деятельности Центра патриотического воспитания «ЗВЕЗДА»




Концепция

деятельности Центра патриотического воспитания «ЗВЕЗДА»

 

Автономной некоммерческой организации «Федерация тактического пейнтбола Красноярского края»

Декабрь 2017г.

Концепция

деятельности Центра патриотического воспитания «ЗВЕЗДА»

 

Основой концепции деятельности Центра является внедрение инновационных методов работы в области гражданско-патриотического воспитания, напрямую обусловленных Целями и Задачами деятельности:

1. Вовлечь в процесс патриотического воспитания широкие слои населения восточной зоны Красноярского края, посредством организации массовой пропагандистской и информационно-просветительской работы:

- проведения акций и мероприятий, общественно-полезной и патриотической тематики, имеющих широкий резонанс среди населения восточной зоны Красноярского края;

- организации и проведения программных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию (осуществляемых в соответствии с единой городской Программой патриотического воспитания), таким образом, чтобы максимально расширить доступ граждан к участию в этих мероприятиях, а также доступ к информации о проведении таких мероприятий;

- системного привлечения Средств массовой информации к освещению работы по гражданско-патриотическому воспитанию, а также осуществления пропагандистской работы, посредством проведения регулярных тематических передач на городском радио и телевидении, выпуска тематических страниц в городских газетах, создания собственных информационных средств (печатных; аудиовизуальных; методических, в том числе с использованием различных носителей информации; web-технологий);

- обязательного внедрения "патриотических блоков" в программы проведения городских массовых мероприятий, в том числе с использованием тематических экспозиций, показательных выступлений, творческих постановок гражданско-патриотической, военной и героической тематики;

- создания Общественного Совета, в который войдут представители органов власти, ветеранских и общественных объединений, структур Министерства обороны, с целью формирования общественного мнения и более широкого проведения агитационно-пропагандистской деятельности.

2. Упорядочить и систематизировать программы патриотического воспитания в учебных заведениях восточной зоны Красноярского края, посредством:

- создания Методического Объединения, в которое войдут представители учебных заведений, с целью научно-практического обоснования и согласования (координации) программ гражданско-патриотического воспитания, реализуемых на базе этих учебных заведений;

- проведения системных тематических учебно-практических занятий (семинаров) организуемых Центром на базе учебных заведений;

- организации системных тематических занятий (семинаров, экскурсий, встреч, лекций) на базе Центра;

- проведения военно-патриотических мероприятий, с вовлечением всех учебных заведения города (конкурсы, военно-спортивные игры, фестивали, смотры, учения и т.п.).

3. Создать единую городскую Программу патриотического воспитания, на основании Программ, реализуемых в настоящее время разрозненно, а также осуществлять системную координацию программ гражданско-патриотической тематики, проводимых в городе, посредством применения управленческих функций Центра патриотического воспитания «Звезда»:

- осуществление координации, экспертизы и согласования программ и мероприятий патриотической тематики, реализуемых на территории города Канска, а также подготовка заключений об их соответствии единой городской Программе патриотического воспитания;

- обеспечение координационного взаимодействия с военным комиссариатом и воинскими частями, расположенными на территории города, по вопросам организации и реализации мероприятий патриотической тематики;

- разработка методических рекомендаций и планов организации и проведения мероприятий патриотической тематики для использования их исполнителями и соисполнителями единой городской Программы патриотического воспитания;

- осуществление взаимодействия с государственными и муниципальными органами, а также организациями всех форм собственности на зональном, краевом и межрегиональном уровне.

Одним из важнейших положительных качеств Центра является - возможность осуществления взаимодействия и координации деятельности всех городских структур и структур восточной зоны Красноярского края, реализующих программы патриотического воспитания, посредством объединения ранее разрозненных Программ в единую Программу патриотического воспитания.

ОБОСНОВАНИЕ ЗАДАЧ ЦЕНТРА:

ЗАДАЧА 1:

Разработка и внедрение программ военно-патриотического и гражданственного воспитания детей, молодежи и других категорий граждан города восточной зоны Красноярского края. В том числе программ, направленных на противодействие экстремизму, сепаратизму, межрелигиозным и межнациональным конфликтам.

ОБОСНОВАНИЕ:

Необходимость системной координации деятельности заинтересованных структур, с целью формирования и реализации единой Программы патриотического воспитания. Осуществление практической научно-методической помощи заинтересованным структурам, в подготовке и реализации программ патриотической тематики. Реализация программ Центра в области совершенствования работы групп по военно-патриотическому воспитанию и подготовки к защите Родины; деятельности городского Центра допризывной подготовки. Участие в реализации муниципальных и государственных программ.

ЗАДАЧА 2:

Осуществление мер по совершенствованию и координации военно-патриотического и гражданственного воспитания в учебных заведениях восточной зоны Красноярского края.

ОБОСНОВАНИЕ:

Оказание научно-методической и практической помощи при планировании и реализации гражданско-патриотических мероприятий в учебных заведениях. Организация работы Методического Объединения, включающего в свой состав представителей учебных заведений, с целью разработки скоординированных Программ и создания научно-методической базы единой Программы патриотического воспитания.

ЗАДАЧА 3:

Определение приоритетных направлений методов и способов военно-патриотического и гражданственного воспитания населения восточной зоны Красноярского края.

ОБОСНОВАНИЕ:

Организация работы Общественного Совета, с целью выработки единых подходов, стратегического планирования и перспективного развития муниципальных программ патриотического воспитания. Внесение предложений по формированию бюджетного и дополнительного финансирования.

ЗАДАЧА 4

Разработка, внедрение и реализация программ дополнительного финансирования деятельности Центра, в том числе посредством реализации товаров и услуг населению.

ОБОСНОВАНИЕ:

Необходимость разработки и внедрения программ дополнительного финансирования обусловлена необходимостью повышения уровня устойчивости (надежности) создаваемой системы патриотического воспитания, необходимостью постоянного совершенствования материально-технической базы Центра. Реализация этой задачи возможна только при условии государственной регистрации Центра, как юридического лица.

ЗАДАЧА 5:

Создание и совершенствование структур и программ, способствующих развитию в восточной зоне Красноярского края: военно-технических видов спорта, в том числе: авиационно-технических, водных, автомобильных; контактных единоборств, в том числе имеющих историческую традицию и этнические корни; экстремальных видов спорта и досуга, в том числе экстремального туризма, GPS-ориентирования, приборного поиска; военно-прикладной подготовки, в том числе стрелкового спорта, прикладной радио-электроники и т.д.

ОБОСНОВАНИЕ:

Обеспечение массовости и доступности военно-технических видов спорта, а также внедрение в этот процесс новых методологических и научно-технических систем; привлечение молодежи к занятию военно-прикладными и техническими видами спорта.

Особенно актуальна эта задача в настоящее время, в связи с совершенствованием и усложнением техники и вооружений Российской Армии, что ставит перед системой допризывной подготовки качественно новые задачи и требует формирования новых подходов и способов подготовки (обучения).

ЗАДАЧА 6:

Осуществление и координация деятельности по увековечению памяти павших при защите Отечества, в том числе организация поисковой и музейно-мемориальной работы, архивных и исторических исследований.

ОБОСНОВАНИЕ:

Необходимость совершенствования работы по увековечению памяти павших при защите Отечества, в том числе: организации и проведения поисковых экспедиций на местах боев, что является одним из самых действенных способов героико-патриотического воспитания. Проведение научно-исторических исследований и архивной работы. Пропагандистская и информационно-просветительская работа по сохранению героических традиций военной истории.

ЗАДАЧА 7:

Осуществление прочих видов деятельности, способствующих реализации целей и задач Центра.

ОБОСНОВАНИЕ:

Возможность гибкого реагирования и повышения жизнеспособности Центра, как уполномоченной структуры, реализующей и координирующей деятельность по патриотическому воспитанию в городе.

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и, прежде всего, практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней видов государственной службы.

Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

- гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность;

- общенациональность в государственном масштабе;

- приоритет общественно-государственных интересов над личными;

- лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

- патриотизм, преданность своему Отечеству;

- преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

- самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

- гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

- социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫИ ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным направлениям:

- духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

- историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских Уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.

- патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

- профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

- психологическое - формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах; профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения; снятие психологической напряженности и агрессии, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности; индивидуально-воспитательную работу в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.

- воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, истории-чески сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими набольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу; служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания.

СИСТЕМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Цель, задачи, содержание и принципы военно-патриотического воспитания реализуются на практике посредством координации функционирования различных структур, начиная от организаций, непосредственная деятельность которых связана с военно-патриотическим воспитанием, заканчивая государственными и муниципальными органами власти, которые обязаны оказывать организационную, финансовую и материально-техническую поддержку работе по военно-патриотическому воспитанию.

Система военно-патриотического воспитания включает:

1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе, в других типах учебных заведений.

2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов, правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов, Госкомспорта, Минздрава, некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и др. (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объединения, специальные школы, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.).

3. Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Организация и проведение военно-патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы:

Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются главным образом в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, "круглые столы", встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения (допризывной подготовки) и т.д.

Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).

Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу:

К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности, университеты будущего воина, офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и некоторые другие. Эти формы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами военно-патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный:

К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий по начальному военному обучению, музеи, места сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства.

Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о военной и альтернативной службе и др.

Организационные средства патриотического воспитания - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота. Особенно актуальным является разработка и внедрение единых программ патриотического воспитания, объединяющих ранее разрозненные программы, реализуемые различными исполнителями.

Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъектов и объектов этой деятельности способствует достижению ее главной цели.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

При определении основных направлений повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания необходимо:

1. Исходить из наличия в российском обществе и его военной организации необходимых предпосылок, огромного невостребованного еще потенциала воспитания, патриотизма, достойного служения Отечеству как реальной основы для создания условий для коренного улучшения этой деятельности.

2. Обеспечить тесную взаимосвязь в процессе воспитания различных, почти не связанных между собой, структур и органов управления воспитательной работой.

Эти направления должны быть обусловлены необходимостью преодоления деформированных и негативных сторон воспитания, испытывающего воздействие целого ряда неблагоприятных и даже противодействующих факторов.

Наконец, руководители и организаторы воспитательной работы должны иметь все условия, располагать всеми необходимыми средствами для эффективного использования качественно новых форм и методов этой деятельности в целях достижения ее конечного результата.

В соответствии с этим можно выделить следующие основные направления и условия:

Информационно-разъяснительное обеспечение - утверждение патриотизма, конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи, особенно в тесной связи с интересами государства и общества; активное использование в этих целях средств массовой информации, особенно военно-периодической печати, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана.

Научно-теоретическое обеспечение - значительная активизация исследований в сфере военно-патриотического воспитания молодежи, использование результатов разработок в практической деятельности с целью ее коренного улучшения в условиях изменений, происходящих в обществе. Обоснование и обогащение содержания воспитательной работы посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной мысли.

Педагогическое и методическое обеспечение - фундаментальная разработка комплекса учебных и специальных программ и методик по организации и проведению военно-патриотической работы в ее различных формах, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи. Развитие и совершенствование форм и методов военно-патриотического воспитания. Регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом инноваций, передового учебно-воспитательного опыта.

Обеспечение взаимодействия в системе военно-патриотического воспитания - повышение эффективности этой системы, функциональных возможностей ее основных субъектов, создание на уровне местного самоуправления межведомственных комиссий по реализации цели и задач по формированию у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Разработка модели реализации основных направлений деятельности по воспитанию молодежи.

Организационные мероприятия - формирование специальных структур как ведомственных, так и особенно межведомственных для осуществления мер по активизации данного направления воспитания на всех уровнях этой деятельности в Российской Федерации с учетом обеспечения координации и взаимодействия между ее субъектами на принципах взаимозаинтересованного сотрудничества. Повышение уровня организации, улучшение функционирования, как отдельных элементов системы, так и всей системы в целом. Обеспечение ее взаимосвязи и взаимодействия с системой образования, культуры, СМИ, военной организацией общества, другими элементами его государственной структуры и социальными институтами. Создание системы управления процессом воспитания в целях формирования и реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединение усилий различных организаций и ведомств, а также оказание им помощи и поддержки.

Кадровое обеспечение - организация системы подготовки специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи воспитания у молодежи высокого патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Этот процесс мог бы включать не только базовое обучение руководителей и организаторов воспитательной работы среди различных категорий молодежи, но и их предварительный подбор, переподготовку и систему повышения квалификации, на базе Центров военно-патриотического воспитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: