II. Используемые термины, определения, сокращения




Предисловие

Сегодня инклюзия рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы профессионального образования. Право на доступность качественного профессионального образования гарантировано российским законодательством всем обучающимся, независимо от индивидуальных возможностей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей.

Получение профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права инвалидов и лиц с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в сфере образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

В целях обеспечения реализации права на профессиональное образование инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональной образовательной организации (далее - ПОО) с 2016 года при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации создаются базовые профессиональные образовательные организации, деятельность которых заключается в организационном обеспечении инклюзивного профессионального образования и создании специальных условий в ПОО для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ.

На эффективность деятельности Центра инклюзивного образования, созданного в базовой профессиональной образовательной организации, в направлении развития инклюзивного образования и инклюзивной практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей команды педагогов и администрации. Центр инклюзивного образования успешно обеспечивает поддержку инклюзивного профессионального образования, если:

- все обучающиеся, включенные в образовательный процесс инклюзивного образования, показывают положительную динамику в освоении профессиональных образовательных программ, адаптированы и приняты к процессу обучения, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;

- педагоги реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации адаптированных образовательных профессиональных программ, индивидуальных образовательных планов, эффективно взаимодействуют с родителями (законными представителями), специалистами психолого-педагогического сопровождения, активно используют ресурсы Центра инклюзивного образования в своей профессиональной деятельности;

- руководители и администрация образовательных учреждений создают условия для развития и поддержки инклюзивного образования, формирования инклюзивных ценностей учреждения, понимают важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями; эффективно организуют образовательный процесс для реализации инклюзивной образовательной политики, разрабатывают и реализуют систему мониторинга деятельности Центра в направлении инклюзивного образования, владеют информацией о достижениях и успехах обучающихся, а также о работе педагогического коллектива в деле развития инклюзивной практики.

Оценка эффективности деятельности центра инклюзивного образования или иного структурного подразделения, отвечающего за инклюзию, осуществляется на основе мониторинга путем анализа критериев и показателей эффективности. Мониторинг деятельности центра инклюзивного образования или иного структурного подразделения, отвечающего за инклюзию, может проводиться в отношении:

- качества образовательных программ, реализуемых в Центре инклюзивного образования, в том числе и в сетевой форме;

- удовлетворенности обучающихся качеством обучения, полученного в Центре инклюзивного образования;

- удовлетворенности работодателей подготовкой кадров в Центре инклюзивного образования.

Актуальность разработки критериев и показателей эффективности деятельности Центра инклюзивного образования продиктована необходимостью отслеживания обеспечения доступности и качества профессионального образования, насколько имеющиеся данные соответствуют запланированным результатам, а также повышением ответственности руководителей центров, педагогического коллектива, администрации за соблюдением законодательства.


 

I. Общие положения

 

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях определения порядка разработки показателей эффективности деятельности Центра инклюзивного образования БПОО, обеспечивающей поддержку инклюзивного профессионального образования в регионе.

Разработка показателей эффективности деятельности ориентирована на решение следующих задач:

- оценку обеспечения уровня доступности среднего профессионального образования и профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ;

- оценку качества среднего профессионального образования и профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ;

- оценку эффективного использования ресурсов (образовательных, кадровых, научно-методических, информационных, материально-технических и др.);

- оценку повышения удовлетворенности работодателей качеством образовательных услуг для инвалидов и лиц с ОВЗ;

- оценку обеспечения динамики роста объема разработанных, апробированных и внедренных новых адаптированных образовательных программ для инвалидов и лиц с ОВЗ;

- оценку обеспечения внедрения новых инновационных технологий образования, в том числе электронного и дистанционного образования;

- оценку сетевого взаимодействия Центра с общественными организациями инвалидов, предприятиями-заказчиками кадров, другими организациями, участвующими в решении вопросов поддержки и жизнеустройства инвалидов и лиц с ОВЗ.

 

II. Используемые термины, определения, сокращения

 

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Эффективность деятельности – затраты ресурсов, произведенные для получения результата, степень достижения определенных целей обучения, воспитания, развития обучающихся, результативность выбора программ, форм, технологий обучения; это обобщенная характеристика результативности, отражающая степень достижения установленных целей и выполнения поставленных задач;

Критерий эффективности – признак, на основании которого производится оценка. Под критериями эффективности понимаются укрупненные виды деятельности, в рамках которых возможно вынести суждение о достижении Центром инклюзивного образования установленных целей (выполнении поставленной задачи);

Показатель эффективности – количественная характеристика свойств оцениваемого объекта или процесса; определяемая характеристика, по которой можно судить о состоянии чего-либо, наблюдаемый измеритель критерия;

Индикатор – инструмент измерения, дающий возможность конкретизации того или иного показателя. Индикаторы представляют собой количественные параметры показателей, которые могут быть измерены и, как правило, представлены в виде данных статистики;

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения результатов образовательной программы;

Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Адаптационная дисциплина – элемент адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида – разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности;

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся;

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Специальные условия для получения образования – условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ОВЗ;

Практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с бедующей профессиональной деятельностью;

Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков и формирование компетенции, необходимых для определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

Абилимпикс - название конкурсов профессионального мастерства среди лиц с инвалидностью и ОВЗ;

БПОО – базовая профессиональная образовательная организация;

СПО – среднее профессиональное образование;

ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена;

ППО – программа профессионального обучения;

ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОПОП СПО – основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования;

АОПОП – адаптированная основная профессиональная образовательная программа.


 

III. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих
деятельность Центра инклюзивного образования

 

Нормативную правовую основу деятельности Центра инклюзивного образования в части организации работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в Российской Федерации и оценки его эффективности определяет ряд федеральных и региональных нормативных актов, в том числе:

1. Конституция РФ – (Гл. 2);

2. Поручение Президента РФ от 19 марта 2011г. № Пр-634;

3. Поручение Правительства РФ от 26 июля 2011 № АЖ-П8-5284;

4. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

5. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

6. Закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

7. Трудовой кодекс РФ;

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3. Развитие образования), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

9. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07 мая 2012 года № 597 «Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей»;

10. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";

11. Приказ Минтруда России от 23 августа 2013 г. № 380н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования", направленный на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан, в том числе имеющих ограничения жизнедеятельности и инвалидность;

12. План мероприятий на период 2015-2017 годов по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, утвержденный заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Климовым А.А. 31 августа 2015 года № АК-67/05вн;

13. Поручение Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2015 № АК-763/06 «О создании Службы содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений среднего профессионального образования»;

14. Письмо Минобрнауки России от 17марта 2015 №06-262. 06-263,06-264 «Об организации мониторинга трудоустройства инвалидов»;

15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2015 № 1399 «План мероприятий («дорожная карта») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»;

16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598, и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599, обеспечивают реализацию права обучающихся с ОВЗ с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, в том числе на профессиональную ориентацию;

17. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденные Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров ДПО Минобрнауки от 26.12.2013 г. № 06-2412вн. 3.

18. Межведомственный комплексный план на 2016 – 2020 гг. по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве;

19. Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для его получения инвалидами и лицами с ОВЗ на 2016 – 2020 гг.;

20. Межведомственный комплексный план по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016 – 2020 гг.;

21. Межведомственный комплексный план по вопросу формирования эффективной системы реабилитации детей-инвалидов до 2020 г.


 

IV. Порядок разработки показателей эффективности
Центра инклюзивного образования

Показатели эффективности Центра инклюзивного образования могут отражать:

- численность студентов с инвалидностью, обучающихся по программам СПО по очной форме обучения, в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО по очной форме обучения;

- содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам СПО, в том числе по адаптированным образовательным программам;

- кадровое обеспечение Центра в части реализации образовательных программ СПО;

-материально-техническое и информационное обеспечение Центра, реализующего адаптированные образовательные программы СПО для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

- учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц с инвалидностью и ОВЗ и профессиональные достижения выпускников лиц с инвалидностью и ОВЗ;

- трудоустройство (изменение условий профессиональной деятельности) выпускников лиц с инвалидностью и ОВЗ;

- создание безопасных условий при организации образовательного процесса в Центре инклюзивного образования в части реализации образовательных программ СПО.

Показатели эффективности могут быть сгруппированы по критериям (задачам и направлениям деятельности Центра инклюзивного образования). При разработке показателей эффективности Центра инклюзивного образования могут учитываться следующие критерии:

1. Образовательная деятельность.

2. Подготовка кадров для экономики и социальной сферы региона.

3. Социализация инвалидов и лиц с ОВЗ.

4. Материально-техническое и информационное обеспечение инклюзивного образования.

5. Кадровый потенциал.

6. Учебно-методическая и информационная деятельность.

7. Удовлетворенность клиентов.

Рассмотрим более подробно критерии и возможные показатели эффективности Центра инклюзивного образования.

1. Критерий «Образовательная деятельность» складывается из следующих показателей:

- количество студентов синвалидностью и с ОВЗ;

- количество студентов с инвалидностью и с ОВЗ, обучающихся с применением дистанционного обучения;

- количество студентов с инвалидностью и с ОВЗ, освоивших АОПОП и получивших документы установленного образца, в том числе дипломы с отличием;

- количество студентов с инвалидностью и с ОВЗ, отчисленных до окончания обучения;

- количество студентов с инвалидностью и с ОВЗ из других образовательных организаций, прошедших обучение в Центре инклюзивного образования по образовательным программам в сетевой форме обучения;

- количество образовательных программ, реализуемых в Центре инклюзивного образования;

- количество педагогических работников, прошедших стажировку по вопросам получения образования лицами с инвалидностью и ОВЗ на базе Центра инклюзивного образования.

Критерий «Образовательная деятельность» может быть введен для специализированного учета инвалидов и лиц с ОВЗ на этапах их поступления и обучения, для оказания содействия профильным профессиональным образовательным организациям в реализации образовательных программ в виде предоставления ресурсов в рамках сетевого взаимодействия, учета педагогических работников из других ПОО, перенимающих опыт деятельности данного Центра инклюзивного образования. Необходимо вести учет инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся с применением дистанционного обучения. Дистанционное обучение должно обеспечивать возможности коммуникаций между преподавателем и обучающимися. Для повышения эффективности проведения on-line – занятий могут быть предусмотрены вебинары, которые используются для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения, проведения семинаров, выступления с докладами и зашиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.

Этим же критерием можно учитывать разработку и реализацию адаптированных профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Индикатором показателя количества студентов является удельный вес численности студентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидов в общей численности студентов Центра. При расчете учитывается общий контингент обучающихся (К) по всем формам обучения (со сроком обучения не менее десяти месяцев) и обучающиеся из числа лиц с ОВЗ и инвалидов (Кинв) по всем формам обучения (со сроком обучения не менее десяти месяцев).

Формула расчета: Кинв/К*100%. Индикатор количественного показателя образовательных программ или количества педагогических работников, прошедших обучение на базе Центра будет учитывать именно количество программ, групп, педагогических работников и т.п. Показатель рассчитывается в процентах или единицах, который впоследствии целесообразно перевести в баллы.

 

2. Критерий «Подготовка кадров для экономики и социальной сферы региона» складывается из следующих показателей:

- количество студентов с инвалидностью и ОВЗ, получивших повышенную квалификацию (в том числе среднее профессиональное образование углубленной подготовки);

- количество студентов с инвалидностью и ОВЗ, трудоустроившихся после окончания Центра;

- количество проведенных мероприятий по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

Критерий «Подготовка кадров для экономики и социальной сферы региона» может быть введен для отслеживания организации профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ по выбору специальности (профессии), соответствующей их способностям и подготовке, содействия в трудоустройстве выпускников с инвалидностью и ОВЗ, осуществления взаимодействия со службами занятости и предприятиями.

Этот критерий может раскрыть эффективность реализации мероприятий по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ, которые при необходимости могут осуществляться во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и другими организациями. Формами содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ являются презентации и встречи работодателей со студентами с инвалидностью и ОВЗ, обучающимися на предвыпускных и выпускных курсах, индивидуальные консультации выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. Показатели анализируют гарантии социальной поддержки студентов с инвалидностью и ОВЗ в процессе трудоустройства.

Индикаторы данных показателей учитывают удельный вес выпускников с инвалидностью и ОВЗ, получивших повышенную квалификацию (Винв-кв) (в том числе среднее профессиональное образование углубленной подготовки), от общей численности выпускников, которым присваивается квалификация (Вкв), а также трудоустроившихся выпускников (Винв) из числа инвалидов и лиц с ОВЗ по отношению к общей численности трудоустроившихся выпускников (Вт).

Формула расчета: Винв / Вт*100% или Винв-кв / Вкв*100%. После расчета в процентах показатель рекомендуется перевести в баллы.

Показатель по количеству проведенных мероприятий целесообразно рассчитывать в единицах.

3. Критерий «Социализация инвалидов и лиц с ОВЗ» складывается из показателей:

- количество студентов с инвалидностью и ОВЗ, получающих государственную академическую стипендию;

- количество студентов с инвалидностью и ОВЗ, принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, в том числе и в чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», а также ставших призерами и победителями конкурсов.

Одной из основных задач Центра инклюзивного образования является содействие комплексной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидов, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов с целью восстановления их социального статуса и достижения материальной независимости посредством получения образования. Центр инклюзивного образования поддерживает и принимает участие в развитии, организации и проведении конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Конкурсы профессионального мастерства позволяют создать благоприятную среду для самореализации, профессионального становления, развития профессионального и креативного мышления обучающихся, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.

Показатель раскрывает численность студентов с ОВЗ и инвалидностью, участвующих в конкурсах профессионального мастерства, а также раскрывает результаты участия лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Индикаторы данных показателей учитывают удельный вес студентов из числа лиц инвалидов и лиц с ОВЗ, получающих государственную академическую стипендию (Кинв-а) в общей численности студентов, получающих академическую стипендию (Ка). В показателе «Социализация инвалидов и лиц с ОВЗ» можно учитывать тех студентов, которые принимают участие, являются призерами и победителями конкурсов профессионального мастерства различного уровня, в том числе и в чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Можно рекомендовать засчитывать одного обучающегося, принявшего участие последовательно в региональном, федеральном, международном конкурсах как два или три участника соответственно.

Показатель также рассчитывается в процентах и переводится в баллы.

4. Критерий «Материально-техническое и информационное обеспечение инклюзивного образования» складывается из следующих показателей:

- наличие инфраструктуры, обеспечивающей условия пребывания инвалидов и лиц с ОВЗ;

- наличие специальных учебников и учебных пособий;

- наличие специальных технических средств обучения;

- наличие вкладки «Инклюзивное образование» на официальной странице ПОО в сети «Интернет».

Критерий включает в себя комплекс показателей, отражающих возможность беспрепятственного нахождения лиц с ОВЗ и инвалидностью с разными нозологиями наравне со студентами с нормативным развитием.

В критерии «Материально-техническое и информационное обеспечение инклюзивного образования» возможно учитывать:

- доступность прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для обучающихся с инвалидностью по различным нозологиям и ОВЗ;

- наличие специальных мест в аудиториях для лиц с инвалидностью по различным нозологиям и ОВЗ;

- наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений для лиц с инвалидностью по различным нозологиям и ОВЗ;

- наличие системы сигнализации и оповещения для лиц с инвалидностью по различным нозологиям и ОВЗ;

- доступность здания студенческого общежития;

- доступность обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием специальных учебников, учебных пособий, технических средств в соответствии со спецификой заболевания и получаемой специальностью (профессией) среднего профессионального образования;

- оснащение спортивным оборудованием, адаптированным для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов различных нозологий в пределах своей компетенции;

- размещение информации о наличии условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на официальной странице ПОО в сети «Интернет».

Индикаторами данного показателя являются наличие тех условий, которые обеспечивают доступное и качественное получение профессионального образования или профессионального обучения. Показатели отражают организацию учебного процесса в части обеспечения инвалидов и лиц с ОВЗ специальными учебниками и учебными пособиями, специальными техническими средствами в зависимости от нозологии инвалидов и лиц с ОВЗ; насколько инфраструктура Центра обеспечивает условия пребывания и передвижения обучающихся по ее территории.

Наличие вкладки «Инклюзивное образование» на официальной странице ПОО в сети «Интернет» предоставляет информацию о нормативно-правовой базе, о предоставляемых образовательных услугах, об условиях предоставления доступного и качественного получения профессионального образования или профессионального обучения.

Индикатор показателей выражается в баллах от 1 до 5 в зависимости от единиц наличия по показателю.

5. Критерий «Кадровый потенциал» включает в себя:

- численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации (в том числе стажировки) по вопросам инклюзивного образования, получения среднего профессионального образования и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в течение отчетного периода;

- уровень образования и квалификации педагогических работников, осуществляющих профессиональное образование и обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- численность педагогических работников, прошедших обучение в качестве экспертов чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» в течение отчетного периода;

- наличие в Центре инклюзивного образования специалистов (педагог-психолог, сурдолог, тьютор, дефектолог и др.)

Критерий «Кадровый потенциал» обеспечивает условия реализации АПОП через кадровое обеспечение инклюзивного образования и дополнительную подготовку педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ.

Центр инклюзивного образования организует сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ с привлечением тьюторов, психологов (педагогов-психологов, специальных психологов), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости сурдопедагога, сурдопереводчика, тифлопедагога. Показатели данного критерия отражают актуальное состояние кадровой политики Центра. Показатель наличия специалистов определяется численностью профильных специалистов для работы с различными нозологическими группами студентов. Численность профильных специалистов определяется рациональным соотношением к числу лиц с инвалидностью и ОВЗ. Показатель по уровню образования кадров позволяет оценить не только качество услуг, но и проанализировать динамические изменения по этому критерию, систематичность работы Центра в данном направлении.

Показатели данного критерия могут рассчитываться в единицах с переводом в дальнейшем в баллы.

6. Критерий «Учебно-методическая и информационная деятельность» складывается из следующих показателей:

- количество учебных программ, разработанных в течение учебного года по направлениям деятельности Центра инклюзивного образования;

- количество учебно-методических материалов, разработанных в Центре инклюзивного образования;

- количество контрольных оценочных материалов, разработанных в Центре инклюзивного образования;

- количество учебно-методических материалов, рекомендованных к публикации или опубликованных;

- количество обучающих семинаров, конференций, вебинаров, мастер-классов, проведенных на базе Центра инклюзивного образования;

- информационная доступность и публичность деятельности Центра инклюзивного образования, в том числе представление публичного отчета о результатах деятельности.

Учебно-методическая деятельность включает создание учебно-методического обеспечения инклюзивного профессионального образования; разработку, тиражирование и распространение методических материалов, рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ практик, учебных пособий и т.п. по инклюзивному образованию.

Информационная деятельность включает в себя предоставление услуг образовательным организациям по информационной и методической поддержке реализации профильных образовательных программ, содействие в проведении профильных организационных, методических, конкурсных мероприятий по профилю деятельности Центра.

Показатели данного критерия ориентированы на выявление актуального состояния методического обеспечения образовательного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью, указывают на наличие систематической работы по методическому обеспечению образовательного процесса. Показатели по наличию публикаций и проведению различных мероприятий с целью транслирования своего опыта отражают результативность работы организации по инклюзивному образованию.

Показатели могут быть количественными.

7. Критерий «Удовлетворенность клиентов» включает в себя:

- удовлетворенность обучающихся лиц с инвалидностью и ОВЗ обучением в Центре инклюзивного образования;

- удовлетворенность работодателей подготовкой кадров в Центре инклюзивного образования;

- удовлетворенность педагогических работников организацией образовательного процесса в Центре инклюзивного образования.

Удовлетворенность обучающихся обучением, работодателей подготовкой кадров и педагогических работников организацией образовательного процесса может обеспечиваться независимой оценкой на основе критериев, заявленных заинтересованным заказчиком.

Индикаторы всех показателей определяют уровень достижения показателей и могут быть выражены в процентах или единицах. Для удобства подведения итогов и определения эффективности целесообразно перевести индикаторы в баллы. Рекомендуется представлять индикаторы в положительных величинах и измерять в диапазоне от 1до 3-5 баллов.

Например, показатель «Удельный вес численности студентов с инвалидностью и ОВЗ» в общей численности студентов ПОО рассчитывается следующим способом: учитывается общий контингент обучающихся (К) по всем формам обучения (со сроком обучен<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: