Москва Петушки». Вен Ерофеев.




 

Венедикт Ерофеев «Москва - Петушки»- псевдо-автобиографическая постмодернистская поэма в прозе. С одной стороны – постмодернистский текст: цитатность, бесконечная текстовая игра, текст стремится к тому, чтобы стать рассказанным текстом, буд-то мы не читаем, а слушаем. Вначале произведения он даёт рецепты, как упиться. Следующая глава начинается с вопроса, а вы сумели ли это записать? Что записать? Если мы можем перевернуть страницу, попытка уйти от линейности, игра с читателем, псевдо-диалог.

Ориентирован на классическую русскую литературу.

Дорога – композиционный принцип, все строится вокруг дороги, которая становится аллегорией к жизненному пути. Отсылка на великие русские произведения «Кому на Русь жить хорошо», «дорога» Гоголя. Путешествие.

Главы этого романа названы по станциям.

Христианский отклик:

«Петушки» - райский хронотоп.

«Москва» - адский хронотоп. Два Места, которые упоминаются в Москве – это Курский вокзал и Кремль.

Кремль – центр зла.

Главный герой едет от ада к раю. Смерть его неминуемая.

СЮЖЕТ:

Лирический герой поэмы — интеллектуальный алкоголик Веня (Веничка) Ерофеев, едущий на электричке по 125-километровому железнодорожному маршруту из Москвы в Петушки к любовнице и ребёнку. Петушки — цель поездки — описываются рассказчиком как некое утопическое место.

 

Веничка был уволен с поста бригадира монтажников за «внедрение порочной системы индивидуальных графиков», где были представлены данные о количестве выпитого работниками спиртного перед работой и в рабочее время. В начале поэмы он, в глубоком запое, просыпается в неизвестном подъезде, после очередной неудачной попытки найти в Москве Кремль, и решает отправиться с Курского вокзала в Петушки, где его ждёт любовница и трёхлетний сын. Веничка, в муках дождавшись открытия магазина, тратит последние деньги на спиртное и садится в электричку.

 

В поезде он пускается в длинные монологи об алкоголе, истории, философии, культуре и политике, беседует с попутчиками и непрерывно пьёт с ними всё, что содержит спирт и хоть как-то проходит в желудок. Выпитое приводит к погружению в мир грёз, где Веничка становится предводителем революции в Петушинском районе.

 

Когда Веничка время от времени просыпается, ему являются странные галлюцинации, вроде Сфинкса — существа без ног, без хвоста и без головы, который, тем не менее, дерётся именно хвостом и головой, обладает, как сказано в книге, «бандитскою рожей» и задаёт Веничке абсурдные с позиций здравого смысла, но с точки зрения математики корректно поставленные и имеющие однозначное решение загадки (например, подсчитать, сколько раз в год знаменитый ударник Алексей Стаханов ходил по малой и по большой нужде, если учесть, что он трезвым ходил два раза в день по малой нужде и один раз в два дня — по большой, а пьяным — четыре раза в день по малой и ни разу — по большой, и что у него 312 дней в году был запой), причем Веничка их воспринимает на свой счёт. Он не может разгадать загадки, и Сфинкс говорит, что не пустит Веничку в Петушки.

 

Сфинкс волочет Веничку в тамбур, где на запотевшем стекле чьим-то пальцем выведено «хуй», и Веничка, выглядывая из окна, по направлению движения поезда начинает понимать, что едет из Петушков в Москву — пока он спал, электричка успела побывать в Петушках и начать путь назад. В итоге он снова попадает в Москву, где за ним гонятся четверо неизвестных (не исключено, что они тоже Веничкины галлюцинации). Они настигают героя в одном из подъездов и вонзают ему шило в горло (в 1990 году сам автор поэмы умер от рака горла). «С тех пор я не приходил в сознание, и никогда не приду».

 

Главный герой – Венечка, который много пьет. Повествование начинается в Москве, с жуткого похмелья. Само пьянство у Венечки обретает религиозный оттенок: «Для того, чтобы не возгордиться, чтобы помнить, как слаб и незначителен человек»

Первый диалог, который состоится у Венечки – это диалог с ангелами. Речь ангелов выделена курсивом. Еще один персонаж, чья речь выделена курсивом – это речь ребенка.

Диалог с читателем начинается почти сразу. Самое интересное начинается тогда, когда Венечка начинает делиться рецептами коктейлей. Происходит это в «голове» электроугля.

«Он благ, он ведет меня от страданий к свету, от Москвы к Петушкам».

Следующая глава: «43 км вы хоть что-нибудь записать успели?!»

Текстовая игра, которая есть во всех диалог. Письменный текст стремится стать разговорным. Попытка вырваться за пределы текста.

Венечка едет от страданий к свету, из ада в рай. Но в рай он не доедет.
Венечка Ерофеев встречается с Сатаной, который пытается его соблазнить (предлагает спрыгнуть с электрички), отсылка на Евангелие.

УВЕДОМЛЕНИЕ АВТОРА.

Финал – откровенная эллюзия. Само убийство происходит очень странно. Роман находит на границе 60-70 годов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: