Особенности образовательного учреждения как некоммерческой организации




Выше было рассмотрено определение системы образования, данное в Законе «Об образовании». Образовательные учреждения выступают как элемент системы образования.Следовательно,основным типом организации, осуществляющих образовательную деятельность, является учреждение.Оно считается образовательным при условии осуществления им образовательного процесса,т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитание обучающихся,воспитанников (ст.12).Следует отметить, что это определение содержит два важных положения:

А)только при условии осуществления образовательного процесса учреждение считается образовательным;

Б)образовательным процессом является реализация образовательной программы (это первый элемент системы образования) и (или)содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Данное определение является одним из основании отнесения учебных заведений к некоммерческим организациям в форме учреждения.В ряде других статей закона подчеркивается, что образование может быть получено в образовательных учреждениях соответствующего уровня.И только профессиональная подготовка,не сопровождающаяся повышением образовательного уровня обучающихся,может быть получена,наряду с профессиональными училищами, в образовательных подразделениях предприятий,учреждении и организаций, имеющих лицензию на право ведения этой деятельности (п.3 ст.21).

 

 

По определению Гражданского кодекса,учреждения –это некоммерческая организация. В частности,в ст.120 сказано,что «учреждением признается организация, создания собственником для осуществления управленческих, социально –культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Как следует из определения,сфера деятельности учреждения также попадает под это определение. Главное в нем –подчеркнуть некоммерческий характер осуществляемых функций.

Наряду с этим в Гражданском Кодексе говорится о возможности коммерческой деятельности учреждений, т.е. некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку,поскольку это служит достижению целей,ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.При этом в кодексе нет определений «некоммерческой деятельности», а также критериев оценки степени «служения достижению основной цели» и «соответствия основным целям».

Законом «Об образовании» также образовательным учреждением разрешена практически любая предпринимательская,т.е. коммерческая деятельность,что на практике и осуществляется.

Термин «некоммерческая» относится к организации, не ставящей своей целью извлечение прибыли от осуществления своей деятельности. Наряду с этим,само по себе отсутствие такой цели вовсе не означает,что не коммерческая организация не может получать прибыли.В свою очередь, коммерческие организации могут не получать прибыль вовсе,будучи,например, убыточными. Таким образом, наличие или отсутствие получения прибыли в качестве цели деятельности не связанно с фактом получения или неполучения прибыли.Поэтому отсутствие формально объявленной цели извлечения прибыли не является определяющим моментом типа организации.

В результата остается совершенно неясным,каким же образом можно определить размеры коммерческой деятельности,удовлетворяющие указанным условиям.Например,можно представить крайнюю ситуацию,когда в образовательном учреждении обучается один учащийся и осуществляется громадный объем коммерческой деятельности.Причем эта коммерческая деятельность идет в не ущерб основной деятельности, а в уставе сформулированы соответствующие цели.В итоге можно подчеркнуть, что учреждение как форма не коммерческой организации отличается от других форм организации тремя чертами:

• Учреждение финансируется собственником,т.е. учредителем;

• Учреждение не ставит своей основной целью извлечение прибыли;

• Предпринимательской деятельностью учреждение может заниматься лишь в связи с необходимостью реализации его уставных целей.

Важной характеристикой,на наш взгляд,является то обстоятельство,что учреждение финансируется собственником (учредителем). По определению финансирование –это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на реализацию некоторой потребности.следует подчеркнуть,что при этом собственник (учредитель)не оплачивает произведенные для него товары или услуги, а именно финансирует некоторую деятельность,т.е. компенсирует полностью или частично расходы, понесенные в процессе осуществления этой деятельности,имеющей значение для учредителя.В частности,учебное заведение осуществляет образовательный процесс, а учредитель обеспечивает его средствами на выплату заработной платы сотрудникам и содержание развитие материально–технической базы.образовательное учреждения является юридическим лицом т.е. пользуется правами и несет обязательства, предусмотренные гражданским законодательством (ст.12 п.2)Филиалы.отделения,продуктов материального производства.Труд в сфере образования нестандартен, требует самоуправляемости и слабо поддается четкой регламентации.Если в материальном производстве главным измерителем результатов труда является количество и качество созданной продукции, то в области образования такой показатель не пригоден. Здесь нужны другие критерии количественной и качественной оценки результатов труда.Результатом педагогического труда является образовательная услуга, которая имеет свои специфические особенности как продукт производства.Она менее осязаема и неотделима от деятельности субъекта труда;она труднее подается объективной оценке со стороны потребителей и непостоянна по качеству.Образовательная услуга не может быть произведена заранее,процесс ее производства совпадает с процессом ее потребления.Поэтому в образовательных учреждениях принята повременная система оплаты с учетом количества фиксированных часов работы а не произведенной продукции.

 

структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица. [2]

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

Таким образом, к основным чертам образовательного учреждения могут быть отнесены следующие:

• это юридическое лицо со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;

• это некоммерческий тип организации, осуществляющие образовательную деятельность;

• имущество, переданное учредителем для осуществления образовательного процесса, находится в образовательном учреждении на правах оперативного управления, т.е. предусматривает использование этого имущества для осуществления уставной деятельности, но не позволяет продавать или иным способом распоряжаться этим имуществом;

• образовательное учреждение имеет право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса и использовать для этого переданное ему имущество;

• образовательное учреждение имеет право собственности на доходы от самостоятельной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты, интеллектуального и творческого труда или самостоятельное распоряжение этими доходами.

На первый взгляд этот довольно большой перечень характерных черт вполне логичен. В самом деле, они указывают на определенное положение образовательных учреждений в экономических отношениях, подчеркивают их специализацию на определенном виде деятельности, свидетельствуют о широких правах в сфере экономики. Но, подчеркивая своеобразие образовательного учреждения, эти черты носят крайне противоречивый характер.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: