КУРСОВАЯ РАБОТА
Исполнитель -
Х.Х. ХХХХХХ
Руководитель –
Х.Х. ХХХХХХХ
Петрозаводск 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ И РАСЧЁТ КАЛИБРОВ…………………………………………………………………………… 2
2 ВЫБОР ПОСАДОК ДЛЯ ЗАДАННЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ………………………………………………………………………………………….. 8
2.1 Шестерня - вал ……………………………………………………………. 8
2.2 Корпус - крышка ………………………………………………………… 11
2.3 Распорная втулка - вал ………………………………………………….. 14
3 ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ………………………. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………... 21
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ И РАСЧЁТ КАЛИБРОВ
Исходные данные:
Отверстие Ø
Вал Ø
1.1 Определение предельных размеров деталей, допусков отверстия и вала, предельных значений и допусков посадок. Установление степени точности деталей, системы и характера посадки.
1.1.1 Определение допуска отверстия
Верхнее отклонение отверстия ES = + 54 мкм
Нижнее отклонение отверстия EI = 0
Наибольший предельный размер отверстия Dmax = 105,054 мм
Наименьший предельный размер отверстия Dmin = 105 мм
Допуск отверстия
TD = ES – EI = 54 - 0 = 54 мкм
1.1.2 Определение допуска вала
Верхнее отклонение вала es = -120 мкм
Нижнее отклонение вала ei = - 340 мкм
Наибольший предельный размер вала dmax = 104,88 мм
Наименьший предельный размер вала dmin = 104,66 мм
Допуск вала
Td = es – ei = - 120 - (- 340) = 220 мкм
1.1.3 Определение величины зазора
Максимальный зазор:
Smax = Dmax - dmin = 105.054 - 104.66 = 0.394 мм
Минимальный зазор:
|
Smin = Dmin - dmax = 105 – 104.88 = 0.12 мм
Допуск посадки:
ТS = ТD + Td = 54 + 220 = 274 мкм
TS = S max - Smin = 0.394 – 0.120 = 0.274 мм
1.1.4 Определение степени точности детали, системы и характера посадки
Характер посадки – посадка с зазором. Система посадки – система отверстия.
Определяем степень точности изготовления деталей по формуле:
T= a · i,
где а – число единиц допуска;
i – единица допуска в мкм.
i =
Число единиц допуска для отверстия и вала будут иметь следующие значения:
Принимаем для вала 11 квалитет, для отверстия 8 квалитет по таблице 2.4 [1].
По таблице 1 [1] выбираем поля допуска для отверстия – Р8, для вала – d11.
1.2 По таблице 2.6 [2]. Для вала - Rа = 2,5 мкм. Метод обработки чистовое точение
Для отверстия – Rа = 2,5 мкм. Метод чистовое растачивание.
Окончательно определяем соединение Ø 105 схема полей допусков посадки представлена на рисунке 1.1.
|
0
|
- 120
- 340
Рисунок 1.1 – Схема полей допусков посадки Ø 105
1.3 Построение схемы полей допусков и рабочих калибров к ним
Согласно таблице 2.8 [1] выбираем основные отклонения калибров.
Для пробки: H = 6 мкм, Y = 6 мкм, z = 8 мкм.
Для скобы: H1= 15 мм, Y1= 0 мм, z1 = 28 мм.
Определяем исполнительные размеры пробки:
мм
мм
105 – 0.006 = 104.994 мм
Определяем исполнительные размеры скобы:
мм
мм
104.66 – 0.000 = 104.66 мм
Схема расположения полей допусков калибров для контроля деталей соединения
Ø 105 представлена на рисунке 1.2. Эскиз вала и втулки, соединения на рисун-ке 1.3. Рабочие чертежи пробки и скобы на рисунке 1.4. Эскизы пробки и скобы на ри-сунке 1.5.
|
а)
б)
Рисунок 1.2 - Схема расположения полей допусков колибров для контроля
а - отверстий, б - валов
а) б)
Рисунок 1.3 - Эскиз вала и втулки
а - вал, б- отверстие
Рисунок 1.4 - Эскиз соединения
а)
б)
Рисунок 1.5 - Рабочие чертежи пробки и скобы
а – пробка, б - скоба
2 ВЫБОР ПОСАДОК ДЛЯ ЗАДАННЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
2.1 Соединение шестерня – вал (рисунок 14 – 2).
Исходные данные: номинальный размер соединения 50 мм.
2.1.1 Принимаем посадку H7/к6 - для посадки зубчатых колес, шкивов, звездочек на шпонках на вращающихся валах, сцепных муфт.
Предельные отклонения:
Отверстия
Верхнее отклонение отверстия ES = + 25 мкм
Нижнее отклонение отверстия EI = 0
Наибольший предельный размер отверстия Dmax = 50,025 мм
Наименьший предельный размер отверстия Dmin = 50 мм
Вала
Верхнее отклонение вала es = + 18 мкм
Нижнее отклонение вала ei = + 2 мкм
Наибольший предельный размер вала dmax = 50,018 мм
Наименьший предельный размер вала dmin = 50,002 мм
2.1.2 По таблице 2.66 [2] выбираем метод обработки и шероховатость
Для вала – чистовое обтачивание Rа= 1.25 мкм.
Для отверстия – чистовое растачивание Rа= 2.5 мкм
2.1.3 Определяем допустимую погрешность для выбора измерительного средства.
Выбираем инструмент
Отверстие измеряем индикаторным нутромером НИ (ГОСТ868-82)
Характеристика (согласно таблице 14 [3]):
|
пределы измерения 50…100 мм
цена деления 0,01 мм
предельная погрешность 10 мкм
Вал измеряем микрометром МК гладкий (ГОСТ 6507-78)
Характеристика (согласно таблице 17 [3]):
пределы измерения 50…75 мм
цена деления 0,01 мм
– предельная погрешность 5 мкм
2.1.4 Строим схему полей допусков соединяемых деталей, эскизы и соединение в сборе рисунок 2.1.
+ 25
|
+ 18
|
+ + 2
0
а)
б)
в)
г)
Рисунок 2.1- Схема полей допусков соединяемых деталей, эскизы и соединение в сборе
а - схема полей допусков соединяемых деталей, б- эскизы вала и отверстия,
в- соединение в сборе, г - узел
2.2 Соединение корпус – крышка (рисунок 14 – 1)
Исходные данные: номинальный размер 100 мм соединения
2.2.1 Требование к точности центрирования манжетного уплотнителя (крышка с отверстием). Требуемым условием удовлетворяют поля допусков предпочтительного применения f7. Таким образом, принимаем посадку H7/f7.
Предельные отклонения по табл. 1 [1]:
Отверстия
Верхнее отклонение отверстия ES = + 35 мкм
Нижнее отклонение отверстия EI = 0
Наибольший предельный размер отверстия Dmax = 100,035 мм
Наименьший предельный размер отверстия Dmin = 100 мм
.
Вала
Верхнее отклонение вала es = - 36 мкм
Нижнее отклонение вала ei = - 71 мкм
Наибольший предельный размер вала dmax = 99,964 мм
Наименьший предельный размер вала dmin = 99,929 мм
2.2.2 По таблице 2.66 [2] выбираем метод обработки и шероховатость
Для вала – чистовое обтачивание Rа= 2.5 мкм
Для отверстия – чистовое растачивание Rа= 3.2 мкм.
2.2.3 Определяем допустимую погрешность для выбора измерительного средства.
Выбираем инструмент:
Отверстие измеряем индикаторным нутромером НИ (ГОСТ 868-82)
Характеристика (согласно таблице 14 [3]):
пределы измерения 50…120 мм
цена деления 0,01 мм
предельная погрешность 25 мкм
Вал измеряем микрометром МК гладкий (ГОСТ 6507-78)
Характеристика (согласно таблице 17 [3]):
пределы измерения 100…125 мм
цена деления 0,01 мм
предельная погрешность 10 мкм
2.2.4 Строим схему полей допусков соединяемых деталей, эскизы и соединение в сборе рисунок 2.2
+ 35
|
+
0
- 36
|
- 71
а)
б)
в)
г)
Рисунок 2.2- Схема полей допусков соединяемых деталей, эскизы и соединение в сборе
а - схема полей допусков соединяемых деталей, б- эскизы вала и отверстия,
в- соединение в сборе, г - узел
2.3 Соединение втулка распорная - вал (рисунок 14 – 3).
Исходные данные: номинальный размер соединения 45 мм.
2.3.1 Вал выполнен под подшипник, поле допуска - к6; упорная втулка должна достаточно легко собираться с валом; максимальный зазор в соединении не должен вызывать повышенную неуравновешенность при вращении.
Принимаем посадку 45D 10/k6.
Предельные отклонения по табл. 1 [1]:
Отверстия
Верхнее отклонение отверстия ES = + 180 мкм
Нижнее отклонение отверстия EI = +80
Наибольший предельный размер отверстия Dmax = 45,180 мм
Наименьший предельный размер отверстия Dmin = 45.080 мм
.
Вала
Верхнее отклонение вала es = +18 мкм
Нижнее отклонение вала ei = +2 мкм
Наибольший предельный размер вала dmax = 45.018 мм
Наименьший предельный размер вала dmin = 45.002 мм
2.3.2 По таблице 2.66 [2] выбираем метод обработки и шероховатость
Для вала – чистовое обтачивание Rа= 2.5 мкм
Для отверстия – чистовое растачивание Rа= 2.5 мкм
2.3.3 Определяем допустимую погрешность для выбора измерительного средства.
Выбираем инструмент:
Отверстие измеряем индикаторным нутромером НИ (ГОСТ868-82)
Характеристика (согласно таблице 14 [3]):
пределы измерения 0…50 мм
цена деления 0,01 мм
предельная погрешность 10 мкм
Вал измеряем микрометром МК гладкий (ГОСТ 6507-78)
Характеристика (согласно таблице 17 [3]):
пределы измерения 25…50 мм
цена деления 0,01 мм
предельная погрешность 5 мкм
2.3.4 Строим схему полей допусков соединяемых деталей, эскизы и соединение в сборе рисунок 2.3.
|
+ 80
+ 18
|
+ + 2
0
а)
б)
в)
г)
Рисунок 2.3- Схема полей допусков соединяемых деталей, эскизы и соединение в сборе
а - схема полей допусков соединяемых деталей, б- эскизы вала и отверстия,
в- соединение в сборе, г - узел
ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Исходные данные: подшипник № 309.
3.1 Данный шарикоподшипник радиальный однорядный средней серии.
Основные посадочные размеры определим по таблице 1[4]: d = 45 мм, D = 100 мм.
3.2 По условиям задачи выбираем поле допуска посадочной поверхности вала.
Поле допуска вала - к6.
Поле допуска отверстия в корпусе выбираем в зависимости от перегрузки, типа корпуса (разъемный или неразъемный) и типа подшипника.
Поле допуска отверстия в корпусе – Н7.
3.3 Определяем числовые значения отклонений для этих полей допусков вала и от-верстия в корпусе согласно табл. 2.3 [1] (ГОСТ 25347-82):
отклонения вала ø 45 к6
es = + 18 мкм; ei = + 2 мкм;
отклонения отверстия в корпуcе ø 100 К7
ES = + 10 мкм; EI = - 25 мкм.
Числовые значения отклонений для полей допусков подшипника L0 и l0 опреде-ляем по табл. 3.1 [1] (ГОСТ 520-89, СТ СЭВ 774, ИСО 199, ИСО 492):
отклонения отверстия внутреннего кольца ø 45 L0
ES = 0; EI = -12 мкм;
отклонения наружного кольца подшипника ø 100 l0
es = 0; ei = - 15 мкм
Посадка внутреннего кольца подшипника на вал - ø 45 L0/к6 (с натягом).
Посадка наружного кольца и отверстия в корпусе - ø 100 Н7/l0 (с зазором).
3.3 Анализ выбранных посадок
Выполним анализ посадок в таблицах 3.1 и 3.2
Таблица 3.1 - Анализ посадки ø 45 L0/к6
Наименование | Отверстие | Вал |
Обозначение поля допуска | 45 L0 | 45 к6 |
Верхнее отклонение, мкм Нижним отклонение, мкм | ES = 0 ЕI = - 12 | es = + 18 ei = + 2 |
Наибольший предельный размер, мм Наименьший предельный размер, мм | Dmax= 45 Dmin= 44,988 | dmax= 45.018 dmin = 45,002 |
Допуск размера мм | ТD = Dmax - Dmin = 0,012 | Td = dmax - dmin=0,016 |
Наибольший натяг, мм Наименьший натяг, мм | Nmax = dmax - Dmin = 45.018 - 44,988 = 0,030 Nmin = dmin -Dmax = 45,002 – 45 = 0,002 | |
Допуск посадки, мм | TN = TD + Td =0,012 + 0,016 = 0,028 |
Таблица 3.2 - Анализ посадки ø 100 К7/l0
Наименование | Отверстие | Вал |
Обозначение поля допуска | 100 Н7 | 100 l0 |
Верхнее отклонение, мкм Нижним отклонение, мкм | ES = + 35 ЕI = 0 | es = 0 ei = - 15 |
Наибольший предельный размер, мм Наименьший предельный размер, мм | Dmax = 100.035 Dmin = 100 | dmax= 100 dmin = 99,985 |
Допуск размера мм | ТD = Dmax - Dmin = 0,035 | Td = dmax -dmin=0,015 |
Наибольший зазор, мм Наибольший натяг, мм | Smax = Dmax - dmin = 100.035 - 99,985 = 0.050 Smin = Dmin - dmax = 100 – 100 = 0 | |
Допуск посадки, мм | Ts = TD + Td = 0.035 + 0.015 = 0,050 |
3.4 Шероховатость определяем по таблице 2.6 [1]:
Посадочная поверхность отверстия в корпусе Rа 1.25 мкм
Посадочная поверхность вала Rа1,25 мкм
Допускаемые отклонения формы и расположения поверхностей определим по формулам:
1) допуск цилиндричности
Вал ТО = 0.25 Td = 0.005 мкм Отверстие ТО = 0.25 TD = 0.008 мкм
2) По таблице 2.7 (8) биение кольца
Вал – 25 мкм Отверстие – 30 мкм
3) допуск перпендикулярности T┴ = 20 мкм
Методы обработки:
Отверстие в корпусе – чистое растачивание Rа = 2.5 мкм (согласно таблице 2.66 [2]).
Вал – тонкое шлифование Rа = 1.25 мкм (согласно таблице 2.66 [2])
3.5 Построим схемы расположения полей допусков (рисунок 3.1) и обозначим на эскизах (рисунок 3.2).
+ 18
|
+2 +2 + 2
|
- 12
а)
+ 35
|
|
- 15
б)
Рисунок 3.1 - Схемы расположения полей допусков
а - внутреннее кольцо, б - внешнее кольцо
а) б) в)
г)
Рисунок 3.2 - Обозначения посадок подшипников качения на сборочных чертежах
а - эскиз вала, б - эскиз отверстия, в - эскиз соединения, г – эскиз узла
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Метрология, стандартизация и сертификация: Уч. для вузов / А.И. Аристов, Л.И. Карпов, В.М. Приходько, Т.М. Раковщик. - М.: Изд. Центр «Академия», 2006. 384 с.
2. Допуски и посадки: Справочник. В 2-х ч. – 6-е изд., перераб. и доп. – Л.: Машиностроение,1982.-ч. 1, 2.
3. Белкин И.М. Средства линейно угловых измерений. – М.: Машиностроение 1987
4. Подшипники качения: Справочник. – 6-е изд., перераб и доп. – М.: Машиностроение,1975.-С.572.
5. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3т. М.: Машиностроение,1978.- т.1,2.
5. Шубин А.А. Основы нормирования точности в машиностроении: Учеб. пособие для студентов инженерных специальностей. / А.А. Шубин, Ю.В. Янюк- Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. - 95 с.
6. Анухин В.И. Допуски и посадки. Выбор и расчет, указание на чертежах: Учеб. Посо-бие. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. - 219 с.
7. Марков Н.Н. Нормирование точности в машиностроении: Учебник для машинострои-тельных специальностей вузов. / Н.Н. Марков, В.В. Осипов, М.Б. Шабалина. Под ред. Ю.М. Соломенцева. - М.: Высшая школа, 2001. - 335 с.
8. Янюк Ю. В. Технические измерения: Учебное пособие по выполнению лабораторных работ для студентов инженерных специальностей / Ю. В. Янюк, А. А. Шубин. – Петроза-водск: Изд-во Петр-ГУ, 2009. - 64 с.
9. Белкин И.М. Средства линейно-угловых измерений: Справочник. - М.: Машинострое-ние, 1987. - 368 с.
10. СТП ПетрГУ 001-07. Документы текстовые учебные. Курсовые и дипломные проекты (работы). Общие требования и правила оформления. - Петрозаводск.: Изд-во ПетрГУ, 2006. - 38 с.