Творческое задание «Доброе дело»




Формирование нравственных представлений детей о доброте

(практический материал для педагогов и родителей)

Илатовская Л. А., педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №2 "Ромашка"»,

г. Великий Устюг

Доброта – язык, на котором немые могут

Говорить и который глухие могут слышать (К. Боуви)

Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. Основу этих взаимоотношений необходимо закладывать с детства.

Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Семья оказывает огромное влияние на развитие личности с первых дней его жизни. И чем меньше ребенок, тем более значимо это воздействие. Именно в семье нужно с детства учить детей искусству жить среди людей, любить их проявлять внимание и доброе отношение.

Некоторые родители считают что доброта - всепрощение, другие рассматривают доброту очень узко, связывая ее проявление лишь с отдельными действиями ребенка: угостил бабушку яблоком, значит - добрый. Понятие доброты очень емкое и многозначное. Это и чуткость, отзывчивость, доброжелательность, внимательность и приветливость к людям, забота о их удобстве и покое, готовность быть полезным. В основе доброты лежит способность к сопереживанию, сочувствию, умению мысленно поставить себя на место другого, понять, почувствовать, что переживает другой человек, облегчить страдание, оказать помощь. Доброта это и отказ от собственного удовольствия. Добро связано и с проявлением совести, чувства стыда перед людьми и перед самим собой. Задача взрослых научить ребенка радоваться радостью другого, проявлять заботу, оказывать посильную помощь.

Важнейшим педагогическим требованием воспитания доброты является: умение не только брать, но и отдавать. Ребенку присуща беспредельная потребность в любви и внимании тех, кто его окружает, он рано начинает чувствовать доброту и справедливость по отношению к себе. Психологами доказано, что отсутствие родительской любви, заботы, теплоты, доброго отношения в целом отрицательно сказываются на развитии ребенка в целом. Но нельзя забывать другую сторону требования: учить детей отвечать на добро добром, любить людей, формировать отзывчивость, умения сопереживать и сочувствовать.

Для формирования у детей добрового отношения к окружающиу миру, взрослым необходимо использовать упражнения, игры, беседы, чтение сказок и рассказов.

Добрые игры

Игра «Добрый дождик»

Дети встают в круг. Все они - добрые дожинки. В середине круга стоит – мама туча. Ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, все дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ. Например: «я увидела цветочек, зачахший от жары, и напоила его», «Я увидела на дороге грязную машину и помыла ее», «Я развеселила детей» и т. д.

После того как все дождинки расскажут туче про свои добрые дела, мама туча должна повторить все, что рассказали ей дождинки.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

Покажите детям семечко какого-либо фруктового дерева и попросите их нарисовать, как будет выглядеть это дерево через десять лет. После этого дети должны перечислить всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти (Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка, садовника).

Попросите детей перечислить всех, чья доброта помогает расти им (Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, друзей и т.д.).

Творческое задание «Доброе дело»

Раздайте детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, ветер, земля, деревья, дом, мебель, книга и т.д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья. Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.

Рисунок «Добрые подарки»

Все дети – добрые волшебники. Каждый должен придумать и нарисовать свой подарок жителю земли, затем рассказать, кому его подарит и почему.

Вопросы к беседе:

Какого волшебника можно назвать добрым?

В чем еще может проявляться доброта волшебника?

Знаете ли вы сказки, в которых рассказывается о добрых волшебниках?

Каким вам представляется злой волшебник? Что любят делать злые волшебники?

Как вам кажется, от чего волшебники становятся злыми?

Из каких ребят могут получиться добрые волшебники?

Рисунок «Дерево доброты»

Попросите детей нарисовать дерево доброты. На нем должно быть столько плодов, сколько добрых людей в своей жизни дети вспомнят.

Игра «Цветок доброты»

Педагог рисует на доске большой цветок доброты с серединкой в виде сердца. Дети должны подумать обо всем добром, что они могут сделать друг для друга, чтобы им всем жилось интереснее. Каждый добрый поступок, о котором расскажут дети, дарит цветку новый лепесток. Чтобы цветок доброты ожил, в течение дня дети выполняют то, о чем они рассказали.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

Представьте, что добрая волшебница подарила вам ларец с дарами доброты. Перечислите эти дары (Хороший характер, улыбка, мечта, любовь к людям, умение прощать, хороший друг и т.д.).

Если бы волшебница попросила вас подарить вашим родным самые драгоценные из этих даров, какие из них вы им подарили бы и почему?

Совместный рисунок «Добрый лес»

Предложите детям нарисовать лес, в котором живут добрые животные. Они любят друг друга, всегда готовы прийти на помощь и никогда не ссорятся. Затем поделите детей на пары. Один ребенок в паре – зайчонок, другой – медвежонок. Дети должны составить небольшие сценки-диалоги о том, как друзья помогали друг другу или разным обитателям леса в трудные минуты жизни.

Игра «Сердечко доброты»

Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко доброты, разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко рассказывает о своем добром поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко доброты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: