Рассел Эйкофф [4], специалист по теории управления
Когда я начинаю вести очередной курс по системам, то часто приношу в аудиторию пружинку-Слинки. Если в детстве вам не довелось играть с такой игрушкой, поясню: Слинки — это длинная, свободная пружина, которую можно держать на весу, чтобы она болталась вверх-вниз, заставлять переваливаться из одной руки в другую и даже спускать по лестнице со ступеньки на ступеньку.
Я кладу Слинки на ладонь одной руки, другой рукой беру ее за верхнюю часть, а затем убираю первую руку.
Нижние витки Слинки распускаются, и пружина совершает под моей рукой колебательные движения — вверх и вниз, вверх и вниз.
Затем задаю студентам вопрос: «Почему пружина колеблется вверх-вниз?»
«Потому что Вы убрали руку», — отвечают они.
Тогда я кладу Слинки в коробку, в которой продавалась эта игрушка, помещаю коробку на ладонь, берусь другой рукой за верхнюю часть пружинки и, выдержав драматическую паузу, снова убираю первую руку.
Ничего не происходит. Коробка застревает на витках пружины, не давая ей распуститься.
Повторяю вопрос: «Почему пружина в прошлый раз колебалась вверх-вниз?»
Ответ заключается в конструкции игрушки. Руки лишь подавляют или высвобождают поведение, изначально свойственное пружине.
В этом вся суть системного подхода.
Если удается установить взаимосвязь между структурой и поведением, то мы начинаем понимать, как работают системы, почему они дают те или иные результаты, и как изменить поведение таким образом, чтобы достичь лучших результатов. Современный мир быстро меняется, становится все сложнее, и системное мышление поможет видеть, пользоваться и управлять теми возможностями, что открываются перед нами. Именно этот тип мышления позволяет устанавливать настоящие причины проблем и находить способы их разрешения.
|
Что образует систему? Система — это набор элементов (клеток, молекул, людей, чего угодно), связанных друг с другом таким образом, что их взаимодействие определяет дальнейшее поведение системы. Системы могут подвергаться воздействиям, на них могут накладываться ограничения, какие-то факторы могут служить для них пусковым толчком, они могут управляться воздействиями извне. Однако отклик системы на подобные внешние воздействия — это прежде всего свойство самой системы, и в реальном мире такие отклики практически никогда не бывают простыми.
Что касается пружинки-Слинки, то ее поведение понять несложно. Иначе обстоят дела с поведением таких систем, как отдельные люди, компании, города, экономические системы. Система сама определяет свое поведение в долговременной перспективе. Внешние воздействия могут высвобождать и активизировать поведение системы, но то же самое внешнее воздействие, приложенное к другой системе, вероятнее всего, приведет к совершенно другим результатам.
Задумайтесь о вытекающих из этого следствиях:
■ Экономические взлеты и падения вызываются вовсе не действиями политических лидеров. Подъем или рецессия — неотъемлемые свойства рыночной экономики, ее структуры.
■ Компании крайне редко теряют свою долю рынка из-за конкурентов. Те, конечно, извлекут из этого выгоду, но причины потерь заключаются (как минимум, частично) в деловой политике самой компании.
|
■ За рост цен на нефть несут ответственность не только страны-экспортеры нефти. Только их собственные действия не могут приводить к глобальным скачкам цен и хаосу в экономике — в этом повинно также то, что политика потребления нефти, ценообразования и инвестирования, принятая в странах-импортерах, не дает построить в них экономику, устойчивую к перебоям в поставках.
■ Вирус гриппа не нападает на вас — это вы создаете условия, при которых он может оказать вредное воздействие на ваш организм.
■ Наркозависимость — это не ошибка отдельно взятого человека. И никакой отдельно взятый человек не в состоянии избавить наркомана от зависимости, какими бы чувствами он ни руководствовался и какие бы усилия ни прилагал. Даже сам наркоман в одиночку не
может победить зависимость. С ней можно справиться, только если осознать всю совокупность взаимных влияний и социальных проблем, одна из которых — пристрастие к наркотикам.
В этих утверждениях что-то вызывает сомнение, а что-то воспринимается как выражение здравого смысла. Такие реакции можно считать, соответственно, противостоянием системным принципам или их принятием. Это две стороны человеческого опыта, они знакомы каждому.
С одной стороны, нас всех учили анализировать, использовать рациональное мышление, устанавливать прямые связи между причиной и следствием, изучать новое небольшими порциями, легкими для понимания. Нас также учили, что проблемы можно решить, приняв конкретные меры, что миром вокруг нас можно управлять. Такое обучение позволяет обрести индивидуальную и общественную власть, и оно же заставляет нас считать виновниками всех проблем президентов, конкурирующие на рынке компании, организации вроде ОПЕК... Мы считаем грипп и наркозависимость причинами наших проблем.
|
С другой стороны, задолго до того, как мы начинаем осваивать рациональный анализ, мы уже имеем дело со сложными системами. Люди сами по себе — тоже сложные системы. Человеческий организм — замечательный пример интегрированной, взаимосвязанной, самоподдер-живающей сложной системы. Каждый человек, каждая организация, каждое животное, сад, дерево, лес — все это сложные системы. Мы осознаем это интуитивно, без анализа, часто даже без слов — это практическое понимание того, как эти системы работают и как с ними взаимодействовать.
Современные теории систем, неразрывно связанные с применением компьютеров и моделей, своей сложностью маскируют тот факт, что на самом деле основы поведения систем в той или иной степени интуитивно понимает каждый. В большинстве случаев можно изложить суть системного поведения не в сложных терминах, а в понятиях обычного здравого смысла.
Поскольку в сложных системах обратная связь имеет запаздывание, к тому моменту, когда проблема становится явной, ее уже гораздо сложнее разрешить.
— Проблемы растут как снежный ком.
В соответствии с принципом конкурентного исключения, если усиливающий цикл обратной связи* вознаграждает победителя в соревновании дальнейшими выигрышами, то рано или поздно большинство конкурентов из соревнования будут исключены.
— Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Евангелие от Марка, 4:25).
— Богатые становятся еще богаче, а бедные еще беднее.
Многообразные системы с большим количеством связей и резервных циклов демонстрируют большую стабильность и меньшую подверженность внешним воздействиям, чем однородные системы с малым разнообразием.
— Не кладите все яйца в одну корзину.
Начиная со времен промышленной революции, западное общество постоянно получало больше преимуществ от применения науки, логики и редукционизма, чем от интуиции и холистического мировоззрения. Психологически и политически мы склонны искать причину проблем прежде
Используемые в тексте здесь и далее словосочетания «усиливающий цикл*, «усиливающая петля обратной связи», «усиливающая обратная связь» тождественны понятию «цикл (контур) с положительной обратной связью» — термину, широко используемому в отечественной литературе по системной динамике. Словосочетаниям «балансирующий цикл», «балансирующая петля обратной связи», «балансирующая обратная связь» соответствует понятие «цикл (контур) с отрицательной обратной связью». — Примеч. ред.
всего вовне, а не внутри. Практически невозможно удержаться от искушения обвинить кого-то или что-то снаружи, ведь это позволяет переложить ответственность на кого-то другого. Нам тогда потребуется лишь найти заветную кнопку управления, принять волшебную пилюлю или таблетку, создать нужный вид продукции — то есть найти техническое средство устранения проблемы.
Мы привыкли решать серьезные проблемы, сосредотачиваясь на внешних факторах, — предотвращая эпидемии оспы, увеличивая производство продовольствия, перемещая за короткое время большое количество грузов и людей на большие расстояния. Но из-за того, что эти факторы — лишь часть больших и сложных систем, некоторые из принятых «решений» на самом деле лишь создают другие проблемы. При этом некоторые из таких проблем — те, что непосредственно связаны с внутренней структурой сложных систем и вызывают наибольшие затруднения — вообще не удается разрешить.
Голод, нищета, деградация окружающей среды, экономические потрясения, безработица, хронические заболевания, наркозависимость, военные столкновения — все эти явления никуда не исчезают, несмотря на то, что человечество прилагает массу усилий, чтобы их искоренить. Эти проблемы никто специально не создает, и никто не хочет, чтобы они оставались нерешенными, но избавиться от них все равно не удается. Так происходит потому, что это внутренние, присущие самим системам проблемы, — это нежелательное поведение, порождаемое самой структурой системы. Добиться улучшения можно только в том случае, если люди начнут использовать свою интуицию, перестанут искать виноватых, поймут, что источник проблем имеет системный характер, и отважатся на то, чтобы изменить структуру.
Это очевидно. Но это ниспровергает устоявшиеся взгляды на жизнь, выглядит непривычным. Утешает то, что решения — в наших руках. Но одновременно тревожит то, что нам придется видеть, думать и действовать иначе, не так, как мы привыкли.
Эта книга о том, как научиться видеть и думать иначе. Она адресована тем, кто настороженно относится к понятию «системы» и теории системного анализа, хотя на самом деле в своей жизни все мы можем применять системный подход неосознанно. Обсуждения в книге содержат минимум технических подробностей, чтобы подчеркнуть, что в понимании системного поведения можно далеко продвинуться и без помощи компьютерного и математического моделирования.
В книге широко используются схемы и графики изменений во времени, поскольку системное поведение невозможно обсуждать только на словах. Предложения и положения, сформулированные словесно, носят линейный, последовательный характер, в то время как в системах события происходят нелинейно. Системы не однонаправленны, их деятельность происходит одновременно во множестве направлений. Чтобы обсуждение давало желаемый результат, иногда приходится использовать терминологию, которая носит тот же характер, что и само изучаемое явление.
В таких случаях иллюстрации более информативны, чем слова, ведь все части схемы или рисунка можно видеть одновременно. В книге используются структурные схемы, но их усложнение идет постепенно — сначала изучаются самые простые из них.
Изложение начинается с основ: определения понятия системы и анализа ее составных частей (здесь применяется редукционистский подход[5]). Затем отдельные части системы сопоставляются друг с другом, чтобы показать, как они взаимодействуют в рамках единой системы — так описываются циклы (петли) обратной связи.
Затем вы познакомитесь с «системным зоопарком» — подборкой самых распространенных и интересных типов систем. Вы узнаете, как ведут себя некоторые из них и где их можно обнаружить в реальной жизни. Они присутствуют не только в нашем окружении, но и внутри нас, и вы научитесь распознавать их.
На примере нескольких таких «системных животных», специально подобранных для этой цели, можно показать, как системы ведут себя и по каким причинам именно так, а не иначе. Вы узнаете, почему так часто поведение систем становится для нас неожиданным и озадачивает. Мы увидим, как составные части системы — кто-то или что-то — пытаются работать рационально, в соответствии с общей целью, производя осмысленные действия, и как при этом достигаются просто ужасающие результаты. Как зачастую события происходят гораздо быстрее или наоборот, медленнее, чем кто-либо мог предполагать. Как действия, которые раньше всегда приводили к успеху, вдруг перестают давать ожидаемый результат, принося лишь разочарование. Как система внезапно, без предупреждения, начинает демонстрировать поведение, которое раньше и представить себе было нельзя.
Обсуждение этих явлений позволит изучить распространенные проблемы, над разрешением которых постоянно работают группы специалистов, умеющих применять системное мышление — в рамках корпораций, правительств, экологических и экономических систем, в области физиологии и психологии... Рассматривая распределение водных ресурсов между потребителями или распределение финансовых средств между образовательными учреждениями, мы увидим знакомые черты и придем к выводу о том, что это еще одна разновидность так называемой трагедии общин [6]. Изучая правила ведения бизнеса и факторы, которые стимулируют или замедляют развитие новых технологий, мы научимся выделять разрушительные и ложные цели. Анализируя принятие решений властями и распределение ответственности в семье, сообществе или стране, мы увидим сопротивление внешнему влиянию. Мы изучим природу зависимости и привыкания, причем это явление гораздо шире, чем пристрастие к алкоголю, кофеину, никотину или наркотикам.
Специалисты в области системного мышления называют такие распространенные структуры, демонстрирующие определенный тип поведения, архетипами. В первой редакции этой книги вместо понятия «архетип» использовалось словосочетание «системные ловушки», но затем в названии появилось дополнение: «и возможности», поскольку даже те архетипы, которые ответственны за самые серьезные и потенциально опасные проблемы, можно преобразовать, чтобы их поведение приводило к желаемым результатам — для этого необходимо понять системность их поведения.
От понимания системности мы перейдем к изучению изменений в окружающих нас системах, в их структуре, научимся находить ключевые точки, воздействие на которые способно приводить к изменениям.
В завершающем разделе книги приводится информация о некоторых системах, с которыми мы сталкивались в жизни, — опыт и знания, накопленные и разделяемые большинством системных специалистов, знакомых автору. Тем, кто собирается дальше совершенствовать свои навыки системного мышления, будут полезны приложения в конце книги: глоссарий, список источников по теме, краткий обзор системных принципов, а также уравнения, используемые в моделях из первой части книги.
Когда некоторое время назад нашу небольшую исследовательскую группу перевели из Массачусетского технологического института в Дартмут-колледж, один из дартмутских профессоров инженерного направления сначала понаблюдал за нашими семинарами со стороны, а потом пришел к нам с личным визитом. «Вы не такие, как все, — сказал он. — Вы задаете другие вопросы. Вы видите то, чего я не вижу. Вы воспринимаете мир иначе. Как? Почему? »
Ответы на эти вопросы и должна дать вам эта книга, в особенности ее выводы. Не думаю, что системный подход всегда и во всем лучше редукционистского типа мышления. Они должны дополнять и корректировать друг друга. Какие-то явления можно изучать невооруженным глазом, другие с помощью микроскопа, третьи — с помощью телескопа, а некоторые требуют системного подхода и системной теории. Все эти явления реальны, но каждое из них можно зафиксировать только с помощью соответствующего инструментария. Каждый из этих методов позволяет так или иначе расширить наши знания об окружающем мире.
Наша жизнь становится все более хаотичной, население растет, различные факторы по-разному взаимодействуют между собой, изменения происходят все быстрее, поэтому чем больше методов познания мы сможем использовать, тем лучше. Системное мышление и системный подход позволяют нам использовать интуицию, чтобы:
■ развить способности к пониманию составных частей систем;
■ улавливать взаимосвязи;
■ задавать вопросы «Что, если...?» и анализировать будущее поведение систем,
а также
■ уметь и не бояться менять структуру системы.
И тогда нам удастся изменить и себя, и мир вокруг нас.