Специальности «Коммерция» (по отраслям)




Методические указания и контрольные домашние задания для студентов

специальности «Коммерция» (по отраслям)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономика - это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Следует отметить, что экономика – многозвенная и многоуровневая система. Это совокупность отраслей, предприятий и бизнеса, производящих и потребляющих материальные блага (услуги).

Организация – это группа людей, деятельность которых специализирована, кооперирована и сознательно координируется, управляется, подчиняясь единой воле, для достижения цели. Любое общество для обеспечения нормального (достаточно комфортного) уровня своей жизнедеятельности осуществляет множество видов конкретного труда. С этой целью люди создают определенные организации (трудовые коллективы), которые совместно выполняют ту или иную миссию. Однако цели и характер деятельности таких многочисленных организаций различны. По этому признаку их можно разделить на две группы: предпринимательские (коммерческие), существование которых обеспечивается, в первую очередь. за счет собственных средств, и непредпринимательские (некоммерческие), которые не преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Организации с предпринимательским характером деятельности принято называть предприятиями. Каждое предприятие имеет конкретное название (завод, фабрика, магазин, мастерская, ателье и др.)

Предметом дисциплины «Экономика организации» являются организационные отношения и мероприятия, обоснованные экономическим анализом и расчетом, обеспечивающие предприятие необходимыми ресурсами, их рациональной комбинацией на основе планирования, инвестирования, маркетинга, менеджмента для достижения высоких конечных результатов и конкурентоспособности.

Курс «Экономики организации» тесно связан с такими дисциплинами, как «Маркетинг», «Бухгалтерский учет», «Финансы, налоги и налогообложение», «Статистика», «Бизнес-планирование» и др. Метод сравнительного анализа, статистические, графические, вероятностные методы, прогнозирование и другие методы экономических наук широко используются в «Экономике организации». Разработка грамотных хозяйственных решений невозможна без знания экономических законов, наличия конкретных экономических знаний, навыков, умения использовать их на практике.

В ходе изучения дисциплины рассматриваются вопросы анализа и планирования на предприятиях, в первую очередь, торговых, изучается содержание основных показателей хозяйственной деятельности предприятия, методики их анализа и планирования, позволяющих обосновать выбор оптимального решения. Особое внимание уделяется комплексной увязке прибыли, товарооборота, издержек обращения, расходов на оплату труда, расчету потребности в основных и оборотных средствах.

Предмет «Экономика организации» имеет большое значение в подготовке специалистов-практиков. Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов экономического мышления, позволить ориентироваться в современной экономической ситуации, анализировать хозяйственную ситуацию на конкретном предприятии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- определять организационно-правовые формы организаций;

-планировать деятельность организации;

-определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

-заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

-рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

-находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- работать с нормативными документами.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

-сущность организации как основного звена экономики отраслей;

-основные принципы построения экономической системы организации;

-управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;

-организацию производственного и технологического процессов;

-состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

-способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;

-механизмы ценообразования, формы оплаты труда;

-основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;

-аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике

- основные принципы построения экономической системы организации;

- планирование деятельности организации;

- рассчитывать показатели товарооборота.

 

Данные Методические указания разработаны для самостоятельной подготовки студентов к итоговому контролю – экзамену по дисциплине, а также в помощь при выполнении домашней контрольной работы.

Методические указания включают: программу курса, рекомендуемую литературу, краткий курс лекций с необходимыми формулами и пояснениями, вопросы для самоконтроля (включаемые в экзаменационные билеты), тестовые вопросы для самоконтроля, варианты домашней контрольной работы с пояснениями и рекомендациями.

Домашнюю контрольную работу следует выполнять строго в сроки, установленные заочным отделением, соблюдая все правила ее оформления. Номер варианта домашней контрольной работы определяется по последней цифре шифра, присваемого студенту заочным отделением. Работы, выполненные не по своему варианту, не зачитываются. Контрольная работа выполняется в тетради в клеточку, аккуратным и разборчивым почерком или же в напечатанном виде. Ключевые понятия, термины, выводы, формулы следует выделять. Каждый вариант домашней контрольной работы включает в себя теоретический вопрос и практическое задание. Раскрытие первого вопроса требует использования только свежей литературы (учебников, изданных в текущем году, законодательных и нормативных документов в действующий редакции). Формулировка вопроса должна предшествовать непосредственному ответу. Практическое задание должно включать условие, базовые формулы, ход решения. выделенный ответ, а также развернутый анализ с предложениями и рекомендациями по совершенствованию ситуации. В заключение работы грамотно оформите список использованной литературы.

Если в ходе проверки работа вызвала некоторые замечания и была зачтена условно, необходимо внести исправления и дополнения в нее до экзаменационной сессии. В случае, если работа неудовлетворительна, она не зачитывается и направляется на доработку (в ее неудовлетворительной части). На повторную проверку сдается доработанный вариант и незачтенная работа.

Студенты, домашняя контрольная работа которых не зачтена, к экзамену не допускаются.

 

 

Тематический план и содержание тем учебной дисциплины:

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы
   
Введение  
  Основные понятия: экономика, субъекты и объекты экономики, отрасль, торговля, инфраструктура, потребительский рынок, оптовая торговля, розничная торговля, услуги. Отрасли экономики, их взаимосвязь.
Раздел 1 Организация (предприятие) в условиях рынка
Тема 1.1. Отраслевые особенности организации Роль и значение торговли в условиях рынка, ее функции. Отраслевые особенности организации (предприятия) торговли. Торговая организация: понятие, основные признаки. Торговое предприятие как социально-экономическая система, особенности ее функционирования. Государственное регулирование торговой деятельности.
Тема 1.2. Организационно-правовые формы организаций Предпринимательская деятельность хозяйствующих субъектов. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое. Особенности предпринимательской деятельности в торговле. Юридические и физические лица как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы хозяйствования: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации их основные характеристики и принципы функционирования. Сущность и особенности функционирования организационных форм объединения организаций (холдинги, финансово-промышленные группы, консорциумы, синдикаты и т.д.).
Тема 1.3. Структура организации   Порядок создания организации, Структура организации, ее элементы. Классификация предприятий. Производственный или технологический процесс: понятие, содержание и структура.
Раздел 2 Материально-техническая база организации
Тема 2.1 Ресурсы организации Понятие, виды ресурсов, их роль в деятельности хозяйствующих субъектов. Капитал, основные фонды, амортизация, оборотные средства, персонал (кадры) организации - состояние, классификация, показатели оценки. Эффективность использования ресурсов предприятия, показатели эффективности хозяйственной деятельности.
Тема 2.2 Основные фонды организаций Основное фонды: сущность и назначение. Классификация основных фондов. Краткая характеристика производственных и непроизводственных основных фондов. Оценка основных фондов организаций. Амортизация и износ основных фондов. Показали эффективности использования основных фондов. Первоначальная, восстановительная, остаточная стоимость основных фондов организаций. Пути повышения эффективности использования основных фондов. Прирост и обновление основных фондов, торгового (сбытового) предприятия.
Практическое занятие № 1. Расчет показателей использования основных средств Практическое занятие № 2. Расчет амортизационных отчислений
Тема 2.3 Оборотный капитал Оборотный капитал: понятие, его состав и структура. Классификация. Показатели оценки оборотных средств. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности использования оборотных средств.
Практическое занятие № 3. Расчет показателей использования оборотных средств.
Раздел 3. Оплата и нормирование труда в организациях
Тема 3.1. Кадры и производительность труда в организациях Кадры предприятия: понятие, структура. Показатели по труду, их взаимосвязь. Штатное расписание организации: понятие, составление. Производительность труда работников, показатели измерения.
Тема 3.2. Формы и система оплаты труда работников Основные понятия: оплата труда, заработная плата, минимальная заработная плата, тарифная ставка (оклад). Тарификация работы, тарифный и квалификационный разряды, тарифные сетка и система. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник) и его значение. нормативно-правовая база оплаты и нормирования труда. Формы и системы оплаты труда: сдельная, повременная и повременно-премиальная. Преимущества и недостатки. Фонд оплаты труда и его структура. Премиальные системы: элементы и принципы формирования. Формирование расходов на оплату труда в организациях.
Практическое занятие № 4. Расчет производительности труда; Практическое занятие № 5. Анализ и прогноз трудовых показателей.
Раздел 4 Планирование и основные показатели деятельности организаций
Тема 4.1. Планирование деятельности организации Планирование: понятие, назначение, составные элементы. Стратегическое и текущее планирование. Методы внутрифирменного планирования. Этапы планирования: разработка общих целей организации, детализация и конкретизация задач для каждого этапа развития, определение путей, экономических и иных средств их достижения. Контроль за достижением целей. Классификация планов по определенным классификационным признакам. Основные принципы и методологические основы планирования.
Тема 4.2. Основные экономические показатели деятельности организации Основные понятия: товарооборот, розничный и оптовый товарооборот, товарная структура товарооборота, товарные запасы, товарооборачиваемость. Розничный товарооборот: понятие, состав показателей. Оптовый оборот: понятие, классификация по назначению и форме организации товародвижения. Показатели оптового оборота и его взаимосвязь с розничным оборотом. Объем и структура товарооборота. Задачи и методы анализа и оценки товарооборота. Товарные запасы; понятие, назначение и классификация. Показатели измерения товарных запасов, особенности расчета товарных запасов в розничной и оптовой торговле. Товарооборачиваемость и ее влияние на финансовые показатели торгового предприятия. Расчет товарооборачиваемости в днях и в оборотах. Факторы, влиявшие на размер товарных запасов и оборачиваемость. Определение оптимального размера по отдельным товарным группам и в целом по предприятию.
Практическое занятие № 6. Планирование оптового и розничного товарооборота; Практическое занятие № 7. Планирование товарных запасов и поступления товаров в торговое предприятие
Тема 4.3 Издержки обращения Основные понятия: издержки обращения, затраты торгового предприятия. Экономическая сущность издержек обращения. Классификация издержек обращения: по участию в образовании стоимости, подотраслям деятельности, выполненным задачам, способам распределения, по товарным группам, видам затрат и др. Состав и номенклатура их статей. Экономическое обоснование издержек обращения по общему объему и по отдельные статьям.
Практическое занятие № 8. Расчет издержек по статьям и в целом по предприятию
Тема 4.4 Ценообразование Основные понятия: цена, оптовая, отпускная, розничная. Классификация цен на товары и услуги. Механизм ценообразования. Структура оптовой и розничной цены, ее основные элементы и их характеристика. Торговая надбавка и ее влияние на установление розничной цены. НДС и методика его расчета. Особенности ценообразования в торговле.
Практическое занятие № 9. Определение цены товара
Тема 4.5 Финансовый результат организации Основные понятия: валовой доход, прибыль от реализации товаров, валовая прибыль, чистая прибыль. Сущность и источники образования валового дохода. Прибыль предприятия: сущность, источники образования, виды, функции. Факторы, влияющие на прибыль. Направления распределения и использования прибыли. Рентабельность: виды, показатели. Методика расчета прибыли и рентабельности. Анализ доходности организации. Основные виды налоговых платежей организации. Классификация, налогооблагаемая база, порядок расчета и уплаты.
Практическое занятие № 10. Расчет прибыли, валового дохода и рентабельности; Практическое занятие № 11. Расчет НДС, налога на прибыль.

 

Раздел 1. Организация (предприятие) в условиях рынка

Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления двуединого процесса, включающего смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Очевидно, что неотъемлемым элемен­том товарного хозяйства является рынок.

В структуре рынка выделяют следующие основные группы: средств производства и производственных видов деятель­ности; потребительских товаров, услуг, жилья; зданий и сооружений непроизводственного назначения; и др.

Под инфраструктурой понимается обслуживающая часть любой функциональной структуры. Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм (кредитная, налоговая, таможенная систе­мы, системы коммуникации, система страхования и др.) и субъектов рынка (предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, различного рода биржи, банки, рекламные фирмы и др.), обес­печивающих функционирование рынка.

Рыночные услуги являются объектом купли-продажи, издерж­ки по ним покрываются за счет выручки от их реализации. Наибольшее значение имеют услуги оптовой и розничной торговли, предприятий массового питания, всех видов транспорта, связи, бытовые и др.

Экономическое содержание торговой услуги как основного элемента рыночных услуг заключается в посреднической дея­тельности по продвижению товаров от производителей к по­требителям посредством купли-продажи.

Применяя к торговым услугам классификацию услуг по ха­рактеру удовлетворяемых потребностей и по участию в созда­нии стоимости товара, можно сказать, что торговая услуга на­ряду с услугами массового питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства является в своей основе услугой по обслуживанию потребления готовых материальных благ. Это выражается, например, в обслуживании смены форм стоимости (товарной на денежную), маркетинговых исследо­ваниях потребительских рынков, заключении сделок с постав­щиками, ведении учета движения товаров, помощи покупате­лям в подборе необходимого товара. Вместе с тем ряд торговых услуг связан с продолжением процесса производства в сфере обращения, например услуги по транспортировке товаров, их хранению, расфасовке, упа­ковке. Эти услуги также не создают новой потребительной сто­имости, но участвуют в создании стоимости товара.

Торговое предприятие — основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельно­стью, осуществляющее продвижение товаров от производите­лей к потребителям посредством купли-продажи и реализую­щее собственные интересы на основе удовлетворения потреб­ностей людей, представленных на рынке.

Предприятия можно классифицировать по многим признакам. Наиболее существенны следующие факторы классификации предприятий:

- цель и характер деятельности,

- используемые ресурсы,

- отраслевая принадлежность,

- местоположение,

- размер предприятия,

- форма собственности,

- организационно-правовая форма.

С точки зрения финансовой основы все хозяйствующие субъекты делятся на коммерческие предприятия и организации и некоммерческие организации.

Рис.1.1.Организационно-правовые формы предпринимательства в России

Порядок создания, регистрации, ликвидации и реорганизации предприятия определяется Гражданским Кодексом РФ.

Предприятие несет ответственность за нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, за загрязнение окружающей среды. Предприятие должно обеспечивать санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции.

Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия: обеспечивает ему равные правовые и экономические условия хозяйствования, независимо от форм собственности; способствует развитию рынка и регулирует его с помощью экономических законов и стимулов, реализует антимонопольные меры.

 

ВАЖНО!!! Самостоятельно ознакомьтесь с наиболее распространенными организационно-правовыми формами (Общество с ограниченной ответственностью, открытое и закрытое акционерное общество). Сделайте выводы о их преимуществах и недостатках. Определитесь, в каких случаях уместнее выбрать форму индивидуального предпринимательства. Ознакомьтесь с критериями отнесения к субъектам малого бизнеса.

Вопросы для самоконтроля, выносимые на экзамен:

1. Понятия рынка, структуры и инфраструктуры рынка

2. Предприятия и организации в условиях рынка: понятия, сущность

3. Понятие и виды предпринимательства

4. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов

5. Формы собственности в современных условиях

6. Концерн, холдинг, понятия, условия функционирования

Тестовые вопросы по изученному разделу:

1. Что не является сферой государственного регулирования экономики:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: