Cведения об авторе музыки




Хора И.Ф.Стравинского

«Подблюдные песни»

 

Содержание:

 

1.Историко-стилистический анализ

1.1. Cведения об авторе музыки и ……….……………………………3

1.2. Анализ поэтического текста………………………………………6

1.3. Сведения об изучаемом произведении…………………………...9

2.Музыкально-теоретический анализ

2.1.Форма произведения ………………………………………………10

2.2.Анализ мелодии ……………………………………………………12

2.3.Анализ метроритмических особенностей, темп………………….13

2.4.Ладотональный план ………………………………………………14

2.5.Анализ гармонического языка, фактура …………………………17

3.Вокально-хоровой анализ

3.1.Тип и вид хора, диапазон хоровых партий……………………...19

3.2.Тесситурные условия ……………………………………………..20

3.3.Звукообразование …………………………………………………20

3.4.Звуковедение ……………………………………………………...21

3.5.Дыхание…………………………………………………………….22

3.6.Дикция ……………………………………………………………..23

3.7.Строй ………………………………………………………………24

4. Исполнительский анализ ……………………………………………..26

Заключение…………………………………………………………………...29

Литература……………………………………………………………………30

 

Историко-стилистический анализ

Cведения об авторе музыки

Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) — русский композитор и дирижер. Сын известного певца Ф. И. Стравинского. В 1900–1905 занимался на юридическом факультете Петербургского университета. С детских лет учился игре на фортепиано у А. П. Снетковой и Л. А. Кашперовой. В 1903–1905 брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом. Многие годы был дружен с С. П. Дягилевым. В «Русских сезонах» в Париже прошли премьеры балетов Стравинского «Жар-птица»(1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), принёсшие композитору мировую славу. Вёл широкую концертную деятельность (дирижировал преимущественно собственными сочинениями, выступал и как пианист).

Игорь Федорович Стравинский вышел из школы Римского-Корсакова, впитал традиции русской классики — Глинки, «Могучей кучки», Чайковского, был взращен эпохой общественного подъема и культурного расцвета России в 900-е годы. Один из самых ярких представителей русской музыки предреволюционного десятилетия, Стравинский после его отъезда из России стал общепризнанным лидером зарубежной музыки и в значительной мере определял — по крайней мере, от « Весны священной» (1913) до Requiem Canticles (1966) — музыкальный процесс XX века.

Творческий путь Стравинского пролегал в мире, который потрясали Октябрьская революция, Первая и Вторая мировые войны. Композитор жил, по его признанию, con tempo (со временем). Его музыка отразила как бури и противоречия века, так и мечту о гармонии, эстетическом порядке.

После шестидесяти лет активной творческой работы И.Стра­винский оставил колоссальное творческое наследие, а его эволюция отличалась необычайной сложностью. Внешняя многоликость его композиторской манеры давала, казалось бы, повод для упреков в изменчивости творческого облика, в своеобразном «протеизме», но за этой изменчивостью нельзя не почувствовать внутреннего единства стиля и его русской сущности как постоянной доминанты.

Особая тема — Стравинский и мировая музыка. Его воздей­ствие испытали представители разных му­зыкальных культур: венгр Барток, чех Мартину, испанец де Фалья, мексиканец Чавес, бразилец Вила-Лобос, компози­торы Франции — Онеггер, Мийо, Пуленк, Мессиан, Булез, немцы Хиндемит и Орф, итальянцы Казелла и Малипьеро, музыканты США, Англии. Все они учились у Стравинского обращению с фольклором, ритмической технике и технике остинато, политональным и полиладовым сочетаниям, оркест­ровому и ансамблевому письму.

У Стравинского восприняли немало и отечественные компо­зиторы — Шостакович, Прокофьев, Щедрин, Слонимский, Шнитке, Гаврилин, Пригожин. Без завоеваний Стравинского, свободно оперировавшего стилями разных эпох, немыслима современная техника полистилистики, к которой обращаются Берио и Шнитке, Щедрин и Пендерецкий.

Стравинский — и в пору «Русских сезонов» Дягилева, и позднее — активно способствовал мировому распространению и росту престижа русской музыки.

В первой трети ХХ века в музыкальной среде распространилось такое явление, как неофольклоризм, в котором фольклор цитировался и развивался с помощью технико-стилевых приёмов современной музыки. Неофольклоризм развивался параллельно с неоклассицизмом и был противоположностью так называемому ортодоксальному фольклоризму, заложенному членами «Могучей кучки». Среди первых и одним из наиболее ярких представителей неофольклоризма в России был Игорь Федорович Стравинский.

В работе Стравинского с фольклорным материалом наблюдается две тенденции: с одной стороны, это обращение к народнопесенным текстам и сочинение авторской музыки на их основе, с другой стороны — использование народных мелодий или наигрышей. Среди сочинений композитора на русские народные тексты особенно известны «Три истории для детей» для голоса и фортепиано; Три песенки (из воспоминаний юношеских годов) для меццо-сопрано и фортепиано; «Прибаутки», шуточные песни для голоса и инструментального ансамбля; «Кошачьи колыбельные песни», вокальная сюита для контральто и трех кларнетов; «Подблюдные», четыре русские крестьянские песни для женского вокального ансамбля без сопровождения; Четыре русские песни для голоса и фортепиано.

Особняком стоит авторская обработка Стравинского бурлацкой русской народной песни «Эй, ухнем», которая многим известна по аудиозаписи московских концертов композитора, осуществленной во время его пребывания в России в 1962 году.

Из более поздних сочинений Стравинского, в которых обращение к русской теме не менее значимо, можно выделить «Историю солдата», «Сказку о беглом солдате и черте», читаемую, играемую и танцуемую; бесспорный шедевр композитора – «Свадебку», русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты; и «Скерцо а la russe» для симфо-джазового оркестра.

 

 

Анализ текста

 

 

Цикл из четырех подблюдных крестьянских песен написан в так называемый русский период творчества И. Стравинского, когда композитор обращался преимущественно к народным текстам, сюжетам и средствам музыкальной выразительности, основанным на интонациях архаичной песенности. Композитор писал, что в текстах данных песен его привлекли именно музыкально-ритмические качества. Песни сочинялись в период с 1914-го по 1917 год, параллельно с сочинением таких произведений, как «Прибаутки» и «Свадебка».

Хоровой цикл написан на народный текст, взятый из сборника А. Афанасьева. Собственно текст представляет собой слова святочного гадания – которое называется «гадание под блюдо». Девушки гадают на суженного. В большое блюдо собираются девичьи украшения - кольца, серьги, гребешки и так далее. Потом под песню вынимаются наугад по одному под каждый куплет. Чье кольцо под этот куплет вынется, тому и сбудется это гадание. В фольклорной традиции подблюдные песни часто встречаются с припевом "Славно!" или "Слава!". Этот припев отделяет одно гадание от другого.

Подблюдные песни – это вербально-музыкальная составляющая подблюдных гаданий. В небольших по размеру (от одной до десяти строк) подблюдных песнях в сжатой иносказательной форме представлялась та или иная судьба, предназначенная для каждого из участников гадания.
Темы подблюдных песен предусматривают всевозможные ситуации, которые могут возникнуть в жизни крестьянина: удача и несчастье, богатство и бедность, свадьба и безбрачие, разлука, отъезд из дома, болезнь, солдатчина, вдовство, смерть. Структура подблюдных песен двухчастная. Первая часть, представляющая собой обозначение судьбы в иносказательной форме,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: