Проведение беседы на материале изучения самооценки по методике Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн
Задание состоит в проведении беседы с респондентом по результатам прохождения им методики Дембо–Рубинштейн и выяснении самооценки испытуемого по выбранному параметру. В качестве респондента может выступать взрослый представитель любого пола.
Структура отчета
Программа исследования
1. Цель: выявление самооценки испытуемого по определенному критерию (счастье, успешность, характер и т.д.).
2. Объект исследования: инициалы, пол, возраст, социальное положение.
3. Предмет исследования: самооценка испытуемого по определенному критерию (счастье, успешность, характер и т.д.).
4. Ситуация исследования: где проводится беседа и в каких условиях.
5. Время исследования: дата, время (с…по…).
6. Форма регистрации результатов: протокол.
7. Тип беседы: частично стандартизированная.
8. Материал: модифицированная методика изучения самооценки Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн.
Протокол беседы
Этапы беседы | Вопросы экспериментатора | Реакции испытуемого | |
Ответы | Невербальные реакции | ||
Указания к проведению беседы
Во вводной части беседы следует:
· поприветствовать испытуемого;
· узнать его самочувствие и настроение;
· получить от него согласие на проведение беседы по определенной теме;
· выяснить отношение испытуемого к тому, что беседа будет записана;
· разъяснить испытуемому, как будут использоваться результаты беседы и заверить его в том, что результаты останутся конфиденциальны.
Введением в исследование может служить следующее высказывание экспериментатора: «Вероятно, Вам, как и каждому из нас, приходилось сравнивать себя с другими людьми. Поэтому работа, которую я Вам сейчас хочу предложить, не будет для Вас новой или необычной. У Вас наверняка сложились мнения и представления о себе и о других людях».
|
Следующим этапом работы должно быть выяснение актуальной и желаемой самооценки испытуемого по заданному качеству. Экспериментатор чертит на чистом листе бумаги вертикальную линию (10 см) и говорит: «Допустим, что на этой линии расположились люди всего мира: вот здесь, сверху (показ рукой) – самые счастливые, а здесь, внизу (показ) – самые несчастные. Как Вы думаете, где Ваше место среди всех этих людей по счастью? Поставьте карандашом отметку в том месте, где, как Вам думается, Вы находитесь» (испытуемому дают цветной карандаш для отметки). Данную инструкцию необходимо выучить дословно; четко и неторопливо произнести и разъяснить испытуемому все ее части. Но в то же время у испытуемого не должно создаться впечатления заученности текста. После того, как испытуемый отметил свое актуальное место на шкале «счастье», ему предлагают обозначить и свое желательное положение, т.е. ответить на вопрос: «Где бы Вы хотели быть по этой шкале?». Инструкцию можно разъяснять, повторять, но обсуждать решение испытуемого на данном этапе ни в коем случае не следует.
К описанной шкале (независимо от задания), вводится дополнительная шкала – «знание себя», на которой испытуемый должен отметить только реальную, актуальную самооценку. Опираясь на показатели этой шкалы, можно судить о степени критичности испытуемого: высокая оценка по этой шкале нередко свидетельствует о некритичном отношении к себе, слишком низкая оценка может быть показателем неуверенности в себе.
|
Вводными словами к беседе может послужить следующее высказывание экспериментатора: «Ну, а теперь, когда Вы выполнили
предложенное Вам задание, давайте поговорим подробнее о том, какие мнения, представления сложились у Вас о себе и о других людях...». Это высказывание не должно быть произнесено торопливо, невнятно, с запинками и т.д., а напротив, неспешно, уверенно, доброжелательно, всей интонацией как бы приглашая продолжить, вступить в беседу.
Программа беседы достаточно постоянна для каждой шкалы и строится примерно в следующей последовательности:
1) выяснение содержания актуальной оценки;
2) выяснение содержания полюсов шкалы;
3) выяснение содержания и причин желаемой оценки.
Тактика экспериментатора в данном случае является относительно свободной. Им могут быть заданы разные вопросы в зависимости от особенностей испытуемого, хода беседы и т.д. Обязательно по каждому из пунктов следует просить испытуемого приводить поясняющие примеры, иллюстрирующие его суждения о себе или других людях.
Возможные вопросы по шкале «счастье»:
– Как Вы понимаете слово «счастье»?
– Каким же образом Вы оценивали себя по «счастью»?
– Как бы Вы могли описать свое состояние счастья?
– Кто, с Вашей точки зрения, самый счастливый и почему?
– Кто, с Вашей точки зрения, самый несчастный и почему?
– Чего же Вам не хватает, чтобы быть совсем счастливым?
– Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?
|
Если испытуемый дает низкую оценку по этой или по любой другой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья: самого себя или окружающий мир, необходимо при этом с большей или меньшей степенью точности определить, какие свойства самого себя или какие свойства мира имеет в виду испытуемый.
Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале. При этом испытуемого спрашивают: «С чем связана такая высокая оценка? Являетесь ли Вы ее причиной, или другие люди, обстоятельства жизни?». Подобные вопросы можно задавать испытуемому при наличии очень низкой или очень высокой
оценки на любой из предъявленных ему шкал.
После окончания беседы по основной экспериментатор обращается к дополнительной шкале «знание самого себя». Здесь круг вопросов несколько иной: в беседе необходимо выяснить, чем определяется оценка знания самого себя; каковы причины ее высоты на шкале; что такое знание себя, по мнению испытуемого; какие люди знают себя, в чем это проявляется; трудно ли знать себя, можно ли этому научиться; если можно, то как, если нельзя, то почему и т.д.
В завершающей части беседы используются высказывания такого типа: «Вот мы с Вами добрались до конца нашей работы. Мы обсудили Ваши оценки, поставленные на шкалах. Беседовать с Вами было очень интересно, Я очень признателен Вам за Ваш труд. Но, может быть, у Вас возникли вопросы и ко мне? Не хотите ли теперь задать их?». Очень важно, о чем спросит испытуемый, насколько это будет пересекаться с содержанием беседы. Окончательно завершая беседу, необходимо еще раз выразить признательность испытуемому.
Обсуждение результатов
1. Поведение испытуемого в процессе исследования (по невербальному поведению, особенностям ответов испытуемого сделать предположение о мотивации участия испытуемого в беседе, о степени значимости для него обсуждаемой темы).
2. По содержанию беседы сделать заключение о том, что он понимает под исследуемым качеством (счастье, характер, успешность) и как себя по нему оценивает.
3. Определить степень соответствия содержания беседы результатам по методике Т. Дембо–С.Я. Рубинштейн (высота самооценки и степень соответствия актуальной и желаемой самооценки).
4. Охарактеризовать критичность испытуемого (по результатам, полученным по дополнительной шкале методики).