Порядок определяется исходя из требований Приказа Министерства транспорта Российской Федерации №227 от 23 июля 2015 года «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», и состоит в следующем:
1.Особенности досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования на ОТИ дорожного хозяйства.
1.1. В ходе досмотра на КПП, постах на границах зоны транспортной безопасности ОТИ и её частей осуществляется выявление запрещенных или ограниченных к перемещению предметов и веществ, за исключением предметов и веществ, указанных в следующих Перечнях:
,Перечня оружия;
Перечня взрывчатых веществ;
Перечня других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, если их масса или объем не превышают 100 кг или 100 куб. дм, соответственно;
Перечня других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.
2. Особенности досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования на ОТИ автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
2.1. КПП на ОТИ оборудуются аварийным освещением и электроснабжением, обеспечивающими функционирование постов при нарушении штатного электроснабжения, а также необходимыми для осуществления досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра столами (мебелью) Для ОТИ третьей и четвертой категории данное требование является рекомендательным.
2.2. В случаях, когда на ОТИ проводится досмотр пассажиров транзитных и трансферных рейсов, в том числе вещей, находящихся при них и их багажа, то такой досмотр проводится на постах до входа в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и до их смешивания с прошедшими досмотр объектами досмотра, для которых данный пункт перевозки является начальным.
3. Особенности досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования на ТС автомобильного транспорта.
3.1. На ТС размещается информация в отношении обеспечения транспортной безопасности, с указанием:
перечня оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть;
соответствующих извлечений из статей Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об ответственности пассажиров, иных лиц, находящихся или следующих на ОТИ или ТС, за нарушение установленных в области транспортной безопасности требований, порядков и правил.
3.2. При пересечении объектами досмотра границ перевозочного и технологического секторов зоны транспортной безопасности ТС, в случаях если их досмотр не проводился при пересечении границ перевозочного и технологического секторов зоны транспортной безопасности ОТИ в соответствии с настоящими Правилами в объеме, достаточном для выявления и обнаружения предметов и веществ, указанных в Перечнях, а также физических лиц, не имеющих оснований для нахождения в зоне транспортной безопасности ТС или её частей, проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в соответствии с настоящими Правилами на постах, оснащенных портативными (переносными) средствами досмотра, а также способами, указанными в пункте 57 настоящих Правил.
3.3. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр ТС должен проводиться с использованием подсветки и поворотных досмотровых зеркал в неосвещенных и труднодоступных местах, а также применимыми для достижения целей досмотра способами, указанными в пункте 57 настоящих Правил и с помощью устройств, обеспечивающих обнаружение взрывчатых веществ, не допуская повреждения оборудования ТС.
3.4. В случае поступления информации об угрозе совершения актов незаконного вмешательства, ТС подлежит повторному досмотру после высадки пассажиров.
3.5. При обнаружении на ТС на маршруте движения объектов, подозрительных на наличие предметов и веществ, включенных в Перечни и (или) лиц, не имеющих правовых оснований для нахождения в зоне транспортной безопасности ТС, а также лиц, нарушающих Требования по соблюдению транспортной безопасности, лицо, ответственное за транспортную безопасность ТС, обязано оповестить СТИ, и (или) специально уполномоченных СТИ или перевозчиками лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности и приложениям к ним, принять решение об информировании уполномоченных подразделений МВД России и ФСБ России, а также предпринять иные действия, предусмотренные настоящими Правилами.
Тема 25 Технические средства обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
Технические средства обеспечения транспортной безопасности должны быть расположены на объектах транспортной инфраструктуры в порядке, предусмотренном следующим документом:
ОДМ 218.6.006-2012 Методические рекомендации по оснащению автовокзала, автостанции, трамвайного депо и троллейбусного парка инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности
Тема 26 Технические средства обеспечения транспортной безопасности на транспортных средствах автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта
Касательно оснащения инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, можно ознакомиться в следующем документе:
ОДМ 218.6.007-2012 Методические рекомендации по выбору и применению технических средств обеспечения транспортной безопасности автобусов городского, пригородного, междугородного и международного сообщения, легковых автомобилей, перевозящих пассажиров, грузовых автомобилей, трамваев и троллейбусов
Тема 27 Порядок реагирования на угрозы совершения актов незаконного вмешательства и действий персонала, сил обеспечения транспортной безопасности при тревогах «угроза взрыва» и «угроза захвата» на ОТИ или ТС
Любая информация, касающаяся подготовки к совершению АНВ в отношении ОТИ или ТС, находящихся на его территории, должна быть установленным порядком передана силам обеспечения ТБ на ОТИ для своевременного принятии адекватных мер.
В этих целях руководителями подразделений ОТИ и юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне ТБ и на критических элементах ОТИ, должны быть доведены до работников требования по действиям в сложившейся обстановке.
В наглядной и доступной форме персонал и посетители ОТИ должны быть проинформированы о доступных средствах связи и номерах телефонов для передачи информации оперативным службам ОТИ и силам обеспечения ТБ ОТИ.
В обязанности подразделения ТБ входит:
1. Воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) КПП (постов).
Работники подразделения ТБ должны воспрепятствовать проникновению в зону свободного доступа, зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ нарушителя, оснащенного специальными техническими средствами или с использованием автотранспортных средств, самоходной техники и машин.
2. Воспрепятствование преодолению любыми лицами КПП (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону ТБ или на критические элементы ОТИ или ТС.
3. Передача уполномоченным представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, нарушителей пропускного и внутриобъектового режима, лиц проносящих или провозящих предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ и на критический элемент ОТИ или ТС, лиц, совершающих или подготавливающих АНВ.
4. Не допущение попадания предметов или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ и на КЭ ОТИ или ТС, путем их выявления и передачи представителям уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также локализации и устранения последствия их применения.
Реагирование на подготовку совершения АНВ в отношении ОТИ должно учитывать:
- источник информации,
- характеристику установленных признаков подготовки совершения АНВ,
- полноту и достоверность информации,
- оценку характера и степени угрозы.
Информация о подготовке к совершению АНВ может исходить от внешних и от внутренних источников.
К внешним источникам может быть отнесена информация, полученная от уполномоченных должностных лиц подразделений федеральных органов исполнительной власти, находящихся вне территории ОТИ.
К внутренним источникам может быть отнесена информация, полученная от должностных лиц ТС, персонала ОТИ, пассажиров и посетителей находящихся на ОТИ.
Меры, принимаемые на ОТИ при реагировании на подготовку совершения АНВ:
1. При угрозе захвата:
- Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.
- Информирование установленным порядком.
- Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.
- Приведение в немедленную готовность ГБР.
- Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов
- Введение ограничений или запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.
2. При угрозе взрыва:
- Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.
- Информирование установленным порядком.
- Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.
- Приведение в немедленную готовность ГБР.
- Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов
- Введение запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.
- Введение ограничений или запрет на использование технических средств и средств связи.
- Привлечение кинологических служб для выявления взрывных устройств.
- Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации персонала и посетителей.
3. При угрозе размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ):
- Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.
- Информирование установленным порядком.
- Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.
- Приведение в немедленную готовность ГБР.
- Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов
- Введение запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.
- Введение ограничений или запрет на использование технических средств и средств связи.
- Привлечение кинологических служб для выявления взрывных устройств.
- Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации персонала и посетителей.
4. При угрозе поражения опасными веществами:
- Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.
- Информирование установленным порядком.
- Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.
- Приведение в немедленную готовность ГБР.
- Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов
- Введение запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.
- Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации персонала и посетителей.
- Привлечение специализированных подразделений для проведения радиационного и химического контроля на территории ОТИ
5. При угрозе захвата КЭ ОТИ и/или ТС:
- Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.
- Информирование установленным порядком.
- Усиление охраны и наблюдения и на КЭ ОТИ и/или ТС.
- Приведение в немедленную готовность ГБР.
- Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов
- Введение запрета на допуск посетителей на КЭ ОТИ.
6. При угрозе взрыва КЭ ОТИ и/или ТС:
- Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.
- Информирование установленным порядком.
- Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.
- Приведение в немедленную готовность ГБР.
- Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов
- Введение запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.
- Введение ограничений или запрет на использование технических средств и средств связи.
- Привлечение кинологических служб для выявления взрывных устройств.
- Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации персонала и посетителей.
7. При угрозе размещения или попытки размещения на КЭ ОТИ взрывных устройств (взрывчатых веществ):
- Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.
- Информирование установленным порядком.
- Усиление наблюдения за КЭ ОТИ.
- Усиление охраны объекта на критических элементах.
- Приведение в немедленную готовность ГБР.
- Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов.
- Введение ограничений или запрет на использование технических средств и средств связи.
- Привлечение кинологических служб для выявления взрывных устройств.
- Введение запрета на допуск посетителей на КЭ ОТИ.
8. При угрозе блокирования:
- Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.
- Информирование установленным порядком.
- Усиление наблюдения за движением автотранспорта на въезд и выезд в районе КПП.
- Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.
- Приведение в немедленную готовность ГБР.
- Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов
- Введение ограничений или запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.
9. При угрозе хищения:
- Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.
- Информирование установленным порядком.
- Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.
- Приведение в немедленную готовность ГБР.
- Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов
- Введение ограничений или запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.