Басня И.А.Крылова «Пруд и река» в текстах И.А.Милютина




Однажды и в нашем доме появилась новая книга –собрание сочинений Ивана Андреевича Милютина, в которой, как сказала мама, впервые представлены многие труды нашего городского головЫ. Мы вместе с мамой листали книгу, впечатлялись талантами Ивана Андреевича: как выяснилось, Милютин следил за книжными и журнальными новинками, цитировал классиков, посещал театры и выставки, был уникальным устроителем и предпринимателем. А ещё И.А.Милютин жил бесконечной заботой о горожанах. Что интересно, он совсем не собирался спасать мир – он хотел спасти от безграмотности и бедности родной город – покупал дома, передавая их в дар Череповцу для различных нужд, открывал новые учебные заведения – училища и гимназии, устраивал работу банка и суда – мечтал, что Череповец станет известным губернским городом, о котором узнают в столицах! МечтаИ.А.Милютинаосуществилась только через 11 лет после его ухода– ему так и не суждено было порадоваться за новую жизнь любимого Череповца.

В рамках проектной деятельности мы решили сделатьисследование, посвящённое творчествунашего известного землякаИвана Андреевича Милютина. С личностью и судьбой городского головы я была знакома, а когда в доме появилась книга его статей, меня привлекли не сами сложные тексты, а имя русского баснописца И.А.Крылова, которое встречалось в текстах Милютина. Мы поставили себе цель выяснить, зачем И.А.Милютин обращался к имени и творчеству Ивана Андреевича Крылова, случайно ли в текстах череповецкого головы упоминаются известные поэты и писатели.

Чем больше я знакомлюсь с личностью и творчеством моего великого земляка, тем более интересным он мне видится.

Сегодняшнее моё выступление – возможностьпоказать, каким уникальным человеком был Иван Андреевич,показать современность его слов, его мыслей и чувств, его взглядов.

Цель исследования – выявить закономерность обращения И.А.Милютина к басенному творчеству И.А.Крылова.

Объектом исследования выступили статьи Милютина, в частности, его работы «Между вехами по жизненному полю» и «Белое море и Волга. Записка И.А.Милютина по поводу Вятско – Двинской железной дороги» (далее в тексте «Белое море и Волга» - А.Ш.).

Предметом исследования стал диалог (а точнее - диалог текстов)И.А.Крылова («Пруд и река») и И.А.Милютина (избранные заметки).

Иван Андреевич Крылов – известный русский баснописец. С баснями Крылова мы знакомы с начальной школы, а то и детского сада. Всем известны такие его тексты, как:«Мартышка и очки», «Квартет», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак».Из всех басен Крылова менее известна басня «Пруд и река» (1814 г.) - в школе её не изучают, в обязательную программу для чтения она не входит. В принципе, «Пруд и река» - басня, кажется, вполне в крыловском стиле порицания безделия, которое вредит общему делу.

Басня – это уникальный жанр. Словарь даёт нам следующее толкование басни – вы можете его видеть на слайде.

Главными действующими лицами в басне «Пруд и река» выступают два водоёма - река и пруд, они общаются, спорят, полемизируют…

О чём же идёт речь в интересующей нас басне? Ведут полемику Пруд и Река о смысле и радости жизни. Пруд радуется своему «приятному жребию» оттого, что несмотря на его небольшой объём, он «как барыня в пуховиках» «лежит и в неге, и в покое», ведёт «жизнь беззаботную», «не движась, смотрит на суету мирскую». Реке не понятно радостное спокойствие Пруда: Река замечает, что«свежесть лишь вода движеньем сохраняет», радуется, что пользу приносит, и существовать в движении бесконечном будет дольше маленького и зарастающего илом и камышом в безделии и праздности Пруда…

Мораль в этой басне представлена в самом финале – стандартное четверостишие, вывод из всего сказанного – его вы можете видеть на слайде.

На первый взгляд, басня «Пруд и река» не для детей совсем – не то, что, например, «Стрекоза и муравей»: в ней сложный язык, криулевАтый, как называл его Милютин.Тем интереснее, что именно к этому произведению обращается публицист.

Басня «Пруд и Река» встречается в изданных заметках Милютина дважды: в качестве эпиграфа к работе «Белое море и Волга» - (строчка «… свежесть лишь вода движеньем сохраняет») и упоминается в заметке Милютина «Между вехами по жизненному полю» в качестве примера важности любого нового дела в отличие от лености.

Так, в первом случае, выступая эпиграфом к статье «Белое море и Волга» (1885 г.), слова из басни Крылова служатпрямом отсылом к теме реки – исторического значения и важности реки Северная Двина в деле освоения и экономического развития Севера, к которому, кстати, причисляется помимо Архангельской ещё и Вятская, Костромская, Казанская, Вологодская губернии (итого более 6 млн жителей!)

Итак, в движении реки - залог её бессмертия. Северная Двина жива и нужна по причине её выдающейся роли в деле экономического развития и снабжения северных земель. А ещё в заметке речь идёт о значимостиоткрытия новой, Волго – Двинской железной дороги: Милютин считал, что строителство новой дороги будет «служить к возрождению Архангельского пОрта, обеспечит продовольствие всего Севера, создаст новый, внутренний порт в Казани.

В заметке «Белое море и Волга» речь идёт о необходимости движения вперёд в деле строительства пОртов и новых экономических центров с целью борьбы с «иностранной конкуренцией, а еще мечтал Милютин о том, что, благодаря новым дорогам, получится «удобством и дешевизной провоза удешевить местную производительность».

Таким образом, эпиграф из Крылова вполне оправдывает обращение к проблемам устроения речного и железнодорожного пути – показывает необходимость движения впер ёд, а это есть залог успешного экономического развития не только губернии, но и всей России.

Во втором случае мы встречаем упоминание строк из этой же басни Крылова в заметке «Между вехами по жизненному полю » (1883 г.) - «… свежесть лишь вода движеньем сохраняет» - с лова Крылова определяют основную идею текста Милютина: без применения знаний к жизненной ситуации, без практичности образованных людей не может быть успехов в «экономических завоеваниях», а для этого, считал Милютин, необходимо «обратить свои взоры внутрь себя» – каждому начать с самого себя – именно себя спросить, что может сделать каждый полезного для общего дела – в этом суть возможного экономического подъёма. В качестве примера Милютин приводит достойный прорыв в маслоделании и сыроварении Николая Верещагина, который, вложив душу и знания, а затем получив поддержку правительства, «удваивает производительность земли» (как отмечает Милютин), приносит достаток и славу не только в свой дом, но и в губернию, всему народу, проводя «поступательное движение вперёд».

Думаю, обращение именно к этой басне оправдано особым её содержанием: со временем басня Крылова стала остро социальной - и это, несомненно, оценил и череповецкий голова. Басня воспринималасьМилютиным,думаю, как социальный рупор. Крылов показал в басне всю русскую жизнь во всём её несовершенстве, во всех её противоречиях (неслучайно Николай Васильевич Гоголь отмечал, что Крылова «занимали вопросы важные»), басня проясняет национальные моральные нормы и ведёт народ к возможному самоисправлению – и в этом, вероятно, увидел особую злободневность жанра Милютин, ставя слова из басни эпиграфом к своим публицистическим работам или отсылая к ним внутри своего текста внимательного читателя.

Таким образом, обращением к басне «Пруд и Река» подчеркивается главная идея, близкая жизненной программе Милютина: речь не только о том, что дарования нуждаются в постоянном труде и развитии, иначе они слабеют и "вянут", но и в полезной деятельности.

Итак, баснописец Крылов учит трудиться каждого с терпением для блага ближних - и в этом находит себе отраду и утешение. И в этом же цель жизненного движения и для череповецкого головы Ивана Андреевича Милютина: «… нам необходимо обратить свои взоры внутрь себя, на более существенную, более плодотворную сторону, а не на одну сухую, шаблонную: «… свежесть лишь вода движеньем сохраняет», как говорит река заросшему пруду.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: