Содержание
Преступление Раскольникова………………………………..стр.2-4
Смысл фразы: "Тварь я дрожащая или право имею?"……..стр.5-6
Сонечка………………………………………………………..стр.7
Авторский замысел…………………………………………...стр.8
Вывод……………………………………............…………….стр.9
Преступление Раскольникова
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение, посвященное истории о том, насколько долго и трудно шла через ошибки и страдания человеческая душа, в надежде отыскать истину.
Его произведения отличаются пристальным интересом к интеллектуальной и психологической жизни персонажей, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека.
Для Достоевского, а он глубоко религиозен, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов - любви к ближнему своему. Если с этой точки зрения рассматривать преступление Раскольникова, то в первую очередь выделяет в нем факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников — человек, по христианским понятиям достаточно грешный. Главным грехом героя является его гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеет».
«Право имеет» в произведении несет смысл использования других как материал для достижения задуманных целей. Здесь вполне логично вспомнить строки А. С. Пушкина, показывающие суть теории бывшего студента Родиона Раскольникова:
«Мы все глядим в Наполеоны:
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…».
Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Главное преступление Раскольникова — это игнорирование христианских заповедей, абсолютное отсутствие моральных ценностей личности, деление людей. Родион - человек, который в своей гордыне сумел преступить религиозные понятия, тем самым погубив свою душу. Такая личность будет способна на все. Однако в произведении и говорилось, что Раскольников и поступил так из благих побуждений, хотел спасти многочисленные семьи от бедности и призренья, но это ни в коем образе не отменяет и не оправдывает отсутствие в нем духовности. Итак, по Достоевскому, Раскольников совершает первое, главное преступление перед Богом, второе — убийство — перед людьми, причем как следствие первого.
|
На страницах романа автор тщательно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Эта теория стара как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть использованы для достижения этой цели, исследовались давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: «Цель оправдывает средства». Собственно говоря, это высказывание является основой теории Раскольникова. Герой не обладает необходимыми и достаточными материальными возможностями, и решает убить старуху процентщицу - Алену Ивановну, которая была достаточно скверным человеком, ограбить ее и получить нужные средства для достижения своих целей. Однако при этом он постоянно мучится одним вопросом: имеет ли он право переступить юридические законы? Его не очень волнует нравственность и религиозность. Душа героя полностью потеряна и действия Родиона Раскольникова опираются лишь на выгоду, пусть даже не всегда в его сторону. Согласно теории главного героя, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, если исполнение его идеи («спасительной, может быть, для человечества») того потребует.
|
Итак, «обыкновенный» или «необыкновенный» человек Раскольников? Этот вопрос его волнует больше, чем деньги Анны Ивановны.
Достоевский, разумеется, не согласен с философией Раскольникова, и заставляет Персонажа отказаться от нее. Писатель следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству. Можно сказать, что сюжет имеет зеркальный характер: сначала преступление христианских заповедей, потом убийство; сначала признание убийства, затем постижение идеала любви к ближнему своему, истинное раскаяние, очищение, воскрешение - приход к новой жизни.
Смысл фразы: "Тварь я дрожащая или права имею?"
Фраза «тварь я дрожащая или права имею» широко известна, однако не все знают о ее истинном, первоначальном значении и происхождении. В первую очередь необходимо разобраться, в чем столь странного и достаточно популярного выражения. Начнем же с того, что оно отсылает нас к целой жизненной философии, автором которой является небезызвестный русский классик, чьи произведения знакомы нам со школьной скамьи.
Как было рассмотрено ранее, данная фраза принадлежит Родиону Раскольникову, главному герою «Преступления и наказания», самого известного романа Ф. М. Достоевского
«Тварь я дрожащая или право имею?» - этот вопрос для Раскольников стал губительным. Герой понимает, что зря причислял себя к тем самым высшим людям. За свою ошибку он винит себя в малодушии и ничтожности. Родион не смог проявить характера, избавив человечество от какой-то «вши», которая только и делала, что жизнь людям портила. Но нее только это гнетет главного героя. В данном романе было сказано о том, что Лизавета, тихая сестра Алены Ивановны, также приняла смерть от рук Раскольникова, благодаря злой шутке судьбы, девушка просто оказалась не в то время не в том месте. И вот эту случайную жертву герой уже никак не может оправдать.
|
Стоить обратить внимание на тех, кого Раскольников считает высшими представителями человечества. Их в романе всего двое - Это Свидригайлов и Лужин, которые являются двойниками Родиона Романовича.
Обоих персонажей можно назвать «негативными», они с невообразимой легкостью и без капли сожаления творят зло и не раскаиваются. В произведении «Преступление и наказание» показано, что Свидригайлов спокойно говорит об избиении собственной жены, едва не погубив честь сестры Родиона Раскольникова, и множествах других злодеяний, но все это не вызывает двойнике никаких эмоций. Он не испытывает страданий или мучений, угрызений совести, а просто наслаждается жизнью. В его образе персонажа есть что-то демоническое. Свидригайлов - коварный бесчестный и беспринципный человек, которого боятся все, кто когда-либо с ним сталкивался. Ради того, чтобы добиться своего, он готов пойти на любое преступление.
Однако и в Свидригайлове есть нечто глубокое. Например, его рассуждения, разговоры с Раскольниковым, самоубийство, ведь оно говорит многое о человеке и его сущности. Лужин же характеризуется резко отрицательно. В нем не осталось ничего от человеческой души, она давно сгнила, не оставив за собой даже тени. Им движет лишь его немыслимый эгоизм и желание самоутвердиться. Ему нужна лишь власть, он только и стремиться к тому, чтобы показать свое превосходство над остальными, втоптать всех в грязь и править отчаявшимся народом. Этот персонаж точно так же, как и предыдущий, готов на все, ради достижения своих, пусть даже низменных, целей. Желания Лужина ничтожны и мерзки, в их многообразии невозможно рассмотреть ни одной мечты, которая могла бы хоть чуть-чуть открыть в нем достойного жизни человека. Самой показательным моментом является сцена на похоронах Мармеладова, когда Лужин обвиняет Соню в ограблении, будто она украла у него деньги. Только ради мести он был готов отправить бедную девушку на каторгу, деньги его мало интересовали, в каком-то плане. Особенно в этом случае. Он был достаточно зажиточным и устроил скандал только ради того, что бы выставить себя жертвой обмана и прилюдно обвинить молодую девушку. Если для Свидригайлова наибольшей ценностью были страсти, то Лужин все измеряет деньгами, высшей ценностью всего человечества, по его мнению. Так проявили себя те самые герои Раскольникова, которых никогда не мучает совесть, в которых нет сомнений. И ни один из них не похож на того, кто бы мог изменить мир к лучшему, даже сам Родион, как бы он не хотел помочь нуждающимся семьям.
Сонечка
Сонечка играет немаловажную роль в осознании Родионом, кто он есть на самом деле, ведь именно с ней он поделился своим главным секретом. Именно ей герой поведал о содеянном преступлении и молил ее держать услышанное в тайне. Раскольников кается во грехе, и в то же время говорит, что не виновен и все это он сделал сознательно, ради высшей цели. В диалоге с Сонечкой герой сильно злится, боясь, что она может проболтаться, ведь она очень общительно и молода для подобных секретов. Родион точно знает, чего он хочет, однако сомневается в своем выборе, говоря, что он убил старуху-процентщицу ради себя одного, однако ранее было сказано, что это деяние было вынужденной мерой для улучшения благосостояния многих семе, ведь Анна Ивановна была очень скверной женщиной и со всего хотела получить прибыль.
В диалоге героев Раскольников отчетливо утверждает, что он из тех людей, кто право имеет. Он истерично пытается доказать свое положение, ведь по словам героя, он убил старуху уже не ради спасения и помощи окружающим, а ради себя. Тут резко проявляется его эгоизм. Родиону нужны были деньги. Однако не ради этого он пошел на столь тяжкий грех. Персонажу всего лишь было нужно узнать вошь ли он или человек, сможет ли он переступить черту или не сможет, тварь ли он дрожащая или право имеет.
Выразив все свои мыли, Раскольников осознал, что он всего лишь тварь дрожащая, однако соня была удивлена и напугана услышанным. Раскольников пытался оправдаться, утверждая, что не он, а черти забрали старуху. На убийство он более не способен, хотя и содеянное убийством не считал.
Авторский замысел
«Тварь я дрожащая или права имею?» У многих гордых собой людей могут возникать подобные вопросы, если они поставлены в положение, унижающее их достоинство. В своем романе Федор Михайлович хочет предостеречь тщеславный народ от судьбоносных ошибок. Достоевский ярко описывает весь ужас и трагедию убийства, противоестественность этого действия, его аморальность. Главный герой - Раскольников оступается и сразу же погружается в мир, полный хаоса, страха, в котором он уже не в состоянии давать себе отчет о своих действиях. Все ему кажется подозрительным, любые случайные совпадения для Родиона видятся роковыми. Становится понятно, что герой совершил насилие не столько над старушкой, сколько над самим собой. Его душа разбилась. Расплатой за отнятые жизни Анны Ивановны и ее сестры стало безумие. Однако Достоевский в своем романе не пытается поучать публику, он лишь наглядно описывает, к чему могут привести плохо обдуманные деяния, преступления против моральных ценностей. Автор в своем произведении скорее задает читателю завуалированные вопросы, чем дает долгожданные ответы.
Вывод
Фраза «тварь ли я дрожащая или право имею» для Федора Михайловича Достоевского обозначала полное отсутствие гуманизма и религиозности в человеке. Исчезало все хорошее, что крылось в душе. Человек, задающийся подобного рода вопросом душевно болен. Пытается показать свою значимость, играет в Бога, думая, что безнаказанно может вершить человеческие судьбы. Достоевские на примере Раскольникова открывает читателя, что такие действия могут привести лишь к саморазрушению, болезни и духовной смерти. И самостоятельно выбраться из этого порочного круга невозможно. Именно поэтому на помощь герою приходит Сонечка. Молодая девушка, словно воплощение жертвенности и гуманности, старается спасти душу заблудшего Родиона. Таким образом, роман «Преступление и наказание» является своеобразным предостережением всем тем, кто поверит в учение о сверхчеловеке.