По количеству участников традиционно выделяют три формы:
1) Индивидуальная форма (с одним ребенком) позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства). Эта работа с литературой, письменные упражнения, экспериментальная деятельность (опыты, наблюдения), работа на компьютере. Однако данная форма требует от ребенка больших нервных затрат, Создает эмоциональный дискомфорт, удорожает обучение; сокращает сотрудничество с другими детьми;
2) Подгрупповая (индивидуально-коллективная) форма. Группа делится на подгруппы на основании личной симпатии, общности интересов, но не по уровню. При этом педагогу в первую очередь важно обеспечить взаимодействие детей в процессе деятельности: работа подгруппами (командами) во время непосредственно образовательной деятельности; экскурсия по подгруппам; трудовая практическая непосредственно образовательная деятельность;
3) Фронтальная, общегрупповая форма (работа со всей группой четкое расписание, единое содержание). Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения. Недостаток- трудности в индивидуальном обучения.
Для решения образовательных задач используются педагогические формы организации детских видов деятельности, которые условно можно разделить на следующие группы:
1) Простые формы которые построены на минимальном количестве методов и средств и посвящены, как правило, одной теме (беседа, рассказ, экскурсия, наблюдение, упражнение, дидактическая (или любая другая) игра и др.);
2) Составные формы – состоят из простых форм, представленных в разнообразных сочетаниях (занятие, игра-занятие, игра-путешествие, творческая мастерская, детская лаборатория, творческая гостинная, творческая лаборатория, мастерская слова, викторина, целевая прогулка, экскурсия, интерактивный праздник и др.);
3) Комплексные формы – создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм (детско-родительские и иные).
Формы организации детских видов деятельности и стиль общения педагога с детьми должны обеспечить субъективную позицию ребенка в образовательном процессе, субъект- субъектный характер образовательных отношений.
Рассмотрим некоторые из форм организации детских видов деятельности подробнее:
1 Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения на разнообразные виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то и иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:
- социальные, в том числе нравственно- этические;
- эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-этические;
- логико-математические;
- естественнонаучные.
2. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.
Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они действенны в работе со старшими дошкольниками. Комплексные занятия широко используются в практике дошкольного образования в разных сферах обучения детей.
Комплексные занятия- это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более быстрому освоению содержания занятия.
Комплексное занятие состоит из трех блоков:
- творческий блок направлен на развитие чувства цвета, ритма, композиции, умения изображать простейшие предметы (продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация);
- общеразвивающий блок направлен на развитие памяти, внимания, мышления: элементарные математические представления(счет, сравнение величин, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с цифрами и пр.), развитие речи, ознакомление с окружающим миром;
- музыкально-физкультурный блок направлен на развитие музыкального слуха, динамичного слуха, чувства ритма; на сохранение и укрепление здоровья детей (поют, танцуют, учатся слушать музыку, понимать ее характер, играют на детских шумовых и ударных инструментах; предполагает использование здоровьесберегающих технологий: физкультминутки, динамичные паузы и т. д.).
3 Игровая образовательная ситуация.
Данную форму принято называть игра-занятие, подчеркивая обязательность игровой основы познавательных действий и определенного результата. Игровые образовательные ситуации являются одной из самых распространенных составных форм организации видов деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте.
4. Творческая мастерская.
В рамках формы работы создаются условия для детского творчества. Основным видом деятельности в рамках данной формы работы является экспериментирование. Экспериментирование организуется с целью разрешения проблемы, поиска ответа на возникающие вопросы, подбора для выполнения творческих, практико-ориентированных работ, оптимальных условий ухода за растениями, животными. Таким образом, на доступном для детей уровне осуществляется ознакомление с возможностями использования эксперимента, как метода познания в самых разных сферах деятельности. Задачи: накопление ребенком сенсорного опыта, формирование необходимых умений, знакомство с разными методами познания окружающего мира, развитие мыслительных процессов и операций.
При организации детского экспериментирования необходимо соблюдение ряда условий:
- создание проблемных, игровых, практико-ориентированных ситуаций и широкое использование естественных ситуаций, объективно требующих применения экспериментальных методов познания, обеспечивающих мотивационную основу деятельности;
- совместное с детьми выявление известного, четкое формулирование предположений, подлежащих проверке;
- осознание и принятие детьми целевых основ предстоящей деятельности или самостоятельная формулировка цели дошкольниками;
- сохранение структуры экспериментальной деятельности (выявление неизвестного, высказывание предположения, выбор условий его проверки, выполнение опята, формулирование вывода), наглядность каждого этапа для детей;
-постепенное возрастание степени самостоятельности детей на каждом этапе осуществления экспериментальной деятельности, возрастание сложности решаемых с помощью эксперимента познавательных, практико-ориентированных, творческих задач.
Формы организации детского экспериментирования:
1) Индивидуальные и групповые, однократные и циклические (позволяющиеувидеть динамику некоего процесса);
2) Фронтальные (проводимые всеми детьми и подгруппами детей одновременно при руководящей роли педагога);
3) Демонстрационные ( демонстрируемые педагогом процессы и явления) опыты.
По характеру организуемых в ходе экспериментирования мыслительных операций выделяются:
- констатирующие (позволяющие выявить определенные свойства объекта или явления);
- сравнительные (нацеленные на сопоставление свойств разных объектов, одного и того же объекта во времени);
-обобщающие ( позволяющие выявлять общие закономерности).
Структура экспериментирования включает в себя:
- содержание (организацию детского экспериментирования в условиях активизирующей образовательной среды на основе принципов поддержки естественных интересов, познавательных потребностей дошкольников, партнерства);
- средства (различные методы активизации интереса к экспериментированию, организации совместной со взрослым и самостоятельной поисковой деятельности, общения в процессе экспериментирования);
- формы организации деятельности (поддержку самостоятельного экспериментирования, фронтальные и демонстрационные эксперименты);
-результат (формирование у детей опыта самостоятельной познавательно- исследовательской деятельности на основе манипулирования и экспериментирования, новые знания и умения, систематизация и проверка освоенной ранее информации, развитие психических процессов).
Основой отличительной особенностью рефлексивно-оценочного этапа детской лаборатории является подведение итогов не только относительно достижения основой цели работы (разрешение проблемы, нахождение ответа на поставленный вопрос и т.д.), но и анализ хода познавательно-исследовательской деятельности на основе экспериментирования.