Знакомство с родственником - Карлом Марксом




Развернутый анонс вечера - портрета в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» МБУК ТБК к 220 - летию со дня рождения немецкого поэта - романтика

 

13 декабря 2017 года исполняется 220 лет со дня рождения Генриха Гейне, и звестного немецкого поэта, публициста и критика (1797-1856). Юбилей поэта - прекрасный повод вспомнить его творчество или прочитать в первый раз стихи, на которые до сей поры не хватало времени или желания.

В канун юбилейной даты, 12 декабря, 2017 года, в библиотеке «Фолиант» МБУК ТБК состоится вечер - портрет «Persona Nota: Генрих Гейне, поэт с Рейна».

Что мы знаем о поэте? Только то, что его стихами восхищались Альберт Эйнштейн и императрица Елизавета, что на его тексты писали музыку композиторы Франц Шуберт и Роберт Шуман, Рихард Вагнер и Иоганн Брамс, Ференц Лист и Николай Римский - Корсаков, Петр Чайковский и многие другие. Что его имя носит астероид, а Карл Маркс был дальним родственником по материнской линии. Подлинная судьба поэта известна немногим, большая часть его произведений при жизни не получила признания.

Сегодня Генрих Гейне считается последним поэтом «романтической эпохи». Именно он сделал разговорный немецкий язык способным к лирике и придал ему ранее незнакомую элегантную лёгкость. Именно он поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы.

На литературном вечере читатели посмотрят документальный фильм о поэте - юбиляре из цикла «Выдающиеся личности мира», послушают его стихи, чуть больше прикоснутся к биографии, познакомятся с юмористическими байками, которые сложились о Гейне еще при его жизни. И, возможно, полюбят этого романтика навсегда.

 

Пренебрегая семейной традицией

 

Родился будущий поэт в Дюссельдорфе 13 декабря 1797 в семье обедневшего еврейского купца, торговавшего тканью. Кроме него в семье росли ещё трое детей - Шарлотта, Густав и Максимилиан. Первоначальное воспитание Генрих получил в местном католическом лицее. Воспитанием сына серьёзно занималась мать - Бетти (Пейра). Образованная и мудрая женщина, она хотела дать Генриху хорошее образование.

В возрасте 15 лет будущий поэт познакомился с Зефхен, простой крестьянской девушкой, и сразу же подружился с ней. Зефхен часто рассказывала различные поверья и легенды, бытовавшие в народе. Не исключено, что именно благодаря ей у Генриха и пробудился интерес к фольклору. Впоследствии фольклорная тематика нашла отражение во множестве его поэтических шедевров.

После изгнания французов и присоединения Дюссельдорфа к Пруссии, Генрих переходит в экономическое училище. По окончании его отправляют на стажировку во Франкфурт-на-Майне. Стажировка была попыткой сделать из молодого человека продолжателя родовой финансово-торговой традиции. Но она провалилась, и Генрих вернулся домой.

В 1816 родители отправляют сына в Гамбург, где у его дяди, Соломона Гейне, был собственный банк. Как настоящий педагог, дядя- банкир дал племяннику возможность раскрыть свои способности и поставил его во главе маленькой компании. Но Генрих провалил дело меньше, чем за полгода. Тогда дядя поручил ему вести бухгалтерские счета, но Генриху это тоже было не интересно: он всё больше увлекался лирикой.

В течение трех лет, проведенных у дяди Соломона, Генрих пребывал в состоянии влюбленности в свою кузину Амалию. Эта девушка вдохновила его на написание ряда стихотворений, вошедших позднее в «Книгу Песен», опубликованную в 1827 году. Однако любовь к Амалии не стала взаимна: девушка вышла замуж за Фридлендера, видного купца. По этой причине все поэтические произведения Гейне того периода, а также его письма, проникнуты «романтикой ужаса» и мрачным настроением. Их главная тема - несчастная любовь к Амалии. В стихах постоянно звучат мотивы зловещих снов, двойника, любви-смерти – мотивы, характерные для периода позднего романтизма. Гейне долго боролся с отчаянием, а потом бросил свое коммерческое начинание, сулившее немало надежд и, поссорившись с дядей, снова вернулся домой.

 

С третьей попытки

В конце концов, родители дали согласие на поступление сына в университет. Сначала Генрих поступил на юридический факультет Боннского университета. Но, прослушав всего одну лекцию, увлекается историей немецкого языка и поэзии. Лекции по этим предметам читал Август Шлегель.

В 1820 году Гейне переходит в Гёттингенский университет, однако оттуда его исключают за вызов одного из студентов на дуэль (так Гейне отреагировал на оскорбления). С 1821 по 1823 годы Гейне учится в Берлинском университете, где слушает курс лекций у Георга Гегеля.

В Берлине молодой человек ведет светскую жизнь, посещает различные литературные салоны, заводит знакомства со множеством немецких литераторов. В этом же году он начинает продавать в газеты свои стихотворные произведения - «Балладу мавра», «Грозную ночь», «Миннезингеры» и другие. Однако стихи Гейне не замечают ни читатели, ни критика.

Через некоторое время в печати появляются трагедии «Ратклиф», «Альманзор», а в 1823 году выходит в свет сборник стихов под названием «Лирическое интермеццо». Благодаря этому сборнику Гейне приобретает известность в литературных кругах.

Завершив обучения в университете, весной 1825 года Гейне с большими трудностями выдерживает выпускные экзамены и становится доктором юридических наук 3-ей ступени. При этом сразу же принимает лютеранство: он вынужден был креститься, так как дипломы выдавались только христианам.

 

Знакомство с родственником - Карлом Марксом

 

Поддержка Июльской революции 1830 заставила поэта, уставшего от постоянной цензуры, переехать в Париж. Там, в 1843 воду, он познакомился с Карлом Марксом, до встречи с которым даже не подозревал о своём с ним родстве. Поэт был очарован умом молодого философа и почти ежедневно приходил на улицу Вано поговорить о политике, литературе и музыке.

Однажды Маркс спросил у Гейне: кто лучший пианист - Тальберг или Лист?

Поэт сразу же ответил:

- Шопен!

Оба они разделяли пристрастие к французским утопистам. Карл призывал Генриха поставить свой поэтический гений на службу свободе: «Оставьте эти вечные любовные серенады и покажите поэтам, как орудовать хлыстом».

По воспоминаниям Франциски Кугельман, очень часто, когда кто-нибудь проявлял излишнюю сентиментальность, Маркс цитировал четверостишие Гейне:

Раз барышня стояла
Над морем в поздний час
И горестно вздыхала,
Что солнца луч погас.

 

Семейная жизнь

 

Только после 13-ти лет, проведённых во Франции, Гейне повезло снова оказаться на родине. В 1835 году происходит очень важное событие в его личной жизни - он знакомится со своей будущей супругой Матильдой Мира. Однако в законный брак с ней поэт вступил только в 1841 году.

У Матильды в подругах числилась одна очень красивая молодая женщина. А супруг этой красавицы был близким другом Гейне. Однажды Гейне зашел навестить своего друга и, увидев его красивую жену, решил сделать ей комплимент:

- Вы сегодня очень хорошо выглядите и вызываете мое восхищение!

Красавица была польщена вниманием знаменитого поэта и воскликнула:

- Милый Генрих, спасибо за ваши добрые слова и чувства, но я никогда не слышала от вашей супруги и моей подруги, чтобы вы ей говорили что-нибудь подобное.

- Я виноват, - ответил Гейне, так как, к сожалению, схож со многими мужчинами, которые редко одаривают своих жен комплиментами, но очень стараются понравиться красивым женам своих друзей.

Используя связи Соломона, своего дяди, Генрих примерно в это же время познакомился с Ротшильдом, который и заразил поэта страстью к биржевым спекуляциям. Ими Гейне занимался в свободное от литературных трудов время, однако не очень-то преуспел. А в 1838 году финансовое положение поэта стало катастрофическим. Ему пришлось принять пособие правительства Франции, которое выплачивалось эмигрантам, ведь Генрих находился в Париже именно в этом качестве.

Кроме того, Гейне пришлось заключить с Юлиусом Кампе, французским издателем, кабальный договор. Согласно его условиям, издателю предоставлялись исключительные права на произведения Генриха на 11 лет.

Субсидия со стороны Соломона, его дяди, до определенной степени улучшила положение Гейне. Соломон не переставал заботиться о своем талантливом племяннике. Но материальные невзгоды и напряженная творческая деятельность привели к тому, что здоровье Генриха стремительно ухудшилось. Он стал видеть все хуже, с большим трудом передвигался, однако не прекращал работать. И всегда шутил.

 

«Бог меня простит, ведь это его ремесло»

Генриху Гейне было присуще удивительное чувство юмора, что и прослужило почвой для возникновения множества баек и анекдотов о поэте. Так, Гейне дружил и часто встречался с поэтом Морицем Гартманом, который имел большой успех у женщин и любил рассказывать другу о своих интимных приключениях. Однажды, в разговоре о женщинах, Гейне сообщил Морицу:

- А меня сегодня утром посетила одна прекрасная дама, дорогой Гартман. Причем

это, видимо, единственная неизвестная вам дама.

- О боже, Генрих, я сгораю от нетерпения узнать, кто же эта дама?

- Милый мой Мориц, – сказал с лукавой улыбкой Гейне, - это была муза.

 

Современники рассказывали, что у Генриха Гейне была одна очень недалекая и назойливая поклонница, которая часто ему докучала, навязывая свое общество, свои восторги и влюбленность. Упрекая поэта в том, что он не разделяет ее чувств, она сказала:

- Я отдала вам мои мысли, душу и сердце.

- Я это понимаю, - с улыбкой сожаления ответил Гейне, - но от маленьких

подарков неудобно было отказываться.

 

Как-то на встрече поэтов зашла речь о гениальности в поэзии. Один из присутствующих спросил у Гейне:

- Как вы считаете, гениальность - это болезнь?

- Безусловно! Но, к сожалению, это очень редкая болезнь и, увы, совершенно не

заразная.

 

Однажды Гейне встретился со своим однокашником, который очень недолюбливал евреев и при каждом удобном случае допускал антисемитские шуточки.

Зная, что Гейне еврей, однокашник, рассказывая о своем путешествии на Гаити, заметил:

- Знаешь, Генрих, что меня больше всего удивило, когда я приехал на Гаити?

- Что же тебя так удивило? – полюбопытствовал поэт.

- А удивило меня то, что я там не встретил ни одного еврея и ни одного осла.

Гейне насмешливо посмотрел на путешественника и сказал:

- Разве? А что бы ты рассказал своим единомышленникам, если бы мы оказались

на Гаити с тобой вдвоем?

 

Был случай, когда поэт прогуливался в парке, недалеко от своего дома. На узкой дорожке, где мог пройти лишь один человек, он встретил ортодоксального критика, который постоянно критиковал его стихи. В момент встречи одиозный критик грубо заявил:

- Я никогда не уступаю дорогу бездарным и глупым людям!

- А я наоборот, - ответил Гейне и, улыбаясь, сделал шаг в сторону.

 

Как-то, встретив в парке двух ссорящихся приятелей, Генрих Гейне сказал им:

- Из двух ссорящихся виноват всегда тот, кто умнее.

И оба приятеля тут же помирились.

 

Во время званого обеда один из гостей проглотил рыбную косточку и ужасно

испугался. Рядом с этим гостем сидел Генрих Гейне. Поэт решил успокоить гостя и авторитетно ему сказал:

- Не волнуйтесь! Это не страшно, так как за 2-3 часа ваш организм все переварит.

Затем Гейне подумал и добавил:

- Все, кроме неприятностей.

 

Как-то на встрече Генриха Гейне с друзьями обсуждали деятельность очень плодовитого журналиста N, который постоянно публиковал свои статьи по любым вопросам во многих журналах и газетах. Гейне, участвуя в дискуссии, сказал:

- У этого журналиста материал никогда не иссякнет, так как он пишет только о таких вещах, в которых ничего не смыслит.

 

На дверях своего дачного дома Гейне повесил подкову, которая якобы приносит счастье. На эту подкову обратил внимание его гость и спросил поэта:

- Неужели вы верите, что эта подкова приносит счастье?

- Нет, - ответил Гейне, - конечно, я не верю, но думаю, что она приносит счастье

даже тем, кто в это не верит.

 

Генрих Гейне был атеистом. Позже, во время болезни поэта его навестил приятель, который, будучи религиозным человеком, долго уговаривал Гейне вернуться в лоно церкви и заслужить прощение у Бога.

- Бог и так меня простит, ведь это его ремесло, - ответил поэт.

 

«Дамы все еще носят меня на руках»

 

В мае 1848 года выпив изрядную дозу опиума, чтобы ослабить боли, мучавшие его, Гейне последний раз прогулялся по Парижу. Возвратившись домой, он больше не покидал свое жилище. Здесь, в вынужденном заточении, поэта часто навещали А. Дюма, Беранже, Т. Готье и Ж. де Нерваль.

Летом 1848 по Европе прошёл слух о смерти поэта, на самом же деле он, попрощавшись в мае с белым светом, оказался прикованным к кровати из-за болезни. Ещё в 1846 у него начался прогрессирующий паралич, но он не потерял интереса к жизни и продолжал писать. Даже после восьми лет болезни Гейне не сдавался и сохранил чувство юмора.

В 1851 году он создал третью и последнюю свою книгу стихов под названием «Романсеро». В сборнике остро чувствуются скептицизм и пессимизм, в нём отразилось физическое состояние поэта.

Еще Гейне писал «Мемуары», начатые еще в 1840 г. Примерно за год до кончины Генриха навестила Камилла Сельден, большая поклонница его творчества. Ей удалось пробудить последнюю страсть в душе умирающего поэта. Камилла, так же как и Матильда, супруга Гейне, до самой смерти поэта не оставляли его.

Карл Маркс тоже навещал поэта вплоть до последних его дней, в истории сохранился их последний диалог. Гейне как раз перестилали постель, когда вошёл Маркс; он был так болен, что к нему едва можно было прикасаться, сиделки поэтому несли его в кровать на простыне.

- Как дела, дорогой Генрих? – спросил с участием Маркс.

- Недурно, – прошептал еле живой поэт, – как видишь, дамы все еще носят меня на руках.

Будучи уже в преклонном возрасте, Генрих Гейне продиктовал нотариусу свое завещание: «Все свое состояние и все гонорары за будущие издания моих произведений оставляю своей жене при условии, что она снова выйдет замуж».

- Но зачем вы ставите такое условие? – спросил удивленный нотариус.

- Я хочу, чтобы хоть один человек на земле всегда вспоминал меня с большой благодарностью, – ответил поэт.

Генрих Гейне умер 17 февраля 1856 в Париже. Он похоронен на кладбище Монмартр. Теофиль Готье и Александр Дюма были в числе тех, кто провожал поэта в последний путь. Перед смертью Гейне написал: «Право, не знаю, заслуживаю ли я того, чтобы гроб мой украсили когда-нибудь лавровым венком. Поэзия, при всей моей любви к ней, всегда была для меня только священной игрушкой или же освящённым средством для небесных целей. Я никогда не придавал большого значения славе поэта, и меня мало беспокоит, хвалят ли мои песни или порицают. Но на гроб мой вы должны возложить меч, ибо я был храбрым солдатом в войне за освобождение человечества!»

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Анненский И. Ф. Гейне прикованный. Гейне и мы // Анненский И. Ф. Книги отражений. - М., 1979.

2. Гейне в воспоминаниях современников. - М., 1988.

3. Гиждеу С. П. Лирика Генриха Гейне. - М., 1983.

4. Дейч А. Н. Судьбы поэтов. Гельдерлин. Клейст. Гейне. - М., 1974.

Пронин В. А. Генрих Гейне // История зарубежной литературы XIX века/ Ред. Н. П. Михальской.- Ч. 2. - М.,1991. - Стр. 115-126.

5. Дежуров А. С. «Книга песен» Генриха Гейне // Зарубежная литература XIX в. Практикум для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. - М., 2002. - Стр. 104-122.

 

20.11.17 Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация»; e-mail: rossinskiye@gmail.com

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: