Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе»
Цели:
1.Познакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме.
2.Дать понятие о жанре новеллы, о героическом характере в литературе
3.Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям.
4.Воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.
Ход урока.
I. Записать число, тему.
II. Слово о жизни и творчестве писателя (прочитать).
Проспер Мериме – представитель французской литературы XIX века.
Родился он в Париже в 1803 г.Родители его были художниками. Мальчик рос в семье, где преклонялись перед искусством. Став юношей, он поступил в Парижский университет на юридический факультет. Однако юридические науки не заинтересовали студента, и его настоящим призванием стали литература, история языков,археология. Позже П. Мериме был избран членом Французской академии.
Творческий путь писателя начался в 1825 году с издания сборника пьес под названием «Театр Клары Гасуль». В период до 1829 года было написано большое количество баллад,поэм,роман «Хроника царствования Карла IX». Дальнейшее творчество Мериме связано с жанром малой повествовательной формы- новеллой.Герои Мериме всегда необыкновенные,исключительные люди, с нелегкой судьбой.Достаточно вспомнить Кармен – имя этой героини известно всему миру. Знаменитая опера Бизе написана по мотивам новеллы Мериме.Шедевром новеллистического искусства стала его новелла «Маттео Фальконе»,где трагическая история героя – маленького Фортунатто – потрясает читателя.
Новелла «Маттео Фальконе» была написана в 1829 году и тогда же переведена на русский язык.Одним из переводчиков был Н.В. Гоголь. В этом произведении писателя интересуют преимущественно проблемы нравственные и эстетические,он глубже проникает во внутренний мир своих героев, исследует связь их поступков с действительностью, с обстоятельствами жизни.
Мериме знал русский язык,русскую литературу. Он перёвел на французский язык новеллу «Пиковая дама» и поэму «Цыганы»Пушкина,ряд произведений Гоголя и роман «Дым» Тургенева, с которым был знаком и переписывался.
Творчество Мериме – историка,создателя ярких, незабываемых характеров – интересно для читателя. Это писатель, который развивает взыскательный литературный вкус, помогает читателям оценить достоинства прозы.
III. Работа над понятие новеллы.
- Произведение «Маттео Фальконе» написано в жанре новеллы. Запишем определение в тетрадь.
Новелла- небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер.
-Вы прочитали новеллу «Маттео Фальконе». И вы помнили, наверное, при этом, что необходимо внимательно и вдумчиво читать произведения именно первый раз, ведь может случиться, что во второй раз вам его не придётся прочитать, а сюжет, его герои, отдельные детали и фразы врежутся в память на всю жизнь – это и составляет основу начитанности и культуры человека.
IV.Тест по прочитанному.
Выполнение теста на выявление знания текста учащимися(в тетрадях)
1.Действие новеллы происходит:
А)на побережье моря
Б)на крутом возвышенье
В)в ущелье гор
2.Маки – это:
А)цветы красного цвета
Б) плантация,для выращивания товара контрабандистов
В) густые беспорядочные заросли побегов от сожженного леса.
3. «Человек небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными,как смола, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета выделанной кожи» - это портрет:
А)Маттео Фальконе
Б)Джаннетто Санпьеро
В) Теодора Гамба
4.Фортунато спрятал бандита:
А)в погребе
Б)в доме
В)в копне сена
5.Желтые Воротники – это:
А)пастухи
Б)корсиканские солдаты
В)бандиты, которые прятались в маки
6.Маттео Фальконе был довольно богатый человек и жил:
А)в просторном одноэтажном доме со множеством комнат
Б)в двухэтажном особняке
В)жилище его состояло из одной квадратной комнаты
7.Фортунато был мальчик:
А)корыстный
Б)бескорыстный
В)очень трусливый
8.Солдаты:
А)сразу пристрелили пойманного бандита
Б)перевязали ему рану
В)заковали его в кандалы
9. Маттео Фальконе
А)был связан с бандитами общими незаконными делами
Б)был зол на бандитов
В)уважительно относился к ним за их мужество и смелость
10.Джаннето:
А)смертельно оскорбил Маттео,задел его родовую честь
Б)сочувственно покачал головой,увидев появившегося Маттео
В)кричал и ругался на Маттео последними словами
11.Маттео:
А)похвалил сына за полученные от сержанта часы
Б)вдребезги разбил их
В)не обратил на часы внимания
12.Маттео заставил сына перед смертью молиться:
А)чтобы дать себе время остыть,простить ребёнка и изменить своё страшное решение
Б)чтобы дать сыну умереть христианином
В)чтобы сын,помолившись,раскаялся и попросил бы прощения уже с чистой совестью,и тогда бы отец его простил.
13.Поступок Маттео вы объясняете:
А)великой любовью к родине
Б)эгоизмом
В)чувством собственного достоинства и чести.
V.Словарная работа.
-В тексте вам встретились слова, значение которых было не понятно. Давайте поработаем с ними.
Изучение сносок учебника и составление комментариев к словам, которые не понятны (выписать 3 слова, объяснить самостоятельно):
Маки- участок, покрытый густым кустарником.
Экю - старинная французская монета.
Обыватель - здесь: мирный житель, не участвующий в военных действиях.
Прогалина - место, свободное от зарослей.
Панихида – поминальная молитва.
VI.Анализ новеллы.
Задания(5 заданий выполняем устно, 1 на выбор – письменно):
1. Читаем отрывок с начала до слов «….как ему пришлось в этом раскаяться». Озаглавьте его. Ответьте на вопросы 2-3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
2. Прочитайте отрывок со слов «Прошло уже несколько часов…» до слов «…как ни в чём не бывало растянулся на солнцепёке». Озаглавьте его. Как разговаривал Фортунато с бандитом? Докажите, что мальчик был сообразительным и находчивым.
3. Прочитайте отрывок со слов «Несколько минут спустя шестеро стрелков…» до слов «Искушение было слишком велико…».Озаглавьте его. Как вёл себя Фортунато с полицейскими? Почему он оказался предателем?
4. Прочитайте отрывок со слов «Фортунато поднял левую руку…» до слов «…несмотря на наше родство». Почему Фортунато выдал Джаннетто? Как ведут себя герои эпизода: Фортунато, Джаннетто? Джузеппа, Маттео? Какие дущевные противоречия испытывает каждый из них?
5. Прочитайте отрывок со слов «Наконец он принял смелое решение…» до слов «…быстрым шагом двинулся к равнине». Чем отличаются жизненные принципы Маттео и сержанта? Какие детали показывают отношение героев к поступку Фортунато?
6. Прочитайте отрывок со слов «Прошло около десяти минут…» до конца новеллы. Опишите психологическое состояние Маттео и Фортунато. В чём трагизм финального эпизода?