидаемое изменение цен (ожидаемое снижение цены может привести к увеличению текущего предложения). Число продавцов на рынке (чем больше продавцов конкретного товара, тем выше предложение) |
Конечное изменение как спроса, так и предложения на конкретный товар определяется всей совокупностью ценовых и неценовых факторов.
До сих пор мы рассматривали рынок односторонне: либо с точки зрения покупателя (изучение спроса), либо с точки зрения продавца (изучение предложения). Однако для исследования рыночного механизма в целом необходим комплексный подход.
Взаимодействие спроса и предложения
Ситуация, при которой интересы покупателей и производителей совпадают, и ни у кого не возникает желания нарушить существующее положение, называют рыночным равновесием.
Совместный анализ поведения покупателей и продавцов позволяет определить ситуацию экономического равновесия, при которой интересы и желания обоих экономических агентов совпадают (рис. 6.4).
Если кривая D отражает рыночный спрос на товар, а кривая S — его предложение, то состоянию равновесия соответствует точка их пересечения Е.
Этой точке соответствуют равновесная цена (Ре) и равновесное количество (Qe)
Рис. 6.4. Рыночное равновесие
Рыночное равновесие предполагает равенство цены спроса (Pd) цене предложения (Ps)и соответственно величины спроса (Qd) величине предложения (Qs).
При любой цене, отличной от цены равновесия, или при любом объеме производства, отличном от равновесного, рынок оказывается в разбалансированном состоянии, что неизбежно сказывается на объеме продаж.
Если реальная цена выше цены равновесия, на рынке возникает избыток товарной массы (избыток предложения), что порождает тенденцию к понижению рыночной цены на товар.
Напротив, если рыночная цена ниже цены равновесия, возникает дефицит товаров (избыток спроса), что порождает тенденцию к повышению цены на товар.
Только достижение равновесного состояния обеспечивает стабильность рынка и наибольший объем продаж.
Фармацевтическая деятельность в сфере лекарственного обращения предполагает учет государственного вмешательства в его функционирование. Наиболее существенными с точки зрения анализа спроса и предложения направлениями государственного регулирования являются налоговая политика и политика регулирования цен на отдельные виды товаров.
Маркетинг – это вид рыночной деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена
Комплекс маркетинга:
1) нужда
2) потребность
3) спрос
4) предложение