Анализ трудовых ресурсов, производительности труда




 

В процессе анализа необходимо изучить изменения в составе рабочих. Поскольку они происходят в результате движения рабочей силы, то этому вопросу при анализе уделяется большое внимание.

Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:

Коэффициент оборота по приёму рабочих:

 

К пр= количество принятого на работу персонала / Среднесписочная численность персонала

 

Коэффициент оборота по выбытию:

 

Кв = количество уволившихся работников / Среднесписочная численность персонала

 

Коэффициент текучести кадров:

 

Кт= количество уволившихся по собственному желанию из-за нарушения трудовой дисциплины \ Среднесписочная численность персонала.

 

Проанализируем обеспеченность предприятия рабочей силой. Анализ представим в таблице. По данным отдела кадров количество принятых работников в 2008 г. было в цехе по производству глушителей и в цехе по производству стройматериалов,т.к на предприятии расширилось производство.

 

Таблица

Анализ движения трудовых ресурсов.

Показатели 2006г. 2007 г. 2008 г. Отклонения,+,-
         
Количество принятых работников, всего       + 2
Количество уволившихся работников, чел       +9
Среднесписочная численность, чел.       +10
Коэффициент приёма       +8
Коэффициент выбытия       +15
Коэффициент текучести кадров.       -3

 

По сравнению с 2006 г. и 2007 г. в 2008 г. увеличилось количество принятых работников. По выбытию рабочей силы из таблицы видно, что существенное уменьшение произошло в 2006 г., коэффициент выбытия составил 15 %.Изменение в 2008 г. произошло за счёт увеличения среднесписочной численности работников, а также из-за расширения производства. Чтобы более чётко было видно по каким рабочим произошли изменения проведём анализ состава и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Анализ представим в таблице.

 

Анализ численности по категориям, чел.

Категория работников Среднесписочная численность, чел. Обеспеченность рабочей силой, %(4\3 х100) Отклонение (+,-) 2003 г.- 2001 г.
2006 г. 2007 г 2008 г.
           
По предприятию,всего         +10
Рабочие торговли         +2
Рабочие цеха по производству стройматериалов.         +3
Рабочие по производству глушителей.         +4
Администрация Из них:- руководители         +1 -
- специалисты         +1
                     

 

Из таблицы видно, что в по сравнению с 2006 и 2007 г. среднесписочная численность работников в 2008 г. больше. По сравнению с 2007 г. больше на 4 чел, а с 2006 г. на 10 чел.

Наибольшее уменьшение наблюдается из работников занятых производством стройматериалов. Отклонение составило +3, обеспеченность рабочей силой составила 115.Также увеличение наблюдается по рабочим по производству глушителей. Отклонение составило +4,а обеспеченность рабочей силой составила 150.Изменение произошло из- за увеличения выпуска продукции и расширения производства, поэтому предприятия приняло новых рабочих. По администрации особых изменений нет. В 2008 г. наблюдается изменение по категории специалисты. +1.Это связано с тем, что предприятию нужны новые квалифицированные специалисты. Следовательно по всем категориям рабочих предприятие обеспечивает выполнение плановой численности. В дальнейшем, чтобы предприятие не ощущало недостаток рабочей силы необходимо изучать причины увольнения работников: по собственному желанию, сокращению кадров, из- за нарушения трудовой дисциплины и др.

Проанализируем производительность труда и соотношения между темпами роста средней зарплаты и производительностью труда. Анализ представим в следующей таблице.

 


Анализ производительности труда.

№ п\п Показатели Годы Отклонения (+; -) 2008- 2006 г.
       
1. Количество среднегодовых работников, чел.       +10
2. Отработано, тыс. чел.-час. - администрация - отдел торговли - цех по производству глушителей. - цех по производству стройматериалов       -12 - -1 +12 +1
3. Произведено валовой продукции, руб.: - на одного среднегодового работника; - на один человеко- час;   326,2 49,4   395,7 70,3   432,1 85,7   +105,9 + 36,3
4. Произведено валовой продукции на одного среднегодового работника в % к предыдущему году.   121,3 109,2 -
5. Заработная плата одного среднегодового работника в год в % к предыдущему году.   95,4 128,6 -

 

Отработано тыс.- чел. час. больше в 2006 г., в 2007 г. отработано 259 тыс. чел.-час., в 2008 г. 252 тыс. чел.-час. Отклонение 2008 г. к 2006 г. составило – 12.Изменение произошло за счёт количества среднегодовых работников, а также из- за выхода продукции. Из таблицы видно, что производительность труда на одного среднегодового работника повысилась на 105,9 тыс. руб., и на одного чел.- час. на 36,3 тыс. руб. Следовательно план роста производительности труда выполнен по сравнению с 2006 и 2007 годом. Увеличение произошло за счёт выхода продукции в 2008 г.. Рост производительности труда означает экономию рабочего времени. Производительность труда – это результативность затрат. Рост производительности труда означает экономию рабочего времени. Чем она выше, тем больше продукции можно получить при тех же ресурсах, тем дешевле будет производимая продукция. А это означает, что только на основе постоянного роста производительности труда можно обеспечить, удовлетворить растущие потребности людей.

Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии, уровня производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты. При этом средства на оплату труда нужно использовать таким образом, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его оплаты. Из таблицы видно,что оплата труда одного среднегодового работника повысилась в 2006 г. на 5,4%, а в 2008 г. на 28,6. Изменение произошло за счёт увеличения выхода продукции. Это свидетельствует о эффективной организации оплаты труда работников, основа которой – оплата за объём произведённой продукции с учётом её количества.. Если такой принцип не соблюдается, то происходит перерасход фонда заработной платы, повышение себестоимости продукции и соответственно уменьшение суммы прибыли. Только при таких условиях создаются возможности для наращивания темпов расширенного воспроизводства. В связи с этим анализ использования средств на оплату труда на предприятии имеет большое значение.

 

4. Совершенствование учёта оплаты труда

 

В настоящее время развитие рыночных отношений привело к необходимости совершенствования бухгалтерского учёта, в том числе учёта труда и его оплаты. Это требует введения новых документов, либо совершенствования существующих форм.

Изучение учёта труда и его оплаты в ООО «Стройдеталь» показало, что предприятие для первичного учёта труда применяет документы типовых форм, но для сводного аналитического учёта применяются произвольные формы документов(кроме расчётно- платёжных ведомостей), что требует постоянного их совершенствования. Сводный учёт на предприятии ведут в сводной ведомости учёта затрат и в расчётно- платёжной ведомости. Причём данные отражают за один месяц. Можно ввести новую форму сводной ведомости:

1) ведомость должна содержать данные: в первой графе отражать все виды работ выполненные за год сгруппированные по субъектам, в следующих графах содержать сведения о работе: № наряда, отработано дней, часов и начисленную сумму за данную работу. Накладная ведомость по учёту затрат позволит сгруппировать данные о затратах по субсчетам, по видам работ, по месяцам, а также позволит подсчитать затраты за весь год в едином документе. Это уменьшит трудоёмкость работы бухгалтерии в два раза.

Также предприятию для дальнейшего улучшения работы по учёту заработной платы можно порекомендовать:

2) обеспечить рабочие места всех бухгалтеров персональными компьютерами и необходимыми программами для сокращения объёма ручного труда и высвобождения времени для анализа. Можно порекомендовать предприятию применить в процессе учёта заработной платы программу «1 С: зарплата и кадры» и справочно- правовую программу «Консультант плюс».

3) обеспечить более тесную взаимосвязь со всеми подразделениями бухгалтерии во избежание серьёзных ошибок в бухгалтерском учёте, а также для своевременного устранения выявленных ошибок;

4) усовершенствовать организацию заработной платы работников. В частности: разработать положение по распределению различных косвенных премий, чётко прописать сколько и за что, пересмотреть виды доплат и т.д.

в целях повышения эффективности работы, усиления контроля за деятельностью предприятию нужно осуществлять внутренний аудит. Организуемый контроль должен быть прост в организации и эксплуатации, доступен для исполнителей и эффективен по результатам. Система контроля будет работать эффективно,если одновременно разработать три компонента:

- система контроля с инструкциями по исполнению;

- система поощрения за её полное исполнение;

- система показания за нарушение предписываемых правил;

Автоматизация бухгалтерского учёта

Занять лидирующее положение на рынке, повысить эффективность работы персонала, создать оптимальную структуру управления – вот первоочередные задачи руководителя предприятия..

Хорошие бухгалтерские системы должны обеспечивать качественное ведение учета, быть надежными и удобными в эксплуатации. Бухгалтерские системы должны, по крайней мере, безошибочно производить арифметические расчеты; обеспечивать подготовку, заполнение, проверку и распечатку первичных и отчетных документов произвольной формы; осуществлять безошибочный перенос данных из одной печатной формы в другую; производить накопление итогов и исчисление процентов произвольной степени сложности; обеспечивать обращение к данным и отчетам за прошлые периоды (вести архив).

Надежность системы в компьютерном плане означает защищенность ее от случайных сбоев и в некоторых случаях от умышленной порчи данных. Современные персональные компьютеры являются достаточно открытыми, поэтому нельзя достоверно гарантировать защиту чисто на физическом уровне. Важно, чтобы после сбоя разрушенную базу данных можно было легко восстановить, а работу системы возобновить в кратчайшие сроки. Хорошие бухгалтерские системы отвечают этим требованиям. Не менее важно, чтобы фирма – разработчик бухгалтерской программы имела значительный опыт работы и солидную репутацию. При выборе системы следует учитывать то обстоятельство, что в дальнейшем к продавцу придется неоднократно обращаться и за советом или консультацией, и за заменой устаревшей версии на более свежую.

1C: Зарплата и кадры.

В ООО «Стройдеталь» заработная плата рассчитывается в программе АМБА- ASK 1 версия 3,7. Табельный учёт на предприятии ведётся без использования компьютерной программы. Поэтому предприятию нужно совершенствовать учёт труда. Можно внедрить программу 1 С: Зарплата и кадры

Для расчёта заработной платы и кадрового учёта предназначена система «1С: Зарплата и Кадры 7.7» Она позволяет не только автоматизировать расчет заработной платы, но и организовать учет сотрудников, регистрировать служебные перемещения получать статистические справки по кадровому составу. Универсальность системы позволяет реализовать любой подход к решению этих задач и получать любые отчетные документы.

Возможность изменения и дополнения первоначальной конфигурации программы позволяет настроить ее на требования любого предприятия и даже конкретного пользователя. В то же время первоначальная поставка имеет ряд основополагающих свойств, позволяющих сразу приступить к расчету заработной платы. Работая с первоначальной настройкой, уже можно:

- оформлять приказы о приеме на работу;

- оформлять приказы о продвижении по службе;

- вводить и рассчитывать больничные листы;

- осуществлять расчет отпусков разного типа и оформлять отпускные записки;

- вводить разовые или долгосрочные доплаты;

- оформлять приказы о выплате премии как подразделениям, так и отдельным сотрудникам;

- проводить перерасчеты «задним числом»; - рассчитывать разнообразные доплаты от доплаты к окладу до доплаты «за выслугу лет»;

- вести штатное расписание предприятия;

-получать стандартные отчеты и формы для предоставления в налоговые и прочие органы;

- проводить частичную выплату заработной платы;

- депонировать суммы, не выданные по платежным ведомостям;

- учитывать долги по заработной плате прошлых периодов;

- оформлять увольнение с расчетом компенсаций отпуска, выходного пособия и многое другоое.

Справочники и классификаторы.

Первоначально программа содержит целый набор справочников и классификаторов, содержащих исходные данные и предназначенных для работы с такими понятиями, как должности, категории работников, единая тарифная сетка.

Справочник подразделений позволит отобразить сколь угодно сложную, многоуровневую структуру предприятия. Справочник норм-расценок позволит оплачивать наряды рабочих по сдельным норморасценкам. Можно вести штатное расписание предприятия, которое позволит оперативно учитывать степень заполнения штата, управлять такими понятиями как «вилка окладов» и быстро формировать список вакансий на Вашем предприятии.

Отчеты.

Программа позволит использовать все богатство оформительских возможностей Windows при оформлении отчетов и стандартных документов по результатам расчета. Не требуют предварительной настройки и могут сразу использоваться такие отчеты, как:

- расчетные листки;

- расчетно-платежная ведомость;

- платежная ведомость для получения денег через кассу;

- расходные кассовые ордера;

- свод по начислениям и удержаниям;

- налоговая карточка;

- справка о доходах;

- анкета застрахованного лица (для Пенсионного Фонда);

- индивидуальные сведения для Пенсионного Фонда;

- отчет об итоговых суммах начисленных доходов и удержанных суммах налога.

Кроме того, могут быть получены такие «кадровые» отчеты, как:

- отчет по среднесписочной численности предприятия;

- отчеты о количестве принятых и уволенных за определенный период;

- отчеты о юбилярах и детях сотрудников;

- отчет о военнообязанных и др.

Дополнительный сервис.

Система содержит такие сервисные средства, как:

- числовой и формульный калькулятор;

- календарь;

- настройка просмотра текстовых документов;

- настройка некоторых элементов интерфейса без редактирования конфигурации системы администратором;

- настройка панелей инструментов.

Набор «помощников» позволит быстро освоить такие операции, как редактирование штатного расписания или прием сотрудников на работу. Система снабжена «стартовым» помощником, который в режиме диалога произведет первоначальную настройку параметров системы. Необходимо будет лишь указать тип финансирования предприятия, его географическое положение, название, фамилии расчетчиков зарплаты и другие данные. Помощник произведет первоначальное заполнение параметров работы системы

Администрирование, работа в сети и права доступа

Система включает средства, позволяющие администратору системы:

- вести список пользователей системы;

- назначать пользователям пароли для входа в систему;

- назначать пользователям права на выполнение тех или иных операций и доступ к данным системы;

- формировать индивидуальные пользовательские интерфейсы.

Первоначально программа предлагает три уровня доступа к данным и три интерфейса, соответствующие уровню главного бухгалтера, расчетчика и кадрового инспектора.

Сетевой вариант программы позволит работать с единой информационной базой с нескольких рабочих мест. Кроме того, система включает средства, которые позволят администратору:

- просматривать список работающих пользователей;

- получать историю работы пользователей.

Надежность и безопасность

Система содержит средства обеспечения сохранности и непротиворечивости информации:

- возможность запрещения пользователям удаления данных;

- режим удаления данных с контролем перекрестных ссылок;

- установка запрета на редактирование печатных форм;

- «запирание» системы пользователем при временном прекращении работы.

Информации.

С этой точки зрения система «1С: Зарплата и Кадры 7.7» обладает большей гибкостью. Это универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского учёта. Она может использоваться на предприятиях разных направлений деятельности и форм собственности.

С введением этой программы на предприятии в части системы «Оплата труда» появляется много возможностей.

Таким образом, вложение денежных средств комбината в систему «1С: Зарплата и кадры 7.7» будет более целесообразным.

 


Заключение

 

В целом по работе можно сделать вывод о том,что заработная плата является основным источником дохода рабочих и служащих, она оказывает влияние на эффективность производства и является очень важной составной частью всего бухгалтерского учета, работы с сотрудниками и налоговых начислений. Также зарплата является элементом затрат.

Организация заработной платы определяется тарифной системой,нормированием труда и формой оплаты труда. Заработная плата подразделяется на основную и дополнительную, а формы оплаты труда на прямую сдельную,сдельно- премиальную,сдельно- прогрессивную и аккордную. Объектом исследования данной работы является предприятие ООО «Стройдеталь».Это одно из успешных и процветающих предприятий г. Красноуфимска. Предприятие производит качественную продукцию, а от качества выпускаемой продукции во многом зависит успех фирмы. На предприятии работают квалифицированные специалисты. В организации существует сдельно- премиальная форма оплаты труда по производству стройматериалов и глушителей. Начисление сдельщикам производится по расценкам разработанных на предприятии. Расчёт отпускных начисляется за 28 календарных дней. Пособие по временной нетрудоспособности начисляется исходя из зарплаты за последние 12 месяцев.

Ежеквартально производятся отчисления единого социального налога. После обработки всех поступивших на начисление первичных документов подводят итоги по начислению зарплаты и приступают к удержаниям.

Анализ производительности труда показал, что план роста предприятия в 2008 г. выполнен по сравнению с 2006 и 2007 г. Темпы роста производительности труда рабочих на уровне темпов роста оплаты их труда. В процессе анализа была изучена структура фонда заработной платы. Фонд оплаты труда с каждым годом возрастает. Это связано с повышением заработной платы на предприятии. Анализ кредиторской задолженности показал, что у предприятия нет задолженности перед бюджетом по налогу на доходы с физических лиц.

На основе проделанной работы даны пути совершенствования учёта оплаты труда- это введение новых документов, совершенствование существующих форм, разработка системы контроля, обеспечение рабочих мест всех бухгалтеров персональными компьютерами и необходимыми программами для сокращения объёма ручного труда и высвобождение времени для анализа. На предприятии заработная плата рассчитывается в программе АМБА-АSK 1 версия 3,7.Табельный учёт ведётся без использования компьютерных программ. Для дальнейшего улучшения работы отдела по учёту заработной платы я бы порекомендовал предприятию:1) применить программу 1 С:Зарплата и кадры 7,7».Она позволяет автоматизировать расчёт заработной платы и организовать учёт сотрудников предприятия, регистрировать служебные перемещения2) обеспечить более тесную взаимосвязь со всеми подразделениями бухгалтерии во избежание серьёзных ошибок в бухгалтерском учёте, а также для своевременного устранения выявленных ошибок.


Литература

 

1. Травин В.В., Дятлов В.А. «Основы кадрового менеджмента», М-95

2. Кричевский Р.Л. «Если Вы — руководитель...», М-96

3. Цветаев В.М. Управление персоналом. – СПб., 2001

4. Шекшля С.В. «Управление персоналом современной организации», М-96



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: