Одно из самых скверных изобретений человечества — банковский процент. Это привело к возникновению понятий «срок окупаемости», «учетная ставка» и т. п. — все они используются как количественный, рациональный повод к тому, чтобы игнорировать долговременные перспективы.
Официальный временной горизонт в промышленном обществе распространяется не дальше следующих выборов или срока окупаемости текущих инвестиций. Даже временной горизонт семьи больше — он охватывает жизнь детей, а то и внуков. Во многих индейских культурах активно обсуждались и влияли на принятие решений последствия, возможные вплоть до седьмого колена. Чем шире выбранный временной горизонт, тем больше шансов на выживание. Кеннет Боулдинг писал по этому поводу:
«Общество, утратившее идентичность и не передающее потомкам свои характерные черты, потерявшее веру в лучшее будущее, заодно лишается и способности решать текущие проблемы, и в результате разрушается — в истории тому есть масса примеров... Есть что-то притягательное в том, чтобы жить свободными как птицы, не думая о завтрашнем дне. Заботит ли птиц судьба их потомков?... Может, нам надо просто выйти наружу и, как птицы, безмятежно нагадить где-нибудь? Однако из-за застарелой привычки думать о завтрашнем дне я никак не могу согласиться с таким решением... [27].
Вообще-то говоря, со строго системной точки зрения не существует деления на кратковременную и долговременную перспективу. Явления с разными временными масштабами просто вложены друг в друга. Предпринимаемые действия имеют одни последствия, которые проявляются сразу же, и другие, сказывающиеся десятилетиями позже. Сегодня мы ощущаем последствия от действий, которые были выполнены вчера, десятки и сотни лет назад. Смешение очень быстрых и очень медленных процессов иногда дает сильный эффект, а иногда слабый. Когда доминирует медленный процесс, кажется, что ничего не происходит; когда верх берет быстрый, события сменяют друг друга со скоростью, от которой захватывает дух. Системы без конца смешивают и разделяют большое и малое, быстрое и медленное.
|
Если пришлось идти по извилистой тропинке, полной препятствий и неожиданностей, неизвестным путем, то только глупец при этом будет смотреть лишь на один шаг вперед и идти, опустив голову. И такой же глупец будет смотреть только вдаль, совсем не глядя под ноги. Видеть надо и вблизи, и вдали — охватывать всю систему.
Не ограничивайтесь рамками своей профессии
Следуйте за системой, куда бы она ни повела, и неважно, какова ваша специальность, что говорят учебники и в чем вы, по вашему мнению, досконально разбираетесь. Система неизбежно будет нарушать границы между областями знаний. Чтобы понять ее, вам придется учиться самым разным вещам — экономике, химии, психологии, богословию — и список можно продолжать еще долго. Придется осваивать профессиональные термины, пытаться понимать специалистов в этих областях, выяснять, что они на самом деле могут видеть в своей научной сфере, отсекать искажения, возникающие из-за узости взглядов и неполноты теорий. Причем облегчать жизнь вам никто не будет.
Чтобы видеть систему как целое, простой «междисциплинарности» мало. Недостаточно свести вместе профессионалов в разных областях и дать им поговорить друг с другом. Междисциплинарный подход сработает только тогда, когда действительно существует проблема, которую нужно решить, и есть специалисты в разных областях науки, стремящиеся именно найти решение, а не соблюсти академическую правильность изложения. Им всем придется учиться друг у друга. Им придется признавать свое незнание и быть готовыми воспринять новую информацию у других специалистов и у самой системы.
|
Этого можно добиться. И всегда очень радует, когда это получается.
Не будьте равнодушными
Добиваться успеха в мире сложных систем означает не только раздвигать временные горизонты и расширять профессиональный кругозор. Это значит, что надо расширять границы того, о чем мы должны позаботиться. Не быть равнодушными. Не проходить мимо. Конечно, причины для этого в основном моральные. Но если моральных соображений недостаточно, тогда системное мышление даст вам практические основания, подкрепляющие мораль. В реальной системе все взаимосвязано. Никакая часть человечества не может быть отделена от других людей или вырвана из глобальной экосистемы. В нашем мире, где всё связано со всем, сердце не может работать без легких, ком-пания не выживет без работников, богатые жители Лос-Анджелеса не смогут существовать, если погибнут все его бедные обитатели, а Европа не сможет обойтись без Африки. Глобальная экономика не выживет, если разрушится глобальная окружающая среда.
Большинство людей интуитивно чувствует связь между нравственными устремлениями и практическими соображениями, как и прочие связи, характерные для системного мышления. Мораль и практичность говорят об одном и том же. Людям надо лишь поверить тому, что они и так интуитивно знают.
|
Стремитесь к лучшему
Самый разрушительный из системных архетипов называется «стремление к худшему» — в современной промышленной культуре это означает, что утрачены нравственные ориентиры. Примеров работы такой ловушки масса, а последствия внушают страх.
Примеры отвратительного поведения людей выставляются напоказ, их тиражируют в средствах массовой информации, навязывают культуре, пока это не становится чем-то обыденным. Чего же вы ждали? Все мы не ангелы, всего лишь люди... А гораздо более многочисленные проявления настоящих человеческих качеств едва замечают, ведь на этом не сделаешь «горячую новость». Такие люди — исключения. Наверное, они святые. Нельзя же ожидать, что все будут вести себя, как они...
В результате планка снижается. Разница между желаемым и фактическим поведением становится меньше. Чтобы добиться желаемого и приблизиться к идеалу, предпринимается все меньше и меньше усилий. В обществе царит цинизм. Политические лидеры не скрывают и не стесняются аморального и безнравственного поведения, и никто не призывает их к ответу. Идеализм высмеивают. Если кто-то говорит, что верит в нравственные идеалы, это вызывает подозрения. Открыто говорить о ненависти гораздо проще, чем о любви. Натуралист и литературный критик. Джозеф Вуд Кратч сказал по этому поводу:
«Никогда раньше человек не был так доволен тем, что он имеет, или так уверен в своей способности сделать все, что ему захочется. Но в то же время раньше он никогда не давал такую низкую оценку тому, что он из себя представляет. Тот же научный подход, что позволил ему обрести богатство и овладеть мощными силами, по его мнению, заодно дал биологии и психологии разобрать по кирпичикам его самого — или, как минимум, лишил его индивидуальности и ореола таинственности... При всем своем богатстве и технологической мощи, человек удручающе беден духовно».
Мы знаем, что делать, если в системе есть стремление к худшему. Не позволяйте плохим новостям больше влиять на вас, чем хорошим. Держите высокую планку.
Системное мышление может лишь посоветовать нам поступать так — оно не сделает это за нас. Мы снова возвращаемся к разнице между пониманием и реализацией на практике. Само по себе системное мышление не сделает шаг от понимания к действию, но оно позволит нам добиться максимума от анализа, а затем укажет, что может и должен сделать человек.
* Joseph Wood Krutch. Human Nature and the Human Condition. New York: Random House, 1959.
Приложения
■ Глоссарий
■ Краткий обзор системных принципов
■ Преодоление системных ловушек
■ Точки воздействия для изменения поведения системы
■ Жизнь в мире систем: рекомендации
■ Уравнения, используемые в моделях
■ Список источников по теме
■ Алфавитный указатель
Глоссарий
Архетипы — часто встречающиеся системные структуры, генерирующие определенные типы поведения.