Коллаж (от фр. collage — приклеивание, наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве. Изначально термин коллаж применяли к живописным или графическим произведениям, созданным путем наклеивания на какую-либо основу разнообразных предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Например, коллажом считали живописное полотно с включенными в него реальными предметами. Цветную бумагу, ткани, кружева, газеты, фольгу, стекло, древесину, бусы, нитки, сухие цветы и листья - множество разнообразных материалов использовали художники для воплощения своих фантазий.
Через некоторое время понятие коллаж стало употребляться в других жанрах искусства в более широком значении - как смесь разнородных элементов, объединенных общей идеей.
С расцветом фотографии, не только профессионалы, но и любители начали создавать в своих фотоальбомах настоящие шедевры из фотографий, рисованных элементов, цветной бумаги, тканей, стекляруса, ракушек и разных памятных мелочей. Постепенно эти увлечения переросли в особое искусство, в котором воплощаются творческие идеи фотографа, художника и декоратора.
Цифровые технологии значительно расширили возможности фотохудожников. Графические редакторы, такие как AdobePhotoshop, предоставляют массу новых возможностей, и теперь любой желающий может реализовать свои творческие возможности, создавая коллажи из фотографий, векторных и растровых фигур или текста.
Не нужно быть суперпрофессионалом, чтобы реализовать свои идеи в области фотоколлажа. Есть много сервисов, позволяющих простыми методами составить из разных фотографий интересную композицию. Но если ваша фантазия не имеет границ, а оригинальные идеи не вписываются в стандартные готовые шаблоны, то у вас один путь – научиться создавать коллажи из фотографий в фотошопе.
|
Что такое фотоколлаж?
Это свободное соединение в одной картинке нескольких изображений, иногда совершенно не связанных между собой и выполненных в разных стилях. При этом широко используется применение всяких эффектов – размывки, полупрозрачности, наложения слоев, применение многочисленных фильтров.
Не нужно забывать, что, прежде всего, важна идея. Фотоколлаж не должен быть нагромождением фотографий с эффектами, а целостной композицией, выражающей какую-то идею. В дополнение можно использовать изображения предметов, связанных с основной тематикой коллажа.
Самый простой способ создания фотоколлажа – простое вырезание частей фотографий и накладывание их на подходящий фон.
Фотомонтаж
Очень часто слова фотоколлаж и фотомонтаж считают синонимами. Изначальные значения этих терминов настолько расширились, что дать их точное определение затруднительно.
Термин фотомонтаж применяют чаще для обозначения фоторабот, имеющих, на первый взгляд совершенно естественный вид, но при более внимательном рассмотрении обнаруживающих неожиданные свойства. Например, лица ваших друзей на репродукции с картины эпохи возрождения, комбинация каких-то совершенно тривиальных объектов в одной фотографии, дающая непредсказуемый оригинальный эффект.
Современные технологии позволяют сделать настолько высококачественные фотоманипуляции, что их трудно отличить от оригинальных снимков. Например, известны случаи подделки сенсационных новостных фотографий, использования для шантажа скомбинированных изображений скандального свойства. В Национальной Ассоциации Фотографов Прессы в Соединенных Штатах даже создан кодекс, основным принципом которого провозглашено: "не манипулировать образами, которые могут ввести в заблуждение зрителей или исказить факты ".
|
7 золотых правил правильного фотомонтажа.
Коллаж будет выглядеть реалистично, если его составные части будут соответствовать друг другу и фону, на который они будут накладываться.
Чтобы фрагмент хорошо вписался, он должен обладать теми же свойствами, что и все уже присутствующие на фоне предметы: иметь соответствующий размер, освещение, резкость, насыщенность, контраст.
На что нужно обращать внимание, выбирая объекты для монтажа?
- Соответствие размеров
- Освещение / Тени
- Точка съемки
- Насыщенность
- Яркость / Контрастность
- Резкость
- Баланс цветов
Соответствие размеров
Выбранные для фотомонтажа фотографии должны соответствовать по размерам. В любом графическом редакторе есть возможность изменять размеры изображения. Но если исходные фото отличаются по размерам очень сильно, то при этом нужно либо маленькое изображение существенно увеличивать и, в результате, получить некачественный, сильно размытый фрагмент, или большое изображение уменьшать с потерей всех мелких деталей.
То есть, соответствие размеров - залог качества. И об этом нужно позаботиться сразу. При выборе фотографий обращайте внимание на их размеры в пикселях.
|
Освещение и тени
Подбирая фотографии для монтажа, всегда отслеживайте направление света на фотографиях. Оно должно совпадать на всех фрагментах, используемых в Вашей фотокомпозиции.
Как определить направление света? С освещенной стороны объект всегда светлее. Если есть тени от предметов, то они всегда падают в противоположную от источника света сторону. На этой картинке свет рассеянный, падает сверху справа. Нечеткая тень слева у ног.
Вставленный мяч освещен с другой стороны, что выглядит неестественно.
Средствами фотошопа мяч легко можно отразить по горизонтали, повернуть и получить такой результат. Можно еще дорисовать почти незаметную тень, что придаст картинке достоверности.
Если свет яркий, тени четкие – допустимы фоны с контрастным, ярким освещением (пляж, солнечный день).
Если свет рассеянный, тени малозаметные – подходит в качестве фона природа в облачный день, комнатное освещение.
Тени от предметов фона должны падать в том же направлении, что и тень от вписываемого в фон объекта. Человек на новом фоне в солнечный день обязательно отбрасывает тень: ее плотность, направление и цвет должны совпадать с тенями фона. Здесь можно посмотреть подробнее о том, как создать тень.
Если на фоне рассеянное освещение и теней нет, то длинной тени от человека или другого вписываемого объекта не будет, может быть почти незаметная тень под ногами.
Точка съемки
Точка съемки это место расположения объектива фотоаппарата относительно объекта съемки. При подборе объектов для фотомонтажа обращайте внимание, с какой точки велась съемка – сверху, снизу или прямо, в «лоб». Фон должен быть снят под таким же углом, иначе фотография будет неестественной.
Из этого следует, что не следует усложнять себе жизнь и проще всего работать с объектами, у которых точка съемки приблизительно посредине всей фигуры.
Насыщенность
Качественный фотомонтаж не должен содержать невыразительные, бледные фрагменты на ярком цветном фоне. Цветовая насыщенность фона и объекта должна быть приблизительно одинаковой. Если Ваши фотографии любительские, не выбирайте подложки с нереально насыщенным цветом.
Контраст и яркость
Контраст и яркость вставленных фрагментов и фона должны всегда совпадать. Если изначальные фрагменты не совсем соответствуют, можно поправить через «Brightness/Contrast», «Curves» или «Levels».
Резкость
Человек на переднем плане никогда не бывает менее резким, чем фон. Фон может быть нерезким, если это нужно, вдали объекты всегда больше размыты, чем те, которые вблизи.
Очень распространенная ошибка при замене фона – человек, вырезанный из некачественного, нерезкого любительского снимка, наложен на профессиональный высококачественный фон.
Цветовой баланс
Цвета разделяют на «холодные» и «теплые». «Холодный» объект никогда не будет выглядеть реалистично на «теплом» фоне.
Последовательность действий при создании фотомонтажа.
- Подобрать фон с учетом первых трех пунктов предыдущего списка.
- Вырезатьфигуры для вставки
- Подогнать размеры вставляемых объектов
- Откорректировать насыщенность, цветовой баланс, яркость, контрастность.
Для этого создавайте корректирующие слои или всегда сохраняйте вырезанную копию фигуры на случай, если все испортите.