III. Уровни мнемической функции




Необходимость рассматривать функцию памяти как многоуровневый процесс становится очевидной, когда мы обращаемся к анализу отдельных психических функций, их развития как в филогенезе, так и в онтогенезе.

Была сделана попытка определить уровни мнемической функции в эволюционном плане. При этом, было обнаружено, что различные типы и формы памяти представляют собой уровни мнемической функции, которые возникают на определенных стадиях эволюции от низших к высшим организмам.

Выделяют 7 последовательных уровней, которые составляют 3 ступени.

 

Вид памяти Уровень Характеристика
Видовая память Генетический Биохимические реакции (наследственная информация закодирована с помощью молекулярной организации ДНК)
Индивидуальная память Морфологический   Привыкание – краткое сохранение, запоминание следов Таксисы. Обратная сторона запоминания – забывание: исчезновение или прекращение биологической реакции на уровне популяции
Нейрональный - возникает с появлением многоклеточных организмов, развитие которых связано с возникновением н.с. Условные связи, навыки Безусловные рефлексы
Нейропсихический – существенной увеличение возможностей памяти, механизмы обеспечения функции памяти становятся более совершенными Условные рефлексы Безусловные рефлексы, инстинкты
Нейропсихический высшего порядка (ассоциации). Возникает такое свойство памяти как передача опыта Условные рефлексы второго и высшего порядков Безусловные рефлексы, инстинкты
Социальная память: сигналы Стадно-биологический Подражание (способность к подражанию является врожденной, но конкретное подражание носит характер индивидуального приспособления Безусловные рефлексы, инстинкты
Знаки Общественно-исторический - коллективный тип памяти Речевое подражание Безусловные рефлексы, инстинкты

 

Лекция 9. Игры животных

Игры животных и игры детей. Игры животных - комплекс разнообразных поведенческих актов (преимущественно молодых животных), не имеющих улитарного значения (действия с биологически нейтральными предметами и игровое общение животных, не приводящее к биологически значимым результатам).

Различия. Игры животных и игры людей совсем иного качества. Так, игры детей по своей природе и по своему содержанию социальны, по мнению Д.Б. Эльконина - известного специалиста по психологии игры, «...она возникает из условий жизни ребенка в обществе, в ней воссоздаются социальные отношения между людьми....», то, есть, играя, дети в меру своего детского понимания воспроизводят жизнь взрослых: их труд, быт, творчество, семейную жизнь, общение, но все это лишь «как бы», без тех жизненно необходимых результатов, на достижение которых, направлена деятельность взрослых людей. При этом дети овладевают «широким миром человеческих предметов», говоря словами выдающегося отечественного психолога А.И. Леонтьева, «человеческим отношением к предметам», что открывает ребенку «путь осознания человеческого отношения к предметам, то есть человеческого действия с ними».

Сходства. Но в наиболее простых и ранних детских играх можно обнаружить некоторые черты общности.

Это относится и к внешнему сходству форм выполнения ряда подвижных игр, и к включению в игровые действия замещающих предметов (и животное пользуется «игрушками») или игровых партнеров. А при более сложных играх в обоих случаях «проигрываются сценки, аналогичные эпизодам предстоящей взрослой жизни, причем, для этого играющими создаются условные ситуации, в которых они подражают поведению взрослых.

Другое сходство - игра выполняется в «зоне безопасности» - под защитой родительской особи. Следовательно, игры возможны лишь в условиях высокоразвитой заботы о потомстве. Хотя эта забота у людей и животных осуществляется по-разному. Даже самые ранние игры детей формируются под сознательным, воспитывающим воздействием взрослых в условиях постоянного общения с ними, которое позднее приобретает развитый речевой характер.

Родители направляют детскую игру в русло, приводящее к освоению предметов человеческого обихода и к социальной ориентации поведения ребенка. Этим же путем происходит (с помощью речи) начинается передача общественно-исторического опыта от одного поколения к следующему. В жизни и в играх животных этого ничего нет.

Теории игр.

1. Немецкий психолог К. Гросс рассматривал игру у молодых животных (и у детей) как способ самосовершенствования. Согласно его теории игра - это предварительное упражнения форм взрослого поведения в особо важных сферах жизнедеятельности своего рода практика, готовящая подрастающее животное к жизни взрослых. При этом имелось в виду, что игра позволяет молодому животному упражняться без риска, ибо в этих условиях ошибки не влекут за собой пагубных последствий.

2. Теория Г. Спенсер рассматривал игровую активность животного как расход некой избыточной энергии.

3. Эта теория получила новое воплощение в современной концепции «вакумной активности», разработанной известным австрийским исследователем поведения животных К. Лорениом. Он описывает «действия вхолостую», то есть инстинктивные движения, выполняемые при отсутствии соответствующих раздражителей. В этих концепциях (Спенсера и Лоренца) доминирует представление, что когда животному некуда «девать» накопившуюся энергию, оно начинает с азартом выполнять незавершенные, бесполезные телодвижения, не приносящие ему никакой выгоды для обеспечения его жизнедеятельности.

4.Крайние позиции на игру животных некоторые ученые пытаются хотя бы частично объединить. Так, швейцарская исследовательница поведения животных М. Мейер

-Хольцапфель назвала игру животных мнимой деятельностью. Но при этом она допускает, что в основе игры лежит «пробование», основанное на любопытстве. Играют, по ее мнению, лишь тогда когда не выполняются инстинктивные действия.

5. Другие ученые, наоборот, считают игру инстинктивными действиями, хотя и своеобразными, которые в отличие от сходных инстинктивных действий выполняются многократно и неутомимо. Против такого взгляда на игру возражали на том основании, что в отличие от всех инстинктивных действий не существует никаких особых «органов игры», не существует мозговых центров игры», в то время как для всех инстинктивных действий такие центры можно обнаружить.

6. Но большинство исследователей в настоящее время считает, что игра служит подготовкой к взрослой жизни и накоплению соответствующего опыта путем упражнения. Так, Эльконин Д.Б. высказал предположение, что игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и развивает способность к ориентации в сложных и изменчивых условиях среды. Как упражнение рассматривает игру известный английский специалист по поведению животных У. Торп, указывая на то, что игра служит для приобретения животными навыков и для ознакомления с окружающим миром. Особое значение Торп придает при этом манипулированию предметами.

7.Большинство ученых особенно отечественных, придерживается концепции, предложенной К. Фабри. Он на основе своих исследований пришел к выводу, что игры животных представляют собой развивающуюся психическую деятельность. То есть то, что принято называть игрой составляет в своей совокупности основное содержание поведения животных в определенном периоде онтогенеза, который непосредственно предшествует взрослому (адультному) состоянию животного. Этот период Фабри назвал ювенильным (период юности), или игровым, можно его назвать и преадультным (предвзрослым).

Таким образом, игры животных – это совокупность специфически ювенильных проявлений обычных форм поведения.

Виды игр

 

Игры животных

Локомотивные Манипуляционные

Компенсаторные Некомпенсаторные

 

Локомоционные. Это игры, "ни с чем и ни с кем" с самим собой. Это подвижные игры, при которых животное постоянно меняет свое местонахождение: бесцельная беготня, кувыркание, подскоки, прыжки, барахтанье на суше, в воде и т. п. Их так называют, потому что они сводятся к перемещению животного в пространстве. К этой категории следует отнести и такие "гимнастические упражнения" раскачивание из стороны в сторону, различные движения конечностей.

Примеры. Локомоционные игры копытных. Для них характерны стремительные пробежки, часто по кругу, скачки, резкое подбрасывание передней и задней части туловища, удары копытами, притоптывание.

1. У горного сибирского козла локомоционные игры детенышей происходят часто на крутых склонах, и рискованные прыжки козлят приводят иногда к несчастным случаям.

2. Детеныши газелей, внезапно, без внешнего повода бросаются вскачь по широкому кругу, то резко тормозя, то без видимых причин, стремительно наращивая бег, то отскакивая в сторону. У взрослых газелей такие прыжки разом перемещают их на большое расстояние, поэтому, спасаясь от хищников, газели используют такие прыжки. Такие прыжки встречаются и в брачных стычках и церемониях.

3. Молодые выдры оживленно катаются по полу (в неволе), извиваются, лежа на боку. Часто прячутся, то выскакивают из укрытия и снова быстро скрываются, то высоко подбрасывают зад и подскакивают. (Похожее поведение у молодых морских свинок).

4.Детеныши росомахи охотно катаются со снежных горок (как медвежата), скатывает или лежа, или кувырком, затем вновь поднимается на гору и вновь скатывается, образуя настоящие ледяные горки. Кувыркание - вообще постоянный компонент игр детенышей росомах, а попытки лазать появляются лишь в 8-недельном возрасте, и только к 11 - 12 неделям они начинают регулярно влезать на деревья. Только к 4-5 месяцам они овладевают этим умением.

5.Детеныши домовой мыши начинают после прозрения (12-15 день жизни) без видимых причин совершать странные, блошиные прыжки вверх или в сторону. Они напоминают те резкие прыжки, с помощью которых эти животные спасаются при внезапной опасности.

6. Самые разнообразные интенсивные локомационные игры встречаются у обезьян. У их детенышей они начинаются очень рано и выражаются в буйной возне, при которой производится сложные телодвижения. Они бегают с высокой скоростью, прыгают куда попало, летают с ветки на ветку, кувыркаются, вращаются вокруг себя, Они встают на голову, побежать на двух ногах, повиснуть вниз головой на ветке, держась за нее одной ногой.

Как видно, локомационные игры способствуют общему физическому развитию молодого животного, прежде всего его способов передвижения и глазомера. Кроме того игры этой категории имеют и познавательное значение: молодые животные усваивают пространственные отношения, познают расстояния и тем самым развивают способность к ориентации.

Манипуляционные. Различают компенсаторные и некомпенсаторные манипуляционные игры.

Некомпенсаторны е. Это игры, в кот объектами, то есть «игрушками» являются или предметы, с которыми животные встречаются в природе (камни, веточки и т.п.) или органы тела, например, хвост.

Компенсаторны е. Это игры с «суррогатными» предметами (игры с клубком ниток, тряпками и т.п.). То есть естественное поведение взрослого животного, кот. молодое животное еще не может (и не должно) выполнять, компенсируется в его играх сходными действиями с предметами заместителями.

Пример. Бурый медведь бросал в реку большие камни и внимательно следил за тем, как вода булькала и расходилась широкими кругами и т.п. Казалось бы действия медведя лишены смысла, но польза состоит в том, что молодое животное, забавляясь, распространяет свою активность на новые объекты, знакомится с их свойствами, устанавливают все новые отношения со средой и в результате накапливает ценный опыт впрок. Такой опыт существенно расширяет общую базу поведения, делает его значительно более лабильным, гибким, страхует животное в необычных, особенно экстремальных условиях и позволяет делать ему открытия, изобретения, кот. могут оказаться чрезвычайно полезными и важными не только для особи, но даже и для прогрессивной эволюции всего вида.

Совместные игры. Локомоционные движения животных являются врожденными и животное в ходе игры только совершенствует эти движения и учится наиболее эффективно ориентировать их в окружающей среде. С манипуляционными движениями сложнее, еще больше усложняется двигательная активность животного, когда локомоционно-манипулятивные действия направляются не на пассивные физические тела, а на игровых партнеров. В результате между животными возникает взаимодействие в условиях общения. В этом заключается качественно отличие совместных игр от одиночных.

Существует несколько форм совместных игр животных.

Для молодых млекопитающих, особенно копытных, весьма характерны прежде всего совместные локомоционные игры. Животные бегают с огромной скоростью вместе или наперегонки то сюда, то туда.

Другая распространенная форма – преследование детенышами друг друга. Это игра в «охоту», в преследовании жертвы или врага. Нередко одновременно играют в «прятки» с внезапным нападением на партнера из укрытия.

Следующая форма – игровая игра. Это так называемые «антагонистические» или «агрессивные» игры. Особое место такие игры занимают в поведении детенышей животных-охотников.

У молодых мартышек гусар выделены следующие типы совместных игр: приглашение к игре, бегство-преследование, игровая борьба (в обнимку), «бокс» (удары, шлепки), прыжки (на бегу в сторону).

Итак, совместные, особенно общеподвижные игры, как и игры других категорий, способствуют прежде всего физическому развитию, тренировке, упражнению двигательных способностей молодого животного. При игровой борьбе и других, связанных с ней игровых действиях отрабатываются соответствующие формы поведения взрослых животных (подкарауливание, нападение, преследование, оборона, ловля и умерщвление добычи и т.п.). Кроме того, в совместных играх, особенно «борьбе», партнеры меряются силами, происходит своего рода проба сил, в результате которой часто устанавливаются иерархические отношения между сородичами (типа «господство-подчинение»). Но установление подлинных внутригрупповых отношений между животными совершается чаще всего у взрослых животных, а молодые, играя, только упражняются в этом.

Совместные игры содействуют формированию и собственно коммуникативных способностей животных, умению понимать друг друга. В ходе совместных игр животные упражняются в умении эффективно пользоваться типичным для вида языком звуков, движений, поз, запахов, прикосновений, с помощью которого у них передается информация от одной особи к другой. Сами коммуникативные системы подачи сигналов, так и понимание их значения происходят у животных на врожденной основе – в основном детенышам этому учиться не надо. Однако в совместных играх молодых животных, в условиях их игрового общения друг с другом происходит отработка этих систем, а иногда и их обогащение.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: