РБ «Фрегат» разработан и производится НПО им. С.А. Лавочкина. Это универсальный РБ, который может быть использован в составе РН среднего и тяжелого классов («Союз», «Зенит», «Протон»). РБ «Фрегат» предназначен для выведения КА на опорную орбиту ИСЗ и с 19 опорной орбиты – на высокоэнергетические (геостационарную и гео- переходную) орбиты, а также для ориентации и стабилизации голов- ного блока на пассивном и на активном участке полета.
РБ составляет блок баков маршевой ДУ, выполненной в виде шести сваренных между собой полусфер одинакового диаметра. Четыре сферы выполняют функцию топливных баков, две дру- гих – герметичных приборных контейнеров, которые оборудованы сис- темами терморегулирования. Маршевый двигатель С5.92 и двигатели ориентации и стабилизации С5.221. Внешний вид разгонного блока «Фрегат» представлен на рис. 1.7
Разгонный блок «Фрегат» создан как унифицированная верхняя ступень ракет-носителей и позволяет решать следующие задачи:
· до выведение головного блока с орбиты, формируемой ракетой- носителем, на опорную орбиту;
· выведение КА с опорной орбиты на высокоэнергетические орби- ты, в том числе на геостационарную и геопереходную;
· Связка двигателей малой тяги Бак с гидразином Приборный отсек системы управления Антенна телематической системы Баки маршевой ДУ Аппаратура системы управления, радиосистемы телеметрии Химические батареи 21 ориентация и стабилизация головного блока на пассивных и ак- тивных участках полета;
· построение заданной ориентации перед отделением КА; формирование и выдача команд на сброс головного обтекателя (при необходимости), отделение головного блока и отделение КА;
|
· увод РБФ с орбиты после отстыковки полезной нагрузки.
· В состав РБ «Фрегат» входят: маршевая двигательная установка (ДУ); двигательная установка стабилизации ориентации и обеспече- ния запуска (ДУ СОЗ);
· герметичные приборные отсеки;
· антенно-фидерная система (АФС); химические батареи;
· система обеспечения теплового режима (СОТР);
· переходник с системой отделения для установки КА
Конструктивную основу РБ «Фрегат» составляет блок баков мар- шевой двигательной установки (МДУ), выполненный в виде шести сва- ренных между собой металлических сфер равного диаметра (рис. 1.7). Четыре сферы используются в качестве топливных баков (два бака го- рючего и два бака окислителя), одна – в качестве герметичного при- борного отсека, одна – в качестве негерметичного.
Маршевая двигательная установка (МДУ) РБ «Фрегат» предна- значена для создания импульсов скорости, а также стабилизации го- ловного блока по каналам тангажа и рыскания при проведении актив- ных маневров. В состав маршевой двигательной установки РБ входят два бака горючего, два бака окислителя, маршевый двигатель, агрега- ты пневмогидравлической системы подачи компонентов, шар-балло- ны с гелием и трубопроводы.
Возможность многократного включения маршевой ДУ в условиях невесомости при длительных схемах выведения, «гибкая» система управления на базе БЦВМ обеспечивают РБ «Фрегат» широкие воз- можности по выведению полезных нагрузок на различные целевые орбиты.
В качестве топлива в МДУ РБ «Фрегат» используются: окислитель – атин (АТ); горючее – несимметричный диметилгидразин (НДМГ).
|
Двигательная установка стабилизации, ориентации и обеспече- ния запуска (ДУ СОЗ) РБ «Фрегат» предназначена для обеспечения запуска двигательной установки в условиях невесомости. В конструк- ции ДУ СОЗ применены заборные устройства топливных баков, спо- собствующие поступлению в двигатель топлива без свободных газо- вых включений. В составе ДУ СОЗ применены топливные баки с эла- стичными разделителями.
Рабочим телом в ДУ СОЗ является гидразин. Общее количество заправляемого в ДУ СОЗ гидразина составляет не более 42 кг. В ка- честве вытеснителя рабочего тела используется гелий. Для электро- питания аппаратуры РБ «Фрегат» используются серийные литиевые батареи.
Для поддержания температуры в диапазоне, требуемом для нормального функционирования бортовых систем РБ в течение орби- 23 тального полета, предназначена система обеспечения теплового ре- жима (СОТР). СОТР участвует в обеспечении теплового режима РБ на этапах наземной подготовки, работая совместно с наземными средствами обеспечения теплового режима.
Управление полетом РБ «Фрегат» осуществляется системой управления, основные элементы которой размещаются в приборных отсеках блока. В общем случае система управления РБ «Фрегат» обеспечивает решение навигационной задачи, начиная со старта РН, что обеспечивает высокую точность выведения КА на рабочие орби- ты. В ее состав входят гироблок, бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК).
Передача телеметрической информации осуществляется на су- ществующие наземные станции с помощью специальной радиотеле- метрической системы.
Для обеспечения защиты разгонного блока и космического аппа- рата от воздействия внешней атмосферы и тепловых потоков и для сопряжения аппарата с разгонным блоком и ракетой предназначен сборочно-защитный блок (СЗБ), в состав которого входят головной обтекатель (ГО) и переходной отсек (ПО).
В процессе полета РБ «Фрегат» до окончания работы бортовых систем функционирует комплекс средств измерений, сбора и обработ- ки внешнетраекторной и телеметрической информации (КСИСО), ко- торый представляет собой наземный измерительный комплекс (НИК) в совокупности с бортовым измерительным комплексом (БИК).