По теме «Виды и уровни общения» 2 часа.




Лекция №3

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. 1. По содержанию оно может быть: 1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) 1.2 Когнитивное (обмен знаниями) 1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) 1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) 1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками) 2. По целям общение делиться на: 1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма) 2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида) 3. По средствам общение может быть: 3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.) 3.2. Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий) 3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) 3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Выделяют следующие виды общения:

  1. "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.
  2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
  3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  4. Ритуальное (социально-ролевое) общение Социальный ритуал — это исторически сложившаяся фор­ма не инстинктивного, предсказуемого упорядоченного символи­ческого поведения. В нем способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяс­нению. Ритуалы обеспечивают:

• четко обозначенную последовательность действий;

• прогнозируемость социальных событий;

• создание условий для выживания и безопасности;

• психотерапевтическую компенсацию, которая заключается в осуществлении общения, объединения людей, преодоление одиночества, тревожности, разлада с собой, обособленности. Таким образом, мир человека упрощается и упорядочива­ется.

Отклонение участников общения от правил поведения кара­ется жесткими санкциями.

Церемония — более детализированная последовательность действий, включающая некоторое число ритуалов.

Этикет в отличие от социального ритуала, не связан с ве­рой в глубинный ценностный смысл совершаемых действий.

Обычай обладает утилитарно-практическими чертами, кото­рых нет в ритуале.

Межличностный ритуал — это обмен принятыми в обще­стве фразами, жестами, уместными в данной ситуации. Такое общение, осуществляемое ради самого процесса поддержания контактов, называют «фактическим» (глупое, бессодержатель­ное). Употребление стилевых оборотов, жестов, характерных для данной группы, свидетельствует о желании человека показать свою причастность к этой группе.

Еще одна функция ритуалов — обозначение границ взаимо­действия. Например, приветствия и прощания — знаки начала и завершения встречи, указание на то, какой сценарий общения должен быть запущен.

Выполнение ритуальных элементов становится знаком ста­бильности социальных отношений — «все идет как прежде, зна­чит все в порядке». С другой стороны, происходит личностная и групповая идентификация — «со мной здороваются, со мной разговаривают, значит, я нужен, я свой».
Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Деловое общение- это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными и этическими принципами.

Деловое общение реализуется в различных формах:

· Деловая беседа;

· Деловые переговоры;

· Деловые совещания;

· Публичные выступления;

Деловая беседа.

Деловая беседа отличается от простого разговора тем, что, в конечном счете, она преследует практические результа­ты в виде решений каких то проблем — служебных или личных или получения деловой информации. Деловую беседу отлича­ет наличие конкретных целей, как правило, заранее сформули­рованных. Бывает и так, что из данного неделового общения можно извлечь практическую пользу, и беседа может принять деловой характер.

Чаще всего к деловой беседе готовятся, продумывая ее цель, договариваясь о встрече, подбирая необходимую инфор­мацию.

Техника постановки вопросов. Задавая вопросы, вы луч­ше контролируете ситуацию. Различают вопросы «закрытые» и «открытые».

Первые требуют односложного короткого ответа: «Вы при­ехали сегодня?» — «Да». «Вы первый раз в нашем офисе?» — «Нет». Ставя такие вопросы, трудно развивать беседу и застав­лять человека раскрываться.

Вторые требуют развернутого ответа. Когда вы задаете от­крытые вопросы, собеседник расслабляется, чувствуя к себе искренний интерес, и может раскрыться наиболее полно.
Отношение людей к вам в значительной степени зависит от вашего умения задавать заготовленные вопросы об их любимом предмете и о них самих.
Деловые переговоры

Деловые переговоры могут классифицироваться как офици­альные и неофициальные; организационные, политические, меж­дународные, коммерческие и пр.
Официальные переговоры характеризуются тем, что по их заключении подписываются определенные документы, фиксиру­ющие их результаты, и которые имеют юридическую силу.

Неофициальные переговоры проводят с целью обсуждения проблем, получения информации, достижения предваритель­ных договоренностей, например, подписание договора о наме­рениях.

  1. Диалогическое общение представляет собой альтерна­тиву монологическому общению. Здесь доминирует установка на собеседника. Такое общение должно происходить по следующим правилам.

1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное состояние.

2. Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и решение.

4. Содержанием общения должны быть не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы.

5. Персонизация общения — разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты.
Итак, путь познания глубины человеческой души — это диалог.

  1. Духовное, межличностное общение- это когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, человек поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
  2. Императивное общение — авторитарная форма воздей­ствия на партнера с целью достижения контроля над его пове­дением и внутренними установками. Партнер по общению рас­сматривается как объект воздействия и выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения —, принуждение партнера — не завуа­лирована. В качестве средств влияния используются приказ, ука­зания, предписания и требования.
  3. Манипулятивное общение — это воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императивное общение, манипуляция ставит целью добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Техники манипулятивного общения могут включать использование общечеловеческих потребностей — как физиологических, так и духовных. Как правило, манипулируют чувством страха потерять какие-то блага, или претерпеть стра­дания, или просто страхом перед физическим или душевным дискомфортом. Однако эффективно и воздействие «пряником».
    Наиболее распространенные способы — лесть, подарки и обе­щания выгод и благ.

Императивную и манипулятивную формы общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рас­сматривая другого как объект воздействия, по сути дела обща­ется сам с собой, оставаясь со своими целями и задачами. Он не видит интересов собеседника, игнорирует его. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, до­верительных связей между людьми.
Приведем некоторые известные приемы манипулятивно­го поведения.

• Подчеркивание промахов и недостатков других, издевки над человеком и возвышение себя.

• Манипулятор всегда считает правым себя и склонен присваи­вать ваши идеи, находки, убедительные аргументы.

• Манипулятор не видит достоинства других, но очень точно и зло распознает недостатки.

• Он не допускает наличия у других высоких мотивов поведения, хотя себя склонен считать нравственным человеком.

• Добрым и щедрым манипулятор проявляет себя только по отношению к очень узкому кругу самых близких людей.

• В деловой беседе манипулятор прибегает к таким Приемам, как обобщение и преувеличение («что будет, если все сделают так?»), анекдот, чтобы высмеять говорящего или предмет разговора. Или использует авторитет, дискредитирует собеседника, переходя на личности. Или запутывает партнера, вы­рывает слова из контекста.

Противостоять манипуляции легче всего можно, приняв позицию открытости. Используется и прием «пропускание мимо ушей», ирония.
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Уровни общения

Общение может происходить на различных уровнях: 1. Манипулятивный уровень, заключаеться в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера. 2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент). 3. Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной

личности.

1. Макроуровень — массовые контакты незнакомых людей в достаточно больших группах — в толпе, на митингах и ше­ствиях, на региональном, национальном уровне вплоть до об­щечеловеческого социума. Сюда же входят коммуникации через различные виды массовой информации.

2. На мезоуровне происходит общение, например, в учебных и Трудовых коллективах между подразделениями.

3. Микроуровень — общение межличностное, подразумеваю­щее известную психологическую близость партнеров.

Следует учитывать, что психология группы отличается от психологии индивидуума. На этом основан так называемый фе­номен общественного сознания. Человек в толпе ведет себя совсем не так, как вне группы.

В отечественной социальной психологии выделяют три раз­личных по своей ориентации типа межличностного общения.

Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения.

Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

Приложение.

Кодекс делового общения:

1) принцип кооперативности – "твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора";

2) принцип достаточности информации – "говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент";

3) принцип качества информации – "не ври";

4) принцип целесообразности – "не отклоняйся от темы, сумей найти решение";

5) "выражай мысль ясно и убедительно для собеседника";

6) "умей слушать и понять нужную мысль";

7) "умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела".

Список использованной литературы: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.2. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.3. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М.,Просвещение, 1994.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: