Всего 15 баллов.
2. [15 баллов] ПЕРЕПУТАННЫЕ СТРОКИ
В стихотворении перепутаны строки.
а) Восстановите стихотворение: перепишите строки в правильном порядке. Подсказка 1: знаки препинания в концах строк.
Подсказка 2: рифмовка в стихотворении парная.
В эту дверь влетают вести, Не для вешнего жильца, Синий домик у ворот.
Не для белки, не для мыши, Говорливого скворца. Дверца узкая под крышей – Во все стороны летят! Полчаса проводят вместе. Вести долго не гостят – Угадай, кто в нем живёт.
б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили. Как называется этот жанр?
в) О каком предмете идёт речь в стихотворении?
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2016–2017 уч. г. Школьный этап. 5 класс
Критерии оценивания | Баллы | |
Текст восстановлен верно | ||
Текст восстановлен верно, но имеются ошибки при переписывании | ||
Имеются разночтения с оригиналом, не влияющие на смысл текста | 6–8 | |
Имеются 1–2 | разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста | 3–5 |
Имеются 3–4 | разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста | 1–2 |
Текст существенно искажён | ||
Максимальный балл |
б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили. Как называется этот жанр?
Балла за верный ответ.
в) О каком предмете идёт речь в стихотворении?
(3 балла за верный ответ).
3. [40 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ
Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 100–150 слов.
Сергей Григорьевич Козлов (1939–2010)
|
ЖИКИНА ГОРА
Давно уже Ёжик не видел такого большого неба. Давно уже не было такого, чтобы он вот так останавливался и замирал. И если кто у него спрашивал, зачем он останавливается, отчего замирает. Ёжик все равно бы ни за что не смог ответить.
– Ты куда глядишь, Ёжик? – спросила Белка.
– А, – сказал Ёжик. И махнул лапой.
– Ты что там увидел? – спросил Муравей.
– Молчит, – сказала Белка.
– Задумался, – проворчал Муравей и побежал по своим делам.
А Ежику вдруг показалось, что он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.
Что никогда-никогда до этого ничего подобного он не видал.
«Как же так? – думал Ёжик. – Ведь я столько раз бежал по этой тропинке, столько раз стоял на этом холме».
И деревья были такие необыкновенные – лёгкие, сквозящие, будто сиреневые, и полны такой внутренней тишиной и покоем, что Ёжик не узнавал знакомые с детства места.
– Что же это? – бормотал Ёжик. – Раньше не видел всего?
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2016–2017 уч. г. Школьный этап. 5 класс
И птицы, те немногие птицы, что остались в лесу, казались теперь Ежику необыкновенными.
«Это не Ворона, это какой-то Орёл кружит над лесом, – думал Ёжик. – Никогда не видел такой огромной птицы».
– Всё стоишь? – спросил Муравей. – Я уже вон какую соломину оттащил,
а он всё стоит.
– Не мешай ему, – сказала Белка. – Он думает.
– Думает, думает, – проворчал Муравей. – Что бы стало в лесу, если б все думали.
– Подумает, и всё, – сказала Белка. – Не мешай.
– Все вы бездельники, – сказал Муравей. – Все вы друг за дружку горой. –
|
И убежал.
А Ёжик про себя поблагодарил Белку, потому что он слышал разговор где-то далеко-далеко, будто говорили на облаках, а он – на дне моря.
«Какая она добрая, – подумал о Белке Ёжик. – Почему я раньше никогда её не встречал?»
Пришёл Медвежонок.
– Ну что? – сказал он. – Что делать будем?
Ёжик смотрел на лес, на холм, на Ворону, кружащую за рекой, и вдруг понял, что ему так не хочется отвечать, так не хочется спускаться со своей горы... И он стал благодарно думать о том, по чьей доброте на этой горе оказался.
<1980-е>
1. Почему этот текст можно назвать художественным?
2. Черты какого жанра отразились в этом тексте? Как можно это обосновать?
3. С помощью каких слов, словосочетаний, предложений обрисован облик персонажей? Зачем автор использует художественные приёмы?
4. Как можно охарактеризовать главного героя? Каков его внутренний мир? О чём он думает, что он чувствует?
5. Можете ли Вы объяснить название рассказа?
6. Как можно сформулировать основную мысль рассказа?
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2016–2017 | уч. г. | ||
Школьный этап. 5 класс | |||
Критерии оценивания | Баллы | ||
Наличие/отсутствие прямых связных | ответов на вопросы и | ||
наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. | |||
Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 | |||
Общая логика текста и логичность доказательств. | |||
Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 | |||
Обращение к тексту для доказательств. | |||
Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |||
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических | |||
ошибок. | |||
Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |||
Наличие/отсутствие орфографических и | пунктуационных | ошибок | |
(в пределах изученного по русскому языку материала). | |||
Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |||
Максимальный балл |
|
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх-балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Максимальный балл за все выполненные задания – 70.