C2 |
Какова главная тема данного отрывка и как различные художественные средства и приемы психологической характеристики помогают ее раскрытию? Согласны ли вы с мнением литературоведа: «Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем «реальный», видимый Тушин»?
C3 |
В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской «мыслью народной»?
Часть 2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8 – B12; C4–С6. |
ПОСЛУШАЙТЕ! Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит – чтоб обязательно была звезда! – клянется – не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! (В.В. Маяковский)
Для выполнения задания С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 –10 предложений.
C4 |
Почему герою приведенного стихотворения так важно избавить человечество от «беззвездной муки»?
При выполнении заданий В8 –В12 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. |
|
B8 |
Укажите название модернистского течения в поэзии начала ХХ века, одним из лидеров которого являлся В.В. Маяковский и принципы которого нашли свое отражение в стихотворении «Послушайте!».
Ответ:___________________.
B9 |
Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.п. (см. дважды повторенное обращение лирического героя в приведенном стихотворении).
Ответ: ____________________.
B10 |
Как называется вид тропа, средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другие («в метелях полуденной пыли»)?
Ответ:______________________.
B11 |
Назовите прием усиления, заострения авторской мысли, заключающийся в намеренном сходстве начал смежных строк («значит – это кому-нибудь нужно?/ Значит – это необходимо…»).
Ответ: _____________________.
Стихотворение заканчивается вопросом, обращенным к человеку и человечеству. Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?
B12 |
Ответ: ______________________.
Для выполнения заданий С5 – С6 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 –10 предложений.
C5 |
Как различные поэтические приемы помогают автору передать главную мысль стихотворения «Послушайте!»?
|
C6 |
В каких произведениях отечественной лирики звучит «звездная» тема и в чем она близка тематике стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!»?
Часть 3
Для выполнения заданий части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С7.1, С7.2, С7.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 400 слов), опираясь на конкретный литературный материал и позицию автора произведения вне зависимости от того, насколько она совпадает с высказанными Вами в работе собственными выводами и наблюдениями. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания. |
C7.1 |
Что скрывается за фразой А.И.Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
C7.2 |
Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого, отмечавшего «лирическую дерзость» А.А. Фета?
C7.3 |
В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не оценено и не замечено при жизни героини? (По рассказу И.А. Солженицына «Матренин двор».)
~EndLATTest
Инструкция по проверке и оцениванию работ учащихся
по литературе
Ответы к заданиям В1 – В10
№ задания | Ответ |
В1 | Шенграбенское /бой под Шенграбеном |
В2 | Бородинская битва/Бородинское сражение |
В3 | «маленький человек» |
В4 | наслаждение |
В5 | внутренний монолог |
В6 | контраст / антитеза |
В7 | художественная деталь / деталь |
В8 | футуризм |
В9 | кольцевая |
В10 | метафора |
В11 | анафора / повтор |
В12 | риторический |
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНкИ ВЫПОЛНЕНИЯ