Тема: Факторы производства. Прибыль и рентабельность




ЛЕКЦИЯ № 3.

План

1. Факторов производства и их классификация

2. Понятие прибыли, ее функции

3. Виды прибыли

4. Источники экономической прибыли

5. Рентабельность

 

 

1. Факторов производства и их классификация

Общепризнанным в экономической теории является деление факторов производства на три классических основных вида: земля, капитал, труд.

Земля как фактор производства означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы. Она может использоваться для производства сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов, железных дорог и т.п. Земля неуничтожима и неумножаема, но подвержена достаточно сильному разрушению вследствие хищнического использования, отравления или эрозии.

Капитал в широком смысле — это все то, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. Капитал может быть увеличен до любых размеров.

Труд — осознанная, целесообразная деятельность человека, требующая приложения умственных и физических усилий в процессе создания материальных благ и услуг, реализующаяся через самого человека. Труд как фактор производства совершенствуется благодаря обучению работников и приобретению ими производственного опыта. Фактор "труд" включает и предпринимательские способности как особый фактор производства.

Предпринимательство – это специфический фактор производства (по сравнению с землей, капиталом, трудом). Специфика заключается в том, что субъект предпринимательской деятельности — предприниматель — способен особым образом соединять, комбинировать факторы производства на инновационной рисковой основе. На современном этапе развития человеческого общества особое значение приобретают и такие самостоятельные факторы производства, как наука, информация и время.

Наука как фактор производства связана с поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, с разработкой и внедрением в производство новой техники и технологий. В современной экономической теории это называют инновациями.

Информация как фактор производства представляет собой сведения, данные, которые хранятся, обрабатываются и используются в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении.

Время — ограниченный и невоспроизводимый ресурс. Все совершается в пространстве и во времени. Экономное использование времени является важнейшим источником улучшения жизни человека. Справедливым является выражение, что вся экономия в конечном счете сводится к экономии времени.

2. Понятие прибыли, ее функции Прибыль – это результат производственной и коммерческой деятельности фирмы, главный фактор, стимулирующий предпринимательство. Прибыль можно рассматривать как двигатель производства. Прибыль – это явление непостоянное, так как в рыночной экономике сильна конкуренция и общая экономическая ситуация нестабильна. Причины возникновения прибыли постоянно меняются, дополняются. Прибыль в соответствии с ролью, отведенной ей в экономике, выполняет ряд функций. 1. Регулирующая. Прибыль позволяет регулировать денежные потоки, поскольку распределяется по различным фондам и направлениям на предприятии (резервный, валютный, фонд развития производства, фонд материальных поощрений). 2. Стимулирующая. Любая фирма в процессе своего функционирования стремится укрепить свои позиции в бизнесе и на рынке, получить некоторые преимущества перед конкурентами и экономическую прибыль. Все это способствует ее динамичному развитию. С этой целью совершенствуются технологии, осваиваются достижения науки и техники, что способствует экономическому росту фирмы и всей национальной экономики. 3. Контролирующая функция представляет собой не что иное, как характеристику экономического эффекта деятельности предприятия. 4. Наличие экономической прибыли способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативными способами их применения. 5. Прибыль выступает источникомфинансирования расширения масштаба производства. Фирмы, которые получают прибыль, имеют возможность вести непрерывную производственную деятельность. 3. Виды прибыли Прибыль – это важная экономическая категория, определяющая качество функционирования организации и перспективы ее дальнейшего развития. Классификация прибыли подразумевает следующие ее виды. 1. Прибыль, полученная в результате реализации готовой продукции, полуфабрикатов и выполнения коммерческих заказов. Это разница между полной себестоимостью товарной продукции и стоимостью реально проданных товаров и услуг. Пр = Рр – себестоимость, где Рр – цена продаж.   2. Балансовая прибыль Она представляет собой общую прибыль, которую организация получает от всей своей производственно-хозяйственной деятельности. Балансовая прибыль равна сумме (или разнице) прибыли, полученной от сбыта и продажи товарной продукции или убытка, полученные от реализации прочей продукции. К ней, соответственно, относят продукцию хозяйств, которые находятся на балансе предприятия и в его собственности. 3. Чистая прибыль Она рассчитывается на основе данных балансовой прибыли и нормы налогообложения (налог на прибыль, единый социальный налог, налог на землю, на имущество и пр). 4. Консолидированная прибыль Это прибыль, полученная от деятельности и финансовых результатов материнских и дочерних (филиалы) предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединенную отчетность двух или более субъектов хозяйствования. 4. Источники экономической прибыли Экономическая прибыль – это величина, превышающая нормальную прибыль, составляет разницу между альтернативными издержками. Специфика предпринимательской деятельности проявляется только в прогрессирующей, постоянно изменяющейся экономике: изменяются факторы, влияющие на величину спроса и предложения, балансирует равновесие на рынке и т. д. Существуют следующие признаки экономического развития: 1) качественное совершенствование товара, создание уникального блага, нового для потребителя; 2) внедрение новых технологий и методов производства; 3) открытие новых рынков для реализации готового продукта; 4) использование новых сырьевых ресурсов или факторов производства; 5) изменение рыночной структуры: установление монополизма или его подрыв. В экономике, обладающей этими признаками, играют большую роль предприниматели, а предпринимательство становится фактором производства. Источники экономической прибыли различны. 1. Экономическая прибыль – это своеобразное вознаграждение за предпринимательский риск. Риски в экономике разнообразны, и, чтобы уберечь себя от потерь, фирмы прибегают к страхованию. Поэтому плата за риск входит в издержки фирмы как затраты в интересах предприятия. 2. Вознаграждение за инновации. Предприятия стремятся внедрить в производство новые технологии, совершенствовать способы его организации и такдалее. Это связано со стремлением снизить издержки. 3. Монополизм на рынке. Предприниматель стремится к получению конкурентных преимуществ на рынке, т. е. к монопольной власти.Это даст ему определенную уверенность в будущем и право контроля над ситуацией. Только так он может снизить до минимума риск потерь. 5. Рентабельность
   

Рентабельность – это доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Ее рассчитывают как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основного капитала и нормируемых оборотных средств. Различают два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе балансовой (общей) прибыли, и рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

Различают следующие виды рентабельности:

— Рентабельность производства определяется по формуле:

,

где ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.; НОС – норматив оборотных средств, руб.

— Рентабельность реализованной продукции определяется по формуле:

.

— Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) – исчисляется путем отношения прибыли к сумме затрат по реализованной продукции: ,

где П – прибыль предприятия (валовая, налогооблагаемая, чистая); Сс - полная себестоимость реализуемой продукции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: