Критерии успешности адаптации




Адаптация обучающихся к лицею

Поступление в лицей вносит перемены в жизнь ребят. Лицей с первых дней ставит перед обучающимся целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к обучению и обучающийся привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Структура адаптации

Адаптация – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к преподавателям и их требованиям, к одноклассникам). Эти составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья обучающегося, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться лицейским правилам.

Стадии процесса адаптации

Процесс адаптации к лицею можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности:

1. Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

2. Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.

3. Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Уровни (формы) адаптации

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую:

1. Первая группа обучающихся адаптируется к лицею в течение первых двух месяцев обучения. Эти обучающиеся относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в лицее, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования преподавателя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с одноклассниками, либо в отношениях с преподавателем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение к новым требованиям, и к новому режиму. Это легкая форма адаптации.

2. Вторая группа обучающихся имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям лицея затягивается: обучающиеся не могут принять ситуацию обучения, общения с преподавателями, одноклассниками. Как правило, эти обучающиеся испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих обучающихся становятся адекватными лицейским требованиям. Это форма адаптации средней тяжести.

3. Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с педагогом создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Если вовремя не разобраться в причинах поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, поведение, не соответствующее норме – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на обучающегося и совместно с классным руководителем, педагогом-психологом, администрацией лицее разобраться в причинах трудности адаптации, создать оптимальные условия для дальнейшего обучения лицеиста.

Критерии успешности адаптации

· Эффективность учебной деятельности: успешность выполнения предметных заданий; степень усилий, необходимых обучающемуся для выполнения предметных заданий.

· Усвоение лицейских норм поведения: адекватность поведения, соответствие поведения обучающегося предъявляемым требованиям.

· Успешность социальных контактов: взаимоотношения с педагогами и одноклассниками.

· Эмоциональное благополучие: отношение обучающегося к лицею, настроение, с которым лицеист идет в лицей.

Наиболее важным показателем удовлетворенности обучающегося пребыванием в лицее выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение лицейских норм поведения, на успешность социальных контактов.

Факторы адаптации

1. Особенности эмоционального и личностного развития, обусловленные семейным воспитанием, опытом общения со сверстниками;

2. Психофизиологические характеристики;

3. Уровень интеллектуального развития.

Дезадаптация обычно возникает в связи с неуспешностью обучения, нарушениями норм и правил, конфликтами с педагогами и одноклассниками. Иногда дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине обучающегося, проявляясь либо в субъективных переживаниях лицеиста, либо в форме социальных проявлений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: