Основные тенденции развития образования.




https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/

В системе образования XXI века должны произойти существенные изменения. В соответствии с принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году стратегии «Цели устойчивого развития» были определены ключевые направления реформирования отечественной системы образования и выявлены ряд драйверов, к которым относятся:

· Внешние драйверы – глобальные тенденции, действующие практически во всех сферах человеческой деятельности и оказывающие непосредственное влияние на сферу образования.

· Производные драйверы – последствия «внешних драйверов», имеющие самостоятельное значение и актуальность для развития системы образования.

· Системные драйверы – это тенденции и установки уже сложившиеся в системе образования.

· Перспективные системные драйверы – это возможные тенденции и установки, которые можно будет с выгодой использовать для развития систем образования и их вывода на оптимальные сценарии.

· Внутренние системные драйверы и тенденции – отражают специфику уровней образования со своими (общими и частными проблемами) для каждого уровня.

Логически осуществить взаимоувязку всех указанных позиций можно с помощью следующе схемы (Рис. 1).

Рисунок 1. Взаимодействие (иерархия) ключевых драйверов

Внешние драйверы и их производные оказывают непосредственное воздействие на мировые и региональные тренды. Однако российское образование как сложная социальная система имеет свою структуру и предысторию. Именно поэтому на общемировом фоне она выглядит достаточно успешно и привлекательно, но в рамках сопоставительных сравнений с системами образования развитых стран так же имеет свои, обусловленные предшествовавшим периодом достоинства, преимущества и недостатки.

На нижней ступени иерархии тенденций, определяющих развитие образования отмечены внутренние системные драйверы, которые сложились под воздействием всех позиций верхнего уровня и предыстории развития системы образования Российской Федерации.

Внешние драйверы

Базовые мировые драйверы, управляющие развитием цивилизации и сферами экономики, политики, социальной жизни, которые оказывают прямое воздействие на сферу образования и в целом мире, и в Российской Федерации в частности.

Внешний драйвер 1. Демографические факторы и миграция

Численность трудоспособного населения сокращается в подавляющем большинстве развитых стран, но продолжает расти в развивающихся, повышая напряженность в сферах экономики, занятости, социального обеспечения и стимулируя миграцию. Подготовка и повышение квалификации кадров как средство снижения социальной напряженности, будут иметь решающее значение. Система образования России должна адаптироваться к проблемам, порождаемым притоком мигрантов и учитывать возникающие возможности для экспорта образования, чтобы в страну приезжали люди, знакомые с ее языком, историей и ценностями.

Внешний драйвер 2. Низкие и неравномерные темпы экономического роста

Развитые страны столкнутся с проблемами сокращения трудовых ресурсов и снижением производства, слабым спросом на товары и услуги. Низкие темпы роста поставят под угрозу процессы сокращения бедности в развивающихся странах. Евросоюз будет заинтересован в «образовательном туризме» для старшеклассников и привлечении российских детей на обучение в странах Европы с последующей интеграцией в местные сообщества. На нишу «образовательного туризма» может претендовать и наша страна.

Внешний драйвер 3. Неравномерность научно-технического прогресса

Научно-технический прогресс ускоряет экономическое и социальное развитие, но вызывает резкие изменения в обществе. Он ускоряет введение инноваций и создает новые возможности, но увеличивает разрыв между «победителями» и «проигравшими», как на уровне стран, так и на уровне домохозяйств и отдельных граждан, аналогично технологическое и «цифровое неравенство» будет отражаться на работе всей системы образования как в отношении обучающихся, так и целых регионов.

Внешний драйвер 4. Растущая глобализация

Мировая экономика неизбежно будет двигаться в сторону все большей интеграции и международного разделения труда. Поэтому работники образования будущего должны будут уметь работать в мультиязычных и мультикультурных средах, взаимодействуя с коллегами по всему миру.

Внешний драйвер 5. Всеобщая цифровизация

Внедрение цифровых технологий изменит процедуры оценки достижений обучающихся работников на предприятии, будет способствовать формированию персональной образовательной и карьерной траектории. Обеспечивающие процессы в управлении образовательными организациями станут прозрачными и подвергаемыми реинжинирингу.

Цифровизация, автоматизация, роботизация и искусственный интеллект угрожают быстрыми изменениями в промышленности, к которым экономика и образовательная система не успевает приспособиться, и которые в принципе могут вытеснить рабочих со своих мест, создать избыток предложения на рынке труда. Такой же вывод справедлив и в отношении системы образования – часть преподавателей, особенно молодых и зрелого, предпенсионого возраста могут быть не востребованы системой к 2030-2035 годам.

Внешний драйвер 6. Кризис института семьи

Семейный опыт, традиции и влияние семьи – основа классических систем образования и воспитания. Наличие братьев и сестер, взаимодействие с которыми преодолевало инфантилизм и социальную изоляцию, бабушек и дедушек, реализовавших воспитательные функции и приобщавших ребенка к труду и памяти прошлых поколений, - все это раньше формировало индивидуальный жизненный путь, было основой для выбора направлений образования, профессиональной деятельности. На эти социальные шаблоны опирались традиционные педагогические практики.

Происходит кризис традиционной модели семейного воспитания и трансляции ценностей; в обществе все больше семей с одним ребенком, с двумя работающими родителями, которые уделяют воспитанию мало времени. Школа уже не может оперировать традиционными практиками.

С другой стороны, рост численности детей в экстернате и на домашнем обучении (вне зависимости от уровня благосостояния) показывает, что родители стали меньше доверять школе, как и школа – родителям.

Производные драйверы

Производный драйвер 1. Увеличение экономического, технологического и информационного неравенства

Драйвер-следствие перекосов в сфере экономики. Дальнейшая интенсификация научно-технического развитии приводит к жесткой стратификации общества и общественных слоев по отношению к факторам «успешности» и «неуспешности». Возникает экономический, социальный, психологический и технологический разрыв не только между поколениями, но и между людьми одного возраста.

Производный драйвер 2. Высокий уровень нестабильности в экономике и сфере управления образованием

Складывается под воздействием низкого экономического роста, общего роста неравенства. Сфера образования, будучи одним из регулятивных механизмов общества должна компенсировать неравенство, иначе это общество может потерять свои конкурентные преимущества и потерять свою индивидуальность и уникальность, оказаться на второстепенных позициях в мировой политической и экономической системах.

Производный драйвер 3. Приоритет гибких навыков в «условиях глобализации»

В оптимистическом сценарии глобальная экономика предполагает большую интеграцию стран и «разделение труда». Специалисты будут работать в мультиязычных и мультикультурных средах, а значит должны разбираться не только в вопросах собственной отрасли, но и в сферах смежников, в запросах потребителей продукции и услуг. Будут востребованы когнитивные компетенции, навыки эмпатии.

Рынок труда требует людей, обладающих одновременно высокой стрессоустойчивостью, гибкостью мышления, адаптивностью и креативностью, готовых к организации самостоятельной деятельности в непривычных условиях, равно как и к командной работе в разных регионах и с отличающимися друг от друга стандартами и технологическими системами. Способность в сжатые сроки и при ограниченных ресурсах реализовывать проекты становится критически важной, требуется системное мышление, а также развитые лидерские качества. Современная школа пока не закладывает таких основ в нужном объеме.

Производный драйвер 4. Уменьшение работы для человека

Оптимисты считают, что к 2030-ым годам в развитых странах для человека останется преимущественно такая работа, которую автоматика, роботы и искусственный интеллект не смогут выполнить по причине ее «простоты» (экономически не эффективно) или наоборот высокой сложности. Значительная часть рабочей производственной деятельности станет творческой. Другие люди, наоборот, будут меньше работать с техническими объектами и больше – с другими людьми.

Экономика будущего потребует не только высокого уровня «хард склиз» для производства массовых продуктов и услуг для населения, но и сформирует условия для рационального, персонального потребления, для создания уникальных продуктов. Мода на «ламповость», на уникальность и «хенд мейд» возрастет.

В передовых компаниях постепенно исчезает традиционное «рабочее место». Развитие локальных и распределенных систем производства (3D печати, дистанционно-управляемых роботов и симуляторов) приближает их к конечному потребителю. Учится многим вещам тоже предстоит удалённо, однако высокая мотивация в сфере дистанционного образования – удел немногих обучающихся в этих условиях такой навык как умение учиться приобретает новое содержание и повышенную актуальность.

Вытеснение людей из сферы образования за счет роботизации и автоматизации, дистанционных форм обучения без «эффекта присутствия» может приводить к исчезновению коммуникативных и кросс-культурных компетенций, падению уровня эмоционального интеллекта.

Производный драйвер 5. Размывание «среднего класса»

В результате расширения экономических диспропорций нарастает дифференциация общества по доходам. Сокращение старых индустриальных технологических цепочек, сочетающееся с автоматизацией, тяжело отразится на размере заработной платы и занятости представителей среднего класса, и часть из них опустится вниз по социальной лестнице. Им окажется не по карману «элитное» образование (и здесь у России вновь появляется шанс на экспорт образования и «образовательный туризм»).

Повсеместно в мире дети богатых родителей учатся в «элитных» образовательных организациях, которые к тому же получают дополнительное финансирование со стороны и частных некоммерческих фондов вдобавок к государственному. Дети, находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах и просто дети небогатых родителей попадают в «слабые» школы. В таких образовательных организациях уже сформирован «цикл воспроизводства социальной неуспешности», что приводит в целом к снижению качества и эффективности работы образовательной системы. В России предстоит серьёзная работа по нивелированию данной тенденции, иначе нам угрожает усиление сегрегации школ и закреплённое институционально неравенство возможностей.

Производный драйвер 6. Угроза примитивизации личности

В контексте цифровизации можно выделить две возможные проблемы, связанные с неравенством и ухудшением когнитивных способностей:

· «Цифровой разрыв». По каким-либо причинам (социальная среда, удаленный населенный пункт, низкий достаток родителей, индивидуальные психические особенности) человек не может осваивать цифровые компетенции в полном объеме и автоматически объявляется «неконкурентоспособным».

· «Цифровое слабоумие» - проблема резкого падения у обучающихся способностей к критическому мышлению и анализу ситуации. Как следствие, подверженность психологическим манипуляциям, неспособность осваивать сложные действия, требующие концентрации, асоциальное поведение или социальная изоляция, замкнутость на примитивных, не несущих образовательной и воспитательной нагрузки виртуальных игровых мирах.

Производный драйвер 7. Сетевая культура и практики самоорганизации

Распространение сетевых практик в жизни, новых принципов взаимодействия между субъектами, основанных на предельной информационной прозрачности. Рост доли обменов, построенных на немонетарной логике. Проводя время в сети, пользователь оставляет цифровой след, доступный для анализа аналитическими программами. Совмещаясь с технологиями обработки «больших данных» (Big Data), это порождает «новую искренность», когда каждому доступна полная информация о другом человеке в реальном времени. Проиллюстрировать влияние ценностей сетевой культуры на образование может формат самоорганизующейся школы, в которой преподаватели и обучающиеся собираются по принципам краудсорсинга и между ними отсутствуют жесткие социальные границы.

Системные драйверы

Драйверы в системе образования, сформировавшиеся под воздействием «внешних драйверов» и их «производных», а также отражающие историю и консервативные тенденции в сфере.

Системный драйвер 1. Отставание образовательных стандартов от научно-технического прогресса

Научно-техническое развитие ускоряет введение инноваций и создает новые возможности, но увеличивает разрыв между «победителями» и «проигравшими», как на уровне стран, так и на уровне граждан. В системе образования по всему миру нарастает «неравенство образовательных возможностей» для обучающихся.

Часть направлений подготовки старшей школы станет неактуальной, а образовательные стандарты в отношении основной школы, ориентированные на предметное содержание, будут устаревать еще до их принятия, как и нормативные регулирующие акты.

Эффект отчасти может быть скомпенсирован высокопроизводительными виртуальными средствами общения, цифровыми учебными средами, предполагающими активную коммуникацию и обратную связь от участников.

Стремительное обновление информации лишает смысла «зазубривание» дат, терминов и определений, упакованных в классическую школьную программу. С другой стороны, лавинообразное нарастание объемов информации и ее изменения приводят к «компенсаторным», замещающим формам поведения людей, оказавшихся неспособными к ее переработке за ограниченные промежутки времени. Все новое для них будет оборачиваться стрессом – независимо от возраста человека. Уже сейчас формируется тенденция упрощения и «примитивизации», отказа от сложных форм образовательной, воспитательной, культурной и общей интеллектуальной активности, происходит, например, замена чтения книг видеоиграми и просмотром сериалов.

Несогласованность стандартов ФГОС с содержанием образовательных программ, практикой их реализации, требованиями экономики и общества: ФГОС пока направлены фактически исключительно на выработку узкопредметных знаний. Умение работать в команде, рационально распоряжаться временем, искать нужную информацию в потоке данных и т.п. – это те качества, которые особенно востребованы в современном обществе. Действующие ФГОС номинально их заявляют, но работники системы образования далеко не всегда знают, как эти компетенции формировать, и зачастую сами ими не владеют.

Системный драйвер 2. Социальная борьба в школе

По экономическим причинам возрастет напряженность внутри различных социальных слоев. Появится больше условий для развития экстремизма. Религиозное влияние будет возрастать, равно как и возможности деструктивных тоталитарных культов. Система образования как базовый социальный институт не сможет избежать данных проблем: будут дальнейшие попытки проникновения радикальных идей в школу, количество инцидентов социальной стигматизации, буллинга будет только возрастать.

Системный драйвер 3. Эпидемия ложной грамотности

Практикуемых с подачи «интернет-экспертов» во многих семьях отказ от прививок в отношении обучающихся создаст угрозы массовых эпидемий. При принятии важных решений люди предпочтут руководствоваться не проверенной, но красиво поданной информацией. И будут требовать такого же от школы. Аналогичный подход будет практиковаться в случае с другими социальными, психическими и физиологическими вопросами. Мнение «интернет-эксперта» будет доминировать в силу большей массовости и более эффектного представления над мнением эксперта-педагога.

Системный драйвер 4. Дезадаптация педагогических кадров

В ситуации с нарастающей скоростью технологических, социальных и иных инноваций обнаруживается предел возможностей для адаптации к этим изменениям у части педагогического сообщества. Подготовка педагогов пока во многих случаях развернута в прошлое, а не ориентирована на будущее.

Критически важным становится наличие в системе образования кадров с новыми компетенциями и с высокой мотивацией. В западных и азиатских странах от Финляндии до Сингапура государством реализуются программы по привлечению в систему образования наиболее способных молодых людей.

Системный драйвер 5. «Непрестижность» педагогической профессии

Педагоги, их мотивация и компетенции являются ключевыми факторами, определяющими качество образования. В российской образовательной политике внимание государства к проблеме кадрового потенциала было обращено с опоздани­ем, уступив в приоритетности вопросам финансирования, управления и материально-технического оснащения. Отсутствует уважительное отношение к самой профессии педагога, отсутствуют позитивные социальные модели, культурные образцы (в первую очередь – в массовой культуре, на экране кино и телевидения), связанные с педагогической деятельностью.

Системный драйвер 6. Низкая функциональная грамотность обучающихся

В России достаточно велика (по сравнению с лидирующими странами исследования PISA) доля обучающихся, не способных освоить даже на базовом уровне чтение, математику и естественные науки. В 5-9-ых классах не поддерживаются и не закрепляются те высокие результаты, которые были достигнуты в начальной школе. Большая прослойка функционально неграмотных обучающихся предполагает в недалеком будущем массовое распространение феномена «образовательной неуспешности».

Россия до недавнего времени на могла подняться на высокие места в международном исследовании PISA (функциональная неграмотность выпускников школ оценивается в пределах до 25%). Причем 8% 15-летних школьников не достигли минимального уровня грамотности по всем трем предметным областям. Эти учащиеся находятся в зоне риска социальной дезадаптации.

Системный драйвер 7. Низкая мотивация обучающихся

Индустриальная школа-конвейер не нацелена на создание устойчивой мотивации каждого ребенка к развитию. Основной целью обучения на сегодня остается соответствие внешним шаблонам, освоение предметных знаний, выполнение формально-плановых показателей.

С учетом появления внешних раздражителей (смартфоны, искусственная и дополненная реальность, игры, социальные сети и др.) резко падает способность к концентрации внимания и мотивация к изучению материала.

Системный драйвер 8. Эмоциональное выгорание и закритическая нагрузка

На учителей возложена ответственность за достижения и поведение обучающихся, хотя на них оказывает влияние много иных, неподконтрольных школе факторов. В сочетании с распространением проверочных и отчётных мероприятий, необходимости заполнения новых форм и бланков отчетности, усилились проявления стресса.

Системный драйвер 9. Неравенство в заработной плате

Сохраняется высокий уровень межрегиональной дифференциации заработной платы педагогических работников. Следствие – «миграция» наиболее амбициозных и эффективных кадров в центральные регионы.

Системный драйвер 10. Отставание педагогического образования от сферы самого образования

Скорость модернизации профессионального педагогического образования пока существенно отстает от скорости модернизации самой системы образования. Требуется существенный «апгрейд» преподавателя и не только в сфере цифровых компетенций. Учитель — это не только профессионал, знающий свой предмет «от и до», но и наставник, способный привить нравственные ценности и принципы поведения в обществе. Учитель должен организовывать в классе коллективную деятельность и быть лидером перемен, привносящим изменения и новации. Сейчас же он, как правило, лишен возможностей обмениваться опытом со своими коллегами, присутствовать на их уроках и обсуждать эти уроки, чтобы получать рефлексию. В образовательных организациях воспроизводится авторитарный стиль управления.

Перспективные системные драйверы

Помимо негативной составляющей в воздействии на систему образования научно-технический прогресс и изменения в системе экономики мира и отдельных стран несут в себе важные преимущества для российского образования.

Перспективный системный драйвер 1. Приоритет творческой, проектной деятельности в образовании

Повсеместное распространение технологий автоматизации. Люди будут должны заниматься такой работой, которую автоматика выполнять не сможет. Значительная часть этой работы станет творческой – как следствие, способность к художественному творчеству будет становиться массовым явлением. Люди меньше будут работать с механизмами и больше – с другими людьми. Почти каждый из работников обладает, как минимум, простейшими навыками программирования. Работник системы образования - представитель творческой составляющей общества, однако навыки программирования (на уровне сбора информации и персонализации учебной программы, отдельных учебных модулей) ему будут нужны.

Перспективный системный драйвер 2. Удаленная, сетевая деятельность в образовании

Размывается понятие локального рабочего места, руководитель в будущем должен обладать навыками работы с удаленными, распределенными командами. Развитие локальных систем производства (прежде всего 3D печати, дистанционно-управляемых роботов и симуляторов) сворачивает сложные производственные цепочки до настольных устройств и приближает их к конечному пользователю. Следовательно, так же возрастают возможности для проведения дистанционных уроков и образовательных мероприятий, повышения квалификации.

Перспективный системный драйвер 3. Повышение роли индивидуальности и креативности в образовании

Инновационная экономика требует не только высокой технологической компетенции. Она не только предоставляет возможности единых массовых технологических решений для населения, но и создает условия для индивидуализированного потребления, для создания уникальных продуктов. Такая экономика требует, как повышения ценности индивидуальности, так и высокой креативности.

Перспективный системный драйвер 4. Потребность в новых технологиях управления в образовании

Управление образовательными системами на основе «больших данных» и при помощи «машинного обучения» позволит делать точные и объективные выводы по текущему состоянию всей системы образования и осуществлять адресный анализ ситуации вплоть до уровня отдельной образовательной организации, класса и даже одного обучающегося. Точность прогнозов и оценок существенно повысится, появится база для долгосрочного планирования деятельности. Повысится эффективность и скорость принятия управленческих решений.

Перспективный системный драйвер 5. Потребность в новых технологиях оценки качества образования

В оценке качества образования будет доминировать «посткомпетентностный подход» - оценка уровня сформированной абстрактных компетенций уйдет в прошлое в силу чрезвычайно высокой скорости изменений в экономике и технике – образовательная система будет не в состоянии успевать достаточно быстро реагировать на изменения в отрыве от производства.

Перспективный системный драйвер 6. Индивидуализация образования

Формирование индивидуальных траекторий обучения под запросы заказчиков. Во-первых, растет число осознанных студентов (автодидактов), которые сами в состоянии сформулировать свои цели обучения и необходимый набор компетенций. Во-вторых, растет спрос со стороны работодателей на специалистов, обладающих определенным и подтвержденным набором компетенций. В-третьих, «внесистемные» игроки уже сейчас предлагают индивидуализированные образовательные продукты, отвечающие запросам обучающихся и работодателей.

Перспективный системный драйвер 7. Прагматизация образования

Ориентация образовательных учреждений на запросы экономики и общества, формирование образовательных программ на основе актуальных запросов работодателя, развитие практик ориентированных исследований. В «новом» образовании становится всё более важно получать образование из первых рук, как непосредственную передачу практического опыта, это влечет за собой необходимость обеспечить работу обучающихся в командах над реальными проектами.

Перспективный системный драйвер 8. Обучение на основе деятельности

Обучающимся предлагается внести свой вклад в учебный процесс путем участия в различных мероприятиях, например, выступая на форумах, принимая участие в спортивных или тематических викторинах, или разыгрывая судебное разбирательство в юридических классах. Для того чтобы процесс обучения сделать продуктивным используются ролевые игры, тематические исследования, проекты, презентации и некоторые другие подобные инструменты.

Перспективный системный драйвер 9. Создание образовательных программ роботом и сближение виртуальной и обыденной реальности в образовании

Использование искусственного интеллекта и машинного обучения в реализации образовательных программ и для построения индивидуальной образовательной траектории обучения и формирования обратной связи, в части подбора заданий мотивирующего и развивающего уровня.

Трансформация цифровой образовательной среды - больше связей с реальностью (дополненной реальностью) и одновременно возможность создавать и моделировать объекты, не наблюдаемые физически невооружённым глазом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: