ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АНАЛИЗ ИГР 7 глава




Тезис. Возможен маневр, ритуал или игра. В каждом варианте психология преимущественно женская. Из-за своей драматичной природы, игра НКП лежит в основе мировой литературы, и хорошей, и плохой.

  1. Маневр. Это наиболее романтичный образец. Женщина сталкивает двух мужчин или бросает им вызов, предлагая соперничать. Подразумевается или на самом деле дается обещание принадлежать победителю. После окончания состязания женщина выполняет свое обещание. Это честная транзакция, и предполагается, что женщина и ее избранник счастливо живут до самой смерти.
  2. Ритуал. Этот образец тяготеет к трагедии. Обычай требует, чтобы двое мужчин сражались за женщину, даже если она не хочет ни одного из них или даже если она уже сделала свой выбор. Если побеждает не тот, кого она выбрала, она тем не менее должна принадлежать ему. В этом случае не женщина, а общество играет в НКП. Если женщина согласна, транзакция честная. Если женщина действует по принуждению или разочарована исходом, она может попробовать разыграть такую игру, как "Надуем Джо".
  3. Игра. Это комический образец. Женщина объявляет начало состязания и, пока двое мужчин сражаются, сама убегает с третьим. Внутреннее и внешнее психологические преимущества для нее и ее напарника в том, что честная игра для слабаков, и комическая история, которую они пережили, составляет основу для внутреннего и внешнего социальных преимуществ.

2. "ИЗВРАЩЕНИЕ"

Тезис. Гетеросексуальные извращения, такие как фетишизм, садизм и мазохизм, являются симптомами тревожного Ребенка и должны подвергаться соответствующему обращению. Однако их транзакционный аспект, проявляющийся в действительной сексуальной ситуации, может рассматриваться с помощью методов анализа игр. Это ведет к социальному контролю. Так что если даже извращенные половые импульсы остаются неизменными, они нейтрализуются участием разума.

Люди, страдающие от легких садистских и мазохистских извращений, обычно занимают примитивную позицию стремления к душевному здоровью. Они ощущают в себе сильный сексуальный потенциал и чувствуют, что длительное воздержание приводит к серьезным последствиям для них. Ни одно из этих предположений не является обязательно истинным, но они образуют основу для игры "Деревянная нога" с ее мольбой: "Чего вы хотите от такого сексуального человека, как я?"

Антитезис. Проявлять обычную вежливость к себе и к партнеру, то есть воздерживаться от словесного и физического бичевания и удовлетворяться более обычными формами полового сношения. Если Уайт – подлинный извращенец, это обнажит второй элемент игры, который часто отчетливо проявляется в его снах: само по себе сношение мало его интересует, а истинное удовлетворение приносит унижающая предварительная игра. Он может даже сам себе не сознаваться в этом. Но теперь становится ясно, что суть его жалобы такова: "После всего этого напряжения мне еще нужно вступать с тобой в сношение!" Этот этап благоприятен для специальной психотерапии, которая способна ликвидировать или прояснить многое ускользающее от сознания. Все сказанное применимо к так называемым обычным "сексуальным психопатам", но не к шизофреникам или преступным извращенцам; не применимо это и к тем, кто ограничивает свою половую деятельность воображением.

Во многих странах игра "Гомосексуализм" тщательно разработана и превратилась в субкультуру, точно так же как в других она стала ритуалом. Многие случаи половой неспособности, связанной с гомосексуализмом, возникают именно из-за превращения гомосексуализма в игру. Провокационное поведение, характерное для таких игр, как "Полицейские и воры", "Почему со мной всегда так?", "Таково общество, в котором мы живем", "Все великие люди были..." и т.д., часто поддается социальному контролю, который сокращает преимущества от этих игр до минимума. "Профессиональный гомосексуалист" тратит массу времени и энергии, которые можно было бы потратить на что-нибудь другое. Анализ игр может помочь ему наладить жизнь и предоставит возможность наслаждаться возможностями, предлагаемыми буржуазным обществом, вместо того чтобы разыгрывать собственный вариант игры "Какой ужас!".

3. "НАСИЛУЮТ!"

Тезис. В эту игру играют мужчина и женщина, и ее, по крайней мере в более мягкой форме, можно было бы назвать "Катись отсюда!" или "Негодование". В нее можно играть с разной степенью интенсивности.

  1. "Насилуют!" первой степени, или "Катись отсюда"" игра популярна на вечеринках и представляет собой легкий флирт. Женщина (Уайт) демонстрирует, что она свободна и получает удовольствие от ухаживания мужчины. Как только он проявляет свое небезразличное отношение, игра закончена. Если женщина вежлива, она откровенно говорит: "Я ценю ваши комплименты и очень вам признательна", а затем переходит к следующему объекту. Если же она менее щедра, может просто оставить мужчину. Искусный игрок может на большом приеме продолжать такую игру очень долго, переходя от одной группы к другой, так что мужчине приходится пускаться на сложные маневры, чтобы следовать за ней не слишком очевидно и навязчиво.
  2. "Насилуют!" второй степени, или "Негодование". Уайт получает лишь побочное удовлетворение от ухаживаний Блэка. Главное удовлетворение она получает, отвергая его, так что в разговорном языке эта игра известна также под названием "Отвяжись, нахал!". Уайт компрометирует Блэка гораздо сильнее, чем при легком флирте игры первой степени, и наслаждается его замешательством, когда отвергает его. Блэк, конечно, не так беспомощен, как кажется, и ему пришлось затратить значительные усилия, чтобы попасть в подобную ситуацию. Обычно он сам играет в мягкий вариант "Ударь меня".
  3. "Насилуют!" третьей степени. Это суровая игра, которая заканчивается убийством, самоубийством или судебным разбирательством. Здесь Уайт ведет Блэка к компрометирующему физическому контакту и затем заявляет, что он пытался ее изнасиловать или причинил ей невозвратимый ущерб. В наиболее циничном варианте Уайт действительно позволяет ему завершить половой акт, так что может сама получать наслаждение, прежде чем обвинить его. Столкновение может произойти немедленно, как при крике "Насилуют!", либо может оказаться отложенным – самоубийство или убийство после продолжительной любовной связи. Если она захочет выдать происшедшее за изнасилование, ей без труда удастся найти союзников – платных или просто заинтересованных представителей полиции, прессы, адвокатов или родственников. Однако иногда эти посторонние могут цинично предать ее, так что она утрачивает инициативу и становится орудием их игр.

В некоторых играх посторонние исполняют другую функцию. Уайт не хочет играть, но они навязывают ей игру, потому что хотят поиграть в "Ну-ка, подеритесь". Они ставят ее в положение, когда ей приходится для спасения своей репутации кричать о насилии. Особенно часто происходит это с несовершеннолетними девушками; они хотели бы продолжать связь, но, так как она обнаружена и может стать предметом сплетен, им приходится превращать любовную историю в игру "Насилуют!" третьей степени.

В одной хорошо известной истории осмотрительный Иосиф отказался участвовать в игре "Насилуют!", после чего жена Потифара произвела классическое переключение на "Ну-ка, подеритесь": отличный пример того, как заядлый игрок реагирует на антитезис, и показатель опасностей, которые поджидают человека, отказавшегося играть.* Эти две игры соединяются в хорошо известном варианте "Шантаж", в котором женщина соблазняет Блэка, потом поднимает крик, что ее изнасиловали, и в этот момент в игру включается муж и шантажирует Блэка.

* Речь идет об известном эпизоде из Библии. – Прим. пер.

Одна из наиболее тяжелых и острых форм "Насилуют!" третьей степени происходит относительно часто у незнакомых гомосексуалистов, которые за час могут довести ее до убийства. Циничные и преступные варианты этой игры дают обильную пищу сенсационным заголовкам газет.

Детский прототип игры в "Насилуют!" тот же, что у "Фригидной женщины": в нем девочка уговаривает мальчика унизиться или запачкаться, а потом смеется над ним. Классические описания можно найти в романе Сомерсета Моэма "Бремя страстей человеческих", а также, как уже упоминалось, в "Больших надеждах" Чарльза Диккенса. Это игра второй степени. Более жесткая форма, приближающаяся к третьей степени, может разыгрываться в неблагополучных кварталах.

Антитезис. Способность человека избегать участия в этой игре или держать ее под контролем зависит от его способности отличить искреннее проявление чувств от ходов в игре. Если он способен осуществлять контроль, то может получить немалое удовольствие от легкого флирта в варианте "Катись отсюда". С другой стороны, трудно создать антитезис против маневра жены Потифара, разве что успеть скрыться, не оставив адреса. В 1938 году автор познакомился в Алеппо с пожилым Иосифом, который за тридцать два года до этого сбежал из Константинополя, после того как одна из жен султана загнала его в угол во время делового визита в гарем. Ему пришлось бросить свой магазин, однако он прихватил золото и больше никогда не возвращался.

Родственные игры. Мужская версия "Насилуют!" часто встречается в коммерческих ситуациях: "В постели режиссера" (однако женщина так и не получает роли) и "Сядь ко мне на колени" (после чего ее увольняют).

Анализ

Нижеследующий анализ относится к "Насилуют!" третьей степени, потому что элементы этой игры наиболее драматичны.

Цель. Злонамеренная месть.

Роли. Соблазнительница, Волк.

Динамика (третья степень). Зависть к пенису, оральное насилие. "Катись отсюда" – фаллическая игра, тогда как "Негодование" имеет заметный анальный оттенок.

Примеры. 1. Я на тебя пожалуюсь, грязный мальчишка. 2. Обесчещенная женщина.

Социальная парадигма. Взрослый – Взрослый.
Взрослый (мужчина): "Прости, если я зашел дальше, чем ты хотела".
Взрослый (женщина): "Ты применил ко мне насилие и должен заплатить за это".

Психологическая парадигма. Ребенок – Ребенок.
Ребенок (мужчина): "Видишь, как я неотразим".
Ребенок (женщина): "Попался, сукин сын".

Ходы. 1. Женщина: соблазнение; мужчина: контрсоблазнение. 2. Женщина: сдача; мужчина: победа. 3. Женщина: конфронтация; мужчина: крах.

Выгоды. 1. Внутренняя психологическая – выражение ненависти и проекция вины. 2. Внешняя психологическая – возможность избежать эмоциональной половой близости. 3. Внутренняя социальная – "Попался, сукин сын". 4. Внешняя социальная – "Какой ужас!", "Суд", "Ну-ка, подеритесь". 5. Биологическая – сексуальный и гневный обмен. 6. Экзистенциальная – я ни в чем не виноват.

4. "ЧУЛОК"

Тезис. Это игра группы "Насилуют!"" ее основной характеристикой является эксгибиционизм, порожденный истерией. Например, Уайт (женщина), впервые попав в незнакомую компанию, спустя короткое время поднимает ногу, провокационно обнажаясь, и восклицает: "Боже, я порвала чулок". Этот ход рассчитан на то, чтобы сексуально возбудить мужчин и рассердить других женщин. На любые замечания Уайт отвечает заявлениями о своей полной невинности или контробвинениями; отсюда сходство с "Насилуют!". Примечательно отсутствие у Уайт умения адаптироваться к ситуации. Она редко пытается узнать предварительно, с какими людьми имеет дело или как выбрать подходящий момент для своего маневра. Поэтому он оказывается неуместным и угрожает ее отношениям с другими людьми. Несмотря на внешнюю "утонченность", она не понимает, что происходит с ней в жизни, потому что ее суждения о людях слишком циничны. Ее цель – доказать, что все остальные встречные похотливы, ее Ребенок и Родитель (обычно похотливая мать) принуждают ее Взрослого игнорировать и ее собственное провокационное поведение, и тот факт, что большинство окружающих мужчин вовсе не так дурны, как ей хочется думать. Игра имеет тенденцию к саморазрушению.

Вероятно, это фаллический вариант игры, чье содержание зависит от лежащей в ее основе тревожности. "Оральный" вариант могут демонстрировать женщины с более глубокой патологией и хорошо развитой грудью. Такие женщины часто сидят, заложив руки за голову и выставив грудь вперед; они могут привлечь к себе дополнительное внимание, сделав замечание о размерах своей груди или о какой-нибудь патологии, например об операции или опухоли. Некоторые разновидности ерзанья свидетельствуют, вероятно, об анальном варианте. Смысл игры – показать, что женщина сексуально доступна. Эта игра может в символической форме использоваться вдовами, чье горе не слишком искренне.

Антитезис. Наряду с плохой приспособляемостью, такие женщины демонстрируют нетерпимость к антитезису. Если, например, опытная терапевтическая группа игнорирует игру или что-нибудь ей противопоставляет, женщина может больше не прийти. В этой игре следует тщательно разграничивать антитезис и "наказание", поскольку репрессии означали бы победу Уайт. Женщины искуснее мужчин в игре "Античулок"; мужчины же обычно не пытаются прервать игру. Антитезис, следовательно, заключается в том, чтобы предоставить Уайт другим присутствующим женщинам.

5. "СКАНДАЛ"

Тезис. Классическая игра разыгрывается между деспотичным отцом и подростком-дочерью, причем в семье есть сексуально заторможенная мать. Отец возвращается с работы и начинает придираться к дочери, она в ответ грубит. Или игру может начать дочь своим вызывающим поведением, после чего отец начнет к ней придираться. Оба повышают голос, ссора разгорается все сильнее. Исход зависит от того, в чьих руках инициатива. Существуют три возможности: а) отец уходит в спальню и хлопает дверью; б) дочь уходит в спальню и хлопает дверью; в) оба уходят в свои спальни, хлопая дверью. В любом случае окончание игры "Скандал" связано с хлопаньем дверью. "Скандал" дает мучительный, но эффективный способ разрешения половых проблем, возникающих у отца и подрастающей дочери в определенных семьях. Часто они могут жить в одном доме только тогда, когда злятся друг на друга, и хлопанье дверьми для них символизирует обладание отдельными спальнями.

В дурных семьях эта игра может протекать в зловещем и отталкивающем варианте: отец дожидается, пока дочь не уйдет на свидание, а когда она возвращается, тщательно осматривает ее одежду, чтобы проверить, не вступала ли она в сношения. Малейшее подозрение вызывает ужасный скандал, который может закончиться изгнанием дочери из дома среди ночи. В конечном счете природа возьмет свое – если не в этот вечер, так в следующий. И тогда подозрения отца "оправдываются", как он ясно дает понять матери, которая лишь беспомощно наблюдает за скандалом.

В целом, однако, "Скандал" может разыгрываться между любыми двумя людьми, которые стремятся избежать половой близости. Например, это обычная заключительная фаза "Фригидной женщины". В "Скандал" относительно редко играют со своими родственниками подростки-мальчики, так как им легче, чем другим членам семьи, улизнуть из дома. В раннем возрасте братья и сестры могут воздвигнуть прочные барьеры и получать частичное удовлетворение в драках – этот вариант по-разному мотивируется в разном возрасте. В Америке он превратился в полуритуальную форму "Скандала", санкционированную телевидением, педагогическими и педиатрическими авторитетами. В высшем обществе Англии такая игра считается (или считалась) проявлением дурного вкуса, и соответствующую энергию предпочитали растрачивать в регулируемых "Скандалах" на игровых полях.

Антитезис. Игра не так неприятна для отца, как он считает или делает вид, и дочь часто совершает антитезисный ход, поспешно или вынужденно выходя замуж. Если это психологически возможно, антитезисный ход делает мать, смягчая свою относительную или абсолютную фригидность. Игра может прекратиться, если отец найдет сексуальный интерес на стороне, но это чревато другими осложнениями. В случае супружеских пар антитезис тот же, что в играх "Фригидная женщина" или "Фригидный мужчина".

При соответствующих обстоятельствах "Скандал" естественным образом приводит к "Суду".

Глава Десятая

ИГРЫПРЕСТУПНОГО МИРА

В наши дни работники служб социальной помощи все чаще работают совместно с судебными органами и в местах заключения, а сами работники этих учреждений становятся все более образованными. Однако им следует знать о том, какие игры используются в преступном мире, и в тюрьме, и за ее пределами. В этот раздел включены игры "Полицейские и воры" (или "Казаки-разбойники"), "Как отсюда выбраться" и "Надуем Джо".

1. "ПОЛИЦЕЙСКИЕ И ВОРЫ"

Тезис. Поскольку большинство преступников ненавидят полицию, обманывая полицейских, они получают такое же или даже большее удовлетворение, чем от своей добычи. Преступления на уровне Взрослого – это игры, разыгрываемые ради материальной выгоды; но на уровне Ребенка главное – это возбуждение от погони, когда удается ускользнуть от преследователей или обмануть их.

Любопытно отметить, что детским прототипом "Полицейских и воров" служат не полицейские и воры, а игра в прятки, в которой ребенок, которого нашли, испытывает сильную досаду. Это особенно ярко проявляется в игре с маленькими детьми. Если отец слишком легко их находит, игра не доставляет им никакого удовольствия. Но если отец – хороший игрок, он знает, как ему себя вести: он никак не может отыскать сына, пока малыш не подаст ему сигнал, крикнув, выронив что-нибудь или стукнув. Так он вынуждает отца отыскать его, и хотя все равно демонстрирует досаду; однако в этом случае он получает гораздо больше удовольствия из-за продлившегося напряжения. Если отец сдается, мальчик обычно испытывает не торжество, а разочарование. Поскольку удовольствие от того, что он прятался, сохраняется, дело, очевидно, не в этом. Разочаровало ребенка то, что его не нашли. Когда наступает очередь прятаться отцу, он знает, что не должен прятаться слишком искусно, но лишь настолько, насколько это остается забавным; если отец умен, он будет выглядеть раздосадованным, когда его найдут. И вскоре становится очевидным, что главная награда, получаемая в ходе данной игры – это когда тебя находят.

Поэтому прятки – не времяпрепровождение, а настоящая игра. На социальном уровне это состязание умов, которое приносит наибольшее удовлетворение, когда Взрослый каждого игрока делает все возможное; однако на психологическом уровне прятки аналогичны навязанной азартной игре, в которой Взрослый Уайта должен проиграть, чтобы его Ребенок получил свое. Не быть найденным – это, в сущности, антитезис. У детей постарше тот, кто находит спрятавшегося в самом трудном месте, считается плохим игроком, потому что портит игру. Он отстранил Ребенка и превратил игру в процедуру Взрослого. Он не играет ради забавы. Такой игрок относится к тому же классу, что владелец казино или профессиональный преступник: оба они действуют не ради забавы, а ради денег.

Преступники делятся на два отчетливо различающихся типа: те, кто совершает преступления ради выгоды, и те, кто преимущественно играет, – а между ними довольно большая прослойка, которая может смещаться в обе стороны. "Обязательный победитель", тот, кто добывает большие деньги и Ребенок которого на самом деле не хочет быть пойманным, обычно и не попадается; он неприкасаем, тюрьма не для него. С другой стороны, "обязательный неудачник", тот, кто играет в "Полицейских и воров" (ПиВ), редко добивается больших финансовых успехов. Исключения из этого правила скорее происходят за счет удачи, чем мастерства; в конечном счете даже счастливчики кончают так, как требует их Ребенок.

Игроки в ПиВ, которые нас интересуют, во многих отношениях напоминают игроков в "Алкоголика". Они могут сменить роль Грабителя на роль Полицейского и наоборот. В отдельных случаях они могут днем играть роль Родителя-Полицейского, а по вечерам – Ребенка-Грабителя. Во многих Грабителях сидит Полицейский, и во многих Полицейских – Грабитель. Если преступник "исправляется", он может играть роль Спасителя, становясь социальным работником или санитаром; но Спаситель в этой игре гораздо менее важен, чем в "Алкоголике". Первоначально, однако, роль Грабителя – это судьба игрока, и у каждого есть свой modus operandi,* чтобы быть пойманным. Он может осложнить или облегчить эту задачу для Полицейских.

* Способ действия (лат.). – Прим. пер.

Ситуация с азартными игроками очень похожа. На социальном или социологическом уровне "профессиональный" игрок – это человек, главный интерес в жизни которого составляет игра. Но на психологическом уровне профессиональные игроки делятся на два типа. Есть люди, которые всю жизнь проводят в игре, то есть играют с судьбой. У таких людей желание Взрослого выиграть уступает только потребности Ребенка в проигрыше. Другую группу составляют содержатели игорных домов, которые действительно игрой зарабатывают на жизнь, обычно очень неплохую, предоставляя возможность играть другим; сами они не играют, стараются никогда не принимать участия в игре, хотя при определенных обстоятельствах могут играть и извлекать из этого удовлетворение, точно так же как профессиональный преступник иногда может поиграть в "Полицейских и воров".

Это проливает свет на причину того, почему социологические и психологические исследования преступников остаются двусмысленными и малопродуктивными: исследователи имеют дело с двумя типами людей, которых в рамках традиционной теории и практики трудно разграничить. То же самое справедливо и относительно исследований игроков. Транзакционный анализ и анализ игр предлагают решение этих задач. Оба эти вида анализа устраняют двусмысленность и неясность, разграничивая транзакционально, глубже, чем на социальном уровне, "игроков" и "профессионалов".

Теперь перейдем от рассмотрения этих общих принципов к конкретным примерам. Некоторые взломщики выполняют свою работу без единого лишнего движения. Взломщики, играющие в "Полицейских и воров", оставляют свою "визитную карточку" в виде какого-нибудь бессмысленного акта вандализма – например, испражняются на дорогую ткань. Согласно имеющимся отчетам профессиональный грабитель банков делает все возможное, чтобы избежать применения насилия; грабитель банков, играющий в ПиВ, только и ищет предлога, чтобы излить свой гнев. Подобно любому профессионалу, профессиональный преступник хочет выполнить свою работу как можно чище. Игрок в ПиВ вынужден в ходе работы выпускать пар. Преступник-профессионал не примется за работу, пока не обезопасит себя от столкновения с законом; игрок готов "голыми руками" сразиться с представителями закона. По-своему профессионалы хорошо знают о существовании игры в ПиВ. Если член банды проявляет слишком большой интерес к игре, вплоть до того, что подвергает работу опасности, и особенно если начинает проявляться его потребность быть пойманным, остальные примут самые суровые меры, чтобы помешать этому. Возможно, именно потому, что истинные профессионалы не играют в ПиВ, они так редко попадаются и редко изучаются социологически, психологически или психиатрически; то же самое относится и к игрокам. Поэтому большая часть наших знаний о преступниках и шулерах относится к игрокам, а не к профессионалам.

Клептомания (в отличие от поведения профессиональных магазинных воров) свидетельствует о том, как широко распространена игра в ПиВ. Вероятно, большая часть жителей Западного полушария играла в ПиВ по крайней мере в фантазиях, именно это способствует распространению газет. Такие фантазии часто возникают в форме "совершенного убийства", которое является самой жесткой формой игры и заключается в полной победе над полицейскими.

Вариантом ПиВ является игра "Ревизоры и воры", в которую растратчики играют по тем же правилам и с тем же вознаграждением. Контрабандисты играют в "Таможенники и воры" и т.д. Особый интерес представляет криминальный вариант "Суда". Несмотря на все предосторожности, профессионалов изредка арестовывают и предают суду. Для преступника "Суд" – это процедура, которую он выполняет в соответствии с советами своих адвокатов. Для адвокатов, если они "обязательные победители", "Суд" – это игра, в которую они играют с присяжными и цель которой – победа, а не поражение, и большая часть общества считает такую игру конструктивной.

Антитезис. Скорее он относится к ведению квалифицированных криминалистов, а не психиатров. Полиция и судебный аппарат – это не антитезис, но они исполняют свои роли в игре по правилам общества.

Однако следует подчеркнуть одно обстоятельство. Исследователи-криминалисты могут шутить, что некоторые преступники ведут себя так, словно им нравится погоня и перспектива быть пойманными; или они могут прочесть об этом и отвлеченно согласиться. Но они не имеют желания учитывать этот "академический" фактор в своей "серьезной" работе. Во-первых, стандартными методами психологического исследования выделить этот элемент невозможно. Исследователь либо пропустит важнейший момент, используя свои привычные инструменты, либо должен сменить инструменты. До сих пор эти обычные инструменты не дали решения ни одной проблемы криминалистики. Исследователям стоит отказаться от прежних методов и подойти к проблеме по-новому. До тех пор пока ПиВ будет рассматриваться как интересная аномалия, а не самая суть проблемы, криминологи будут продолжать иметь дело с банальностями, доктринами, малозначащими закономерностями и делами, – не относящимися к проблеме.

Анализ

Тезис. Попробуй поймай меня.

Цель. Самоутверждение.

Роли. Вор, Полицейский (Судья).

Динамика. Фаллическое вторжение.

Примеры. 1. Игра в прятки. 2. Преступление.

Социальная парадигма. Родитель – Ребенок.
Ребенок: "Попробуй поймать меня".
Родитель: "Это моя работа".

Психологическая парадигма. Родитель – Ребенок.
Ребенок: "Ты должен меня поймать".
Родитель: "Ага, попался!"

Ходы. 1. У (Уайт) – вызов, Б (Блэк) – негодование. 2. У – укрывается, Б – раздражение. 3. У – провокация, Б – победа.

Выгоды. 1. Внутренняя психологическая – материальная компенсация за старые обиды. 2. Внешняя психологическая – уход от фобии. 3. Внутренняя социальная – "Попробуй поймать меня". 4. Внешняя социальная – "Мне почти удалось скрыться" (времяпрепровождение "Им почти удалось скрыться"). 5. Биологическая – известность. 6. Экзистенциальная – "Мне всегда не везло".

2. "КАК ОТСЮДА ВЫБРАТЬСЯ"

Тезис. История свидетельствует, что выживают те заключенные, время которых организовано при помощи времяпрепровождения или игр. Очевидно, это хорошо известно политической полиции; говорят, ей удается сломать заключенных, просто держа их в бездействии и в состоянии социальной депривации.

Любимая деятельность одиночных заключенных – чтение или писание книг, любимое времяпрепровождение – побег; некоторые из них, увлекавшиеся этим, как Казанова и барон Тренк,* приобрели всемирную известность.

* Авантюристы XVIII века, авторы знаменитых автобиографических книг. – Прим. пер.

Любимая игра – "Как отсюда выбраться" ("Хочу выйти"); в нее можно играть также в больнице. Ее следует отличать от операции с тем же названием, известной как "Хорошее поведение". Заключенный, который на самом деле хочет освободиться, сумеет поладить с администрацией, так что его при первой же возможности выпустят. В наши дни того же можно достичь, играя в "Психиатрию" в терапевтических группах. В игру "Хочу выйти", однако, играют заключенные или пациенты, Ребенок которых на самом деле не хочет выйти. Такие люди симулируют "Хорошее поведение", но в самый решающий момент сами себе подставляют ножку, чтобы избежать освобождения. Таким образом, в "Хорошем поведении" Родитель, Взрослый и Ребенок действуют вместе, чтобы добиться освобождения; в "Хочу выйти" Родитель и Взрослый ведут себя образцово до роковой минуты, когда верх берет Ребенок, который на самом деле боится выйти в полный неожиданностей мир и поэтому все портит. "Хочу выйти" была популярна в конце 30-х годов среди недавно прибывших иммигрантов из Германии, которых нацисты довели до психоза. Состояние их улучшалось, они просили, чтобы их выписали из больницы; но когда приближался день выписки, у. них вновь возникали симптомы психоза.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: