Масонство в начале ХХ века




Офицеры ложи

Каждая масонская ложа избирает определенных «офицеров» для выполнения необходимых функций в работе ложи. Достопочтимый мастер всегда является избираемым «офицером». Большинство юрисдикций также избирают старших и младших «смотрителей» «секретаря» и «казначея». Во всех ложах также есть «привратник» (охраняющий дверь в ложу во время ее заседания), иногда избираемый, а иногда назначаемый Досточтимым мастером. Кроме этих избираемых «офицеров», ложи имеют различных назначаемых «офицеров», таких как дьякон, «цеховой староста» (Steward) и капеллан (избирающийся для проведения неконфессиональной молитвы во время собраний; часто, но не всегда — священник). Особые «офицеры» и их функции отличаются в разных юрисдикциях.

Многие офицерские должности также присутствуют на уровне «местных» или «Великих лож» с добавлением слова «великий» в названии. Например, каждая ложа имеет «младшего смотрителя», а «Великая ложа» — «Великого младшего смотрителя» (или иногда «Младшего великого смотрителя»). Кроме того, существует ряд офицеров, которые существуют только на уровне Великих лож.

 

История масонства в России

Масонство в XVIII—XIX веках

Масонство в России появилось в середине XVIII века. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефортаи Патрика Гордона. Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения. Первое достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 г, когда гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Провинциальным Великим мастером для России. Широкое распространение масонства в России началось с основания нескольких лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах. В документах Великой Ложи Англии указывается, что в 1740 году он был назначен провинциальным Великим мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами — офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число масонов русских по рождению. В 1750-х годах в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Р. И. Воронцова

В 1772 году Провинциальным Великим мастером стал канцлер И. П. Елагин, который реорганизовал существовавшие к тому времени в России ложи в единую систему. Кроме самого И. П. Елагина в возглавляемую им «Великую провинциальную ложу» в Санкт-Петербурге входили такие известные в то время масоны, как графР. И. Воронцов (наместник-мастер), генерал-майор А. Л. Щербачев, князь И. В. Несвицкий и другие. Под управлением Елагинской Великой ложи в первой половине 70-х годов XVIII века работало 14 лож:

Новый этап в развитии русского масонства связан с именем Н. И. Новикова, который вступил в масоны в 1775 году в одной из Елагинских лож. Вместе с Иоганном Шварцем Новиков развернул широкую пропаганду в Москве, куда сместился центр деятельности русского масонства. 1 августа 1822 года масонские ложи были официально закрыты высочайшим рескриптом Александра I.

Масонство в начале ХХ века

Первые ложи в России, после их запрета в 1822 году вновь начинают появляться в начале XX-ого века, при Императоре Николае Втором в 1905 году, под эгидойВеликого востока Франции. Они получают весьма широкое распространение в стране на тот исторический период. В это время ложи Великого востока Франции относятся к так называемому либеральному масонству. Как пишет историк масонства Брачёв В., в 1910 году, от лож Великого востока Франции, начинают учреждаться ложи, которые вскоре составили основу новой организации именуемой Великий восток народов России.

Великий восток народов России был создан на учредительном съезде в Москве летом 1912 года. Характерным отличием лож ВВНР от лож ВВФ являлась отмена ряда обязательных пунктов в работе масонских лож. Такими пунктами стали: упразднение степени подмастерья, упрощение ритуалов, написание политических программ вместо зодческих работ, обсуждение политических вопросов на собраниях, работа не ради Прогресса, как в ложах Великого востока Франции, аполитическая активность в Государственной Думе[48][50]. Ложи Великого востока народов России носившие название «масонские» таковыми не признавались братьями из Великого востока Франции и других масонских послушаний, а считались политическими кружками, что привело в будущем, когда часть бывших масонов ВВНР, послеОктябрьской революции 1917 года, покинула Россию, к прохождению заново ритуала инициации.

В начале XX-ого века в Россию, вслед за масонством, из Франции проникает эзотерическое христианское учение Мартинизм, тесно связанное с либеральным масонствоми масонской эзотерикой. Его приносит в Россию доктор Жерар Анкосс Папюс, заинтересовав мистической стороной учения царскую семью. Он посвящает Николая Николаевича Младшего, и других членов царской семьи[104][105][106][107]. Посвящение и хартии на работу мартинистских лож получают многие оккультные деятели того времени, также состоящие в масонских ложах Великого востока Франции, такие как Григорий ОттоновичМебес, Шмаков, Владимир Алексеевич, Валентин Томберг, и других. Масонские, Мартинистские и розенкрейцерские Ордена и кружки просуществовали до 1933 года, но в итоге все они были уничтожены советской властью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: