Лабораторно-практическая работа №11
Цель работы:
Изучить конструкцию и принцип работы стартера 29.3708, применяемого на автомобилях ВАЗ-2108. А также изучить устройство тягового реле с обгонной муфтой.
Пояснение к практической работе:
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока. На автомобилях ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 устанавливают стартеры смешанного возбуждения с торцевым расположением щёток коллектора. Щётки торцевого коллектора устанавливают в траверсе. Щётки изготавливают из медно-графитового материала с добавлением олова и свинца.
Вал якоря вращается в двух металлокерамических подшипниках скольжения. Задний подшипник запрессован в крышку стартера со стороны коллектора, передний же вынесен из корпуса стартера и установлен в картере сцепления.
Над корпусом электродвигателя стартера расположен электромагнитный механизм привода. Он представляет собой катушку с обмоткой 8 (рис. 36.1), внутри которой может перемещаться в осевом направлении якорь 7. С обеих сторон якоря установлены тяги. С помощью тяги 7 через качающуюся серьгу происходит связь рычага 5 перемещения муфты с шестернёй.
Муфта свободного хода передаёт крутящий момент от вала стартера коленчатому валу двигателя во время пуска, а после пуска двигателя работает в режиме обгона и автоматически разъединяет стартер и двигатель.
В зависимости от конструкции в наружной обойме муфты имеются три или четыре клиновидных паза переменной ширины, в которых расположены ролики 1. Они постоянно отжимаются в узкую часть клиновидного пространства (паза) с помощью плунжера 2 и пружины 3, что обеспечивает заклинивание внутренней и наружной обойм.
При пуске двигателя и передаче вращения от наружной обоимы к внутренней степень заклинивания усиливается. После пуска двигателя, когда шестерня 16 и внутренняя обойма 4 получают вращение от зубчатого венца маховика, силы трения в зоне контакта ролика с внутренней обоймой увлекают ролик в широкую часть клиновидного пространства. Обоймы расклиниваются, т.е. прекращается передача крутящего момента и вращения между ними.
Задание студентам:
1. На практической работе разобрать стартёр для изучения устройства. В отчёте о практической работе описать устройство стартёра, втягивающего реле, обгонную муфту.
2. При домашней подготовке изучить принцип работы стартера и устройство узлов и механизмов стартера, применяемого на автомобилях с передним приводом.
Порядок выполнения практической работы:
1. Осмотрите стартёр в сборе и сравните с изображением на плакате.
2. Разберите стартер:
· Отверните гайку на нижнем контактном болту тягового реле 8 (рис. 36.3) и отсоедините от него вывод обмотки статора.
· Отверните винты крепления тягового реле и снимите его.
· Отсоедините якорь 7 реле от рычага 6 привода.
· Выньте резиновую заглушку с шайбой из передней крышки.
· Отверните винты и снимите защитный кожух 11.
· Снимите стопорную шайбу 10, выверните стяжные болты и отсоедините корпус 16 с задней крышкой 9 от передней крышки 5 с якорём 17.
· Отверните винты крепления выводов обмотки статора к щёткодержателям и отсоедините корпус от задней крышки.
· Снимите пружины 14 и щётки 15.
· Снимите стопорное 1 и ограничительное 2 кольца и отсоедините якорь от привода 3. Расшплинтуйте и выньте ось 4 рычага из передней крышки.
· Отсоедините рычаг 6 от привода и выньте привод 3 из передней крышки.
· Привод разбирается после снятия со ступицы муфты стопорной шайбы. Для разборки тягового реле отверните винты крепления его крышки и отпаяйте выводы обмоток от штекера «50» и от наконечника, закреплённого на нижнем контактном болту тягового реле. После разборки продуйте детали сжатым воздухом и протрите.
3. Осмотрите и определите наличие на трущихся поверхностях задиров и следов выработки. Обнаружить недостающие детали. Результаты осмотра записать в рабочую тетрадь по форме 1, а об отсутствующих – по форме 2.
Форма 1.
Детали | Количество, шт. | Материал, из которого изготовлены | Состояние |
Форма 2.
Наименование детали в узле или механизме | Количество, шт |
4. Сборку произвести в обратном порядке.
Контрольные вопросы:
1. Объясните принцип работы стартёра
2. Назовите основные части стартера
3. Объясните принцип работы обгонной муфты
4. Объясните принцип работы приводного механизма
Оборудование и инструмент применяемый при выполнении практической работы:
1. Набор гаечных ключей
2.Учебный стенд работы стартера
3.Электродвигатель, тяговое реле, механизм привода
Литература:
А.Г. Пузанков «Автомобили. Устройство автотранспортных средств»
И.Ц. «Академия» 2006 Стр. 249…252.
Правило безопасного выполнения практических работы:
Работы ведите на верстаке, не допускается вести разборку стартера на руках, на «весу». Снятые части, винты, гайки укладывать на чистое свободное место верстака в порядке разборки. Допускается работать в перчатках. Руководствуйтесь общими правилами безопасного выполнения практических работ.
5. Соберите генератор в обратном порядке.
6. Ответьте на контрольные вопросы