И Н Ф О Р М А Ц И Я
Линия помощи «Дети онлайн» — служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования детьми и подростками Интернета и мобильной связи.
Обратиться на Линию помощи можно:
по телефону 8-800-250-00-15 (с 9 до 18 по рабочим дням, время московское, звонки по России бесплатные);
по электронной почте helpline@detionline.com;
на сайте www.detionline.com.
На Линии помощи психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда развития Интернет, прошедшие специальную подготовку по психологическому и информационному консультированию по проблемам безопасного использования детьми и подростками интернета и мобильной связи.
Сотрудники Линии помощи оказывают психологическую и информационную помощь детям и подросткам в ситуациях столкновения со следующими рисками:
• коммуникационными рисками (оскорбления и угрозы при общении в социальных сетях и по переписке, размещение ложной информации в интернете, сексуальными домогательствами и др.);
• электронными рисками (блокирование компьютера вирусом, интернет-мошенничество, кража личных данных, взлом и создание подставных страниц);
• контентными рисками (столкновение с порнографическим контентом, агрессивными изображениями, пропагандой нездорового образа жизни, ненависти, игровыми сайтами с агрессивными и азартными играми, нелицензионной продукцией и др.);
• потребительскими рисками (интернет и мобильное мошенничество, потеря денег через Интернет или мобильный телефон).
Взрослым (родителям и педагогам) может быть оказана психологическая и консультативная помощь по вопросам обеспечения безопасной работы детей в Интернете (защита от негативного контента в сети, установление программ родительского контроля), по вопросам игровой и Интернет-зависимости, в случаях сложных и проблемных ситуаций общения детей в Интернете (в социальных сетях, через мессенджеры и чаты), когда ребенку необходимо оказать помощь, а также если ребенок стал жертвой преследования и оскорблений в Интернете, столкнулся с мошенничеством и обманом через Интернет.
Необходимая информация и рекомендации также находятся на сайте Дети России Онлайн www.detionline.com в разделе Линия помощи, где можно найти подробную информацию, узнать о существующих рисках и угрозах современного Интернета, получить рекомендации для детей, родителей и педагогов о том, как избежать неприятностей при использовании Интернета и что нужно делать, если это все же произошло и пришлось столкнуться с какой-либо проблемой. Также с сайта можно написать письмо консультанту Линии помощи или обратиться за психологической и информационной поддержкой в режиме онлайн.
Интернет-угрозы в практике Линии помощи «Дети онлайн»
Обращения по электронным рискам
К самым частым жалобам из числа электронных рисков относится интернет-мошенничество. Например, при отправке смс-сообщения на короткий номер со счетов мобильных телефонов списываются гораздо большие суммы денег, чем указано на рекламном баннере, или при блокировании компьютера рекламным баннером требуется отправить платное смс-сообщение для разблокировки, но деньги со счетов списываются, а компьютер остается неразблокированным.
Пример: на Линию помощи позвонила женщина и сообщила, что на аккаунт ее дочери в социальной сети Одноклассники.ru пришло сообщение о том, что для предотвращения блокирования ее аккаунта якобы за рассылку спама нужно отправить смс на определенный номер. После того, как ее дочь отправила смс, с телефонного счета была списана сумма 300 руб. Что можно предпринять в этом случае: кому пожаловаться, как вернуть деньги и как защититься в дальнейшем от подобных угроз?
На втором месте по частоте обращений – создание подставных страниц, кража личной информации, размещенной в социальных сетях (имя, фотография, адрес, телефон, список контактов) и использование ее для создания страниц-клонов. Часто такие подставные страницы сопровождаются угрозами, а также ложной и оскорбительной информацией о владельце страницы.
Пример: женщина просит консультантов Линии помощи дать совет относительно того, куда обращаться, если аккаунт ее дочери на сайте Одноклассники.ru взломан, и с него в адрес самой женщины приходят угрозы и оскорбления. Она подчеркнула, что администрация сайта Одноклассники.ru готова разбираться, если будет запрос из МВД о возбуждении уголовного дела по факту преступления.
Обращения по коммуникационным рискам
Наибольшее количество обращений от детей и подростков, вошедших в категорию рисков, связанных с использованием электронных способов коммуникации, связаны со звонками о кибербуллинге. Школьники получали оскорбительные сообщения в свой адрес на страницах социальных сетей и различных сообществ. Чаще всего такие послания приходили от незнакомых людей, однако были случаи получения оскорблений и угроз от людей, с которыми они были знакомы в реальной жизни.
Примеры: на Линию помощи обратилась девушка 14-ти лет. На сайте социальной сети «ВКонтакте» ей в течение 2 часов пишет нецензурные сообщения с оскорблениями незнакомый пользователь, который предлагал ей добавить его в друзья, но она не согласилась. Девушка просит совета, как можно избавиться от неприятного контакта?
на Линию за помощью обратилась женщина: на странице социальной сети Мой Мир в аккаунт ее пятилетней дочери пишут неприличные сообщения. Спрашивает, как успокоить ребенка и объяснить ей ситуацию и как заблокировать доступ к ее странице для посторонних.
Часть обращений, отнесенных к категории «Негативные переживания» и включающих в себя запрос на психологическую помощь, не всегда связана c проблемами, возникающими при использовании глобальной сети. Поэтому такие обращения по возможности переадресуются сотрудниками Линии в специализированные психологические службы.
Большое количество звонков поступает от родителей с рассказами о переписке незнакомых взрослых людей с их несовершеннолетними детьми: незнакомцы представлялись ровесниками и входили в контакт со школьниками, после непродолжительного общения предлагали встретиться, а если получали отказ, то в адрес детей летели оскорбления. Цели таких встреч чаще всего носили сексуальный характер. Очень часто дети в процессе беседы успевали рассказать о себе довольно много личной информации и поздно ставили в известность о том, что случилось, своих родителей. В результате, избавиться от домогательств таких людей было еще сложнее – преследования приобретали разносторонний характер (оскорбления могли приходить уже на мобильный телефон).
Пример: на Линию помощи обратилась мама 10-летней девочки, которую в переписке преследует мужчина. Жертва не только она, но и ее одноклассница: они получают угрозы физической расправы, изнасилования. Девочек шантажируют тем, что выложат неприличные фото в Интернете, если они не согласятся на встречу в ближайшее время.
Обращения по контентным рискам
Подавляющая часть обращений о столкновении с неподобающим Интернет-контентом связана с контентом порнографического характера, зачастую появляющимся на сайтах, предназначенных именно для детей. Иногда это сочетается с рисками электронного характера, когда в результате компьютер или доступ в интернет могли быть заблокированы.
Примеры: на Линию помощи позвонила женщина. Она нашла в контакте видео с участием детей, содержащее агрессию, насилие. Спрашивала, кто может это удалить и накажут ли этих людей. По ее словам, она испытала эмоциональный шок;
на электронный адрес Линии помощи пришло сообщение со ссылкой на онлайн игры агрессивного и жестокого содержания, где также вынуждают к трате денежных средств, например, покупкам опций для возможности продолжения игры.
В ряде случаев сотрудники Линии помощи перенаправляют поступивший запрос или рекомендует позвонившим самим обратиться в другие организации, с которыми сотрудничает служба «Дети онлайн». К ним относятся: специализированные телефоны доверия, горячие Линии (в частности, Горячая Линия по приему сообщений о детской порнографии Фонда «Дружественный Рунет»), службы психологической и социальной помощи, органы МВД (в частности, управление «К», которое занимается расследованиями в области кибер-преступности).