Военная кафедра
имени Героя Советского Союза генерала Г.П. Губанова
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Начальник военной кафедры
полковник
И.Хабло
«___»___________2017 г.
Лекция № 1
«Надежность авиационной техники»
по теме № 23 « Надежность АТ и безопасность полетов ».
Дисциплина: «Эксплуатация и ремонт самолетов, вертолетов
и авиационных двигателей»
ВУС - 461000
Учебное время – 2 часа
Рассмотрена на заседании ПМК цикла № 3
Протокол № ____ от «___» __________2017 г.
Самара 2017
Оглавление:
Введение................................................................................................................ 4
1. Надёжность авиационной техники, основные понятия и определения........... 5
1.1. Показатели безотказности невосстанавливаемых объектов......................... 7
1.2. Показатели безотказности восстанавливаемых объектов.......................... 10
2. Изменение надежности авиационной техники в процессе эксплуатации...... 11
3. Пути повышения надежности авиационной техники..................................... 13
4. Классификация неисправностей авиационной техники и причины их появления 19
Введение
Эффективность боевого применения авиационной техники определяется целым комплексом факторов, к числу которых относятся, прежде всего, летно-технические характеристики самолета, характеристики его бортового оборудования и вооружения, умение экипажа эффективно использовать возможности, заложенные в АТ. Однако, при самом благоприятном сочетании этих факторов эффективность боевого применения может оказаться ничтожно малой, если самолет, его вооружение и бортовое оборудование обладают низкой надежностью, т.к. боевое задание может быть не выполнено вследствие отказа АТ.
|
От надежности АТ зависит уровень исправности самолетного парка авиационных частей, т.к. чем надежнее самолет, тем, как правило, меньше объем профилактических работ, меньше неисправностей, а, следовательно, меньше и время простоев в неисправном состоянии.
Чем менее надежен самолет, тем больше потребный объем контроля при подготовке к полету, а значит, больше и время подготовки. Сокращение объема проверок опасно, т.к. может быть не обнаружено перед полетом какое-либо повреждение, которое приведет к отказу в полете и, как следствие, - к авиационному происшествию или невыполнению задания.
Все сказанное свидетельствует о том, что работа по поддержанию высокой надежности АТ должна занимать одно из центральных мест во всей деятельности ИАС.
1. Надёжность авиационной техники, основные понятия и определения
Одним из основных показателей деятельности ИАС, служащих для оценки состояния АТ, является надёжность АТ.
Надёжность АТ – свойство объекта АТ сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования (ГОСТ 27002 – 89).
Надежность любого сложного технического устройства или комплекса устройств зависит от надежности отдельных технических устройств, составляющих рассматриваемое сложное техническое устройство. В связи с этим для удобства оценки надежности АТ вводятся понятия «объект», «система» и «элемент».
Объект АТ – предмет определённого целевого назначения, рассматриваемый на этапах разработки требований, проектирования, испытания, производства и эксплуатации (устройства, приборы, агрегаты, установки, технические комплексы и т.д.).
|
Система – совокупность совместно действующих объектов, предназначенных для самостоятельного (независимого) выполнения определенных функций.
Элемент – составная часть системы, предназначенная для выполнения определенных функций в составе системы.
В зависимости от масштаба рассмотрения один и тот же объект может рассматриваться как система и как элемент, например: топливный насос является объектом в составе топливной системы ВС, с другой стороны он является элементом этой же системы, т.к. сам состоит из объектов – корпуса, качающего узла, клапанов и т.д..
Надежность АТ является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость:
1. Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки.
2. Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта (ТО и Р).
3. Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, а также к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения ТО и Р.
4. Сохраняемость – свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способности объекта выполнять требуемые функции, в течение и после хранения и (или) транспортирования.
|
При рассмотрении надежности объектов АТ различают исправное и неисправное состояние, работоспособное и неработоспособное состояние, переходы в которые осуществляются соответственно через события повреждения и отказа объектов АТ. Возможные переходы состояния объекта в течение срока его эксплуатации рассмотрим на следующем рисунке:
Рис. 1. Изменение качественной характеристики состояния объекта в зависимости от времени его эксплуатации:
SИ – исправное состояние объекта; SНИ – неисправное состояние объекта; SР – работоспособное состояние объекта; SНР – неработоспособное состояние объекта.
Исправное состояние – состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической документации (НТД).
Неисправное состояние – состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований НТД.
Работоспособное состояние – состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям НТД.
Неработоспособное состояние – состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям НТД.
Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния.
Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.
Таким образом, понятие «исправность» является менее широким, чем понятие «работоспособность». В результате несущественного повреждения объект может быть неисправным, но оставаться работоспособным (царапина на поверхности остекления фонаря кабины). Однако несущественные повреждения со временем могут перерастать в существенные и приводить к отказу АТ, т.е. переходу ее в неработоспособное состояние (перерастание царапины в трещину и последующее разрушение остекления фонаря кабины). В связи с этим важно следить за появлением повреждений и не допускать, чтобы они приводили к отказам.
Поскольку заранее точно предсказать моменты наступления отказов объектов АТ невозможно, с математической точки зрения события отказов являются случайными и количественные характеристики процессов появления отказов носят вероятностный характер. Они базируются на основе статистических данных по опыту эксплуатации или результатов испытаний, и отражают общие для всей массы объектов закономерности и тенденции изменения надежности.
В зависимости от того, может или не может объект восстанавливаться в конкретной ситуации в условиях эксплуатации, их делят на восстанавливаемые и невосстанавливаемые.
Восстанавливаемый объект – объект, для которого в рассматриваемой ситуации проведение восстановления работоспособного состояния предусмотрено в НТД.
Невосстанавливаемый объект - объект, для которого в рассматриваемой ситуации проведение восстановления работоспособного состояния не предусмотрено в НТД.
Ввиду различия методов и стратегий технической эксплуатации восстанавливаемых и невосстанавливаемых объектов есть некоторая разница в определении количественных характеристик их надежности.
Показатели безотказности невосстанавливаемых объектов
Исходя из удобства использования и наличия исходных данных, применяют три основные характеристики безотказности невосстанавливаемых объектов:
- вероятность безотказной работы;
- средняя наработка до отказа;
- интенсивность отказов.
А. Вероятность безотказной работы P(t) – вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ объекта не возникнет:
P(t) = P(T>t)
Соответственно, вероятность отказа: Q(t)=1 - P(t)
Рис. 2. Характер изменения вероятностей отказа и безотказной работы, в
зависимости от времени наработки объекта.
Количественно P(t) может быть оценена как отношение исправно работающих во времени t объектов к количеству объектов, за которыми ведется наблюдение:
,
Где n(t) – количество исправных объектов;
N - количество наблюдаемых объектов (выборка объектов).
На практике удобнее пользоваться вероятностью отказа:
,
где r(t) - количество неисправных объектов.
На практике используется ограниченный объем выборки, следовательно, мы должны вести речь о статистической вероятности безотказной работы:
Чем меньше N, тем больше разница между вероятностными и статистическими показателями, следовательно, необходима статистика.
Б. Средняя наработка до отказа: - математическое ожидание наработки объекта до первого отказа.
В статистической форме: ,
где ti – наработка i–го объекта до отказа.
В. Интенсивность отказов l(t) – условная плотность вероятности возникновения отказа объекта, определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени отказ не возник.
l*(t)- отношение числа отказавших объектов в единицу времени к числу объектов, остающихся работоспособными к данному моменту времени:
В статистической форме:
при Dt ®0, значение l*(t) ®l(t).
Рис. 3. Движение невосстанавливаемых объектов в процессе эксплуатации.
Интенсивность отказов является наиболее употребительной характеристикой невосстанавливаемых объектов и наилучшим образом позволяет сравнивать надежность различных объектов в любой момент времени. Она позволяет легко проанализировать изменение надежности объекта по времени его наработки. Кривые изменения функции l (t) называются l-характеристиками. В настоящее время для многих готовых изделий l-характеристики представляются изготовителем наряду с другими техническими характеристиками и являются основой для расчета надежности, решения вопросов организации профилактики и ограничений сроков эксплуатации авиационной техники.
Наиболее распространенный вид кривой l (t), характерный для сложных объектов, состоящих из значительного числа элементов, показан на рис. 4.
|
Рис. 4. Изменение l(t) – характеристики от времени наработки объекта.
По виду кривой весь период работы объекта может быть разбит на три участка:
I — начальный период эксплуатации, или период приработки, характерный повышенными значениями l вследствие того, что в этот период выявляются все недостатки производственного характера и имеет место значительное число отказов по этой причине.
Чтобы не допустить высокой интенсивности отказов в период эксплуатации объекта на самолете, применяют так называемые «тренировки» аппаратуры в течение времени t на специальных стендах в условиях завода-изготовителя или непосредственно в авиационной части, чтобы обеспечить выявление всех недостатков объекта до установки его на самолет. Главным образом это относится к радиоэлектронной аппаратуре и различным системам автоматики. Механические системы (агрегаты) желательно подвергать до начала эксплуатации приработке (обкатке) на определенных режимах в целях создания наилучших условий работы в основной период эксплуатации.
Продолжительность участка I различна для разных объектов и может составлять от нескольких часов до десятков часов, а значение X на этом участке может быть больше в 2…3 раза и более по сравнению с основным участком эксплуатации.
II — основной период эксплуатации, в течение которого l имеет минимальное значение и сохраняется примерно постоянной.
III — период, когда вследствие накопления необратимых изменений объекта после длительной эксплуатации, износа и старения элементов увеличивается интенсивность отказов и возникает вопрос о целесообразности дальнейшей эксплуатации объекта. Обычно началом периода III ограничивается технический ресурс объекта.
Удобство l-характеристик также состоит в том, что имея характеристики отдельных элементов, можно построить характеристику системы в целом.
1.2. Показатели безотказности восстанавливаемых объектов
При эксплуатации восстанавливаемых объектов производится их ремонт и продолжается эксплуатация. Объект может отказывать в процессе эксплуатации многократно, таким образом, мы имеем дело с потоком отказов. Основными показателями безотказности восстанавливаемых объектов являются:
- вероятность безотказной работы Р(t);
- наработка на отказ ;
- параметр потока отказов w(t).
А. Вероятность безотказной работы P(t) – вероятность того, что за время t произойдет k событий отказов:
Б. Средняя наработка на отказ - отношение суммарной наработки восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки (т.е. это среднее время между двумя смежными отказами восстанавливаемого объекта):
,
где ti – суммарная наработка i-го объекта из N;
ri – общее число отказов i-го объекта.
В. Параметр потока отказов w(t) – отношение математического ожидания числа отказов восстанавливаемого объекта за достаточно малую его наработку к значению этой наработки:
В статистической форме: , и при Dt®0 .
w(t) – позволяет анализировать надежность восстанавливаемых объектов и решать вопросы их эксплуатации.
Рис. 5. Движение восстанавливаемых объектов в процессе эксплуатации.
2. Изменение надежности авиационной техники в процессе эксплуатации
Весь процесс эксплуатации АТ можно разделить на два периода:
1. Собственно эксплуатация, когда в элементах конструкции накапливаются необратимые изменения.
2. Проявление накопленных изменений в виде отказа.
Мгновенных отказов не бывает, отказ «накапливается » постепенно:
(в начале появляется трещина, которая, по достижении критических размеров, приводит к разрыву и разрушению элемента конструкции, которое и кажется мгновенным).
Надежность АТ определяется энергетическим подходом:
- энергия внутренних источников;
- энергия окружающей среды (включая человека);
- потенциальная энергия материалов.
Различные виды энергий, действуя на АТ, вызывают физико-химические явления в образцах АТ, связанные с появлением повреждений. В свою очередь, они приводят к изменению определяющих параметров деталей, агрегатов, систем ВС в целом, что может привести к отказу.
Климатические условия существенно влияют на состояние ВС, а, следовательно, на его надежность. К атмосферным явлениям, снижающим характеристики надежности в процессе эксплуатации, относятся:
- влажность;
- tнв;
- засоренность атмосферы (естественная и искусственная);
- солнечная радиация.
Рассмотрим более подробно изменение надежности объекта АТ в процессе эксплуатации в зависимости от трех основных групп эксплуатационных факторов – условия применения, качество эксплуатации и условия эксплуатации по блок-схеме, представленной на рис. 6, а также мероприятия ИАС, направленные на повышение или обеспечение высокой надежности объектов АТ в процессе ее эксплуатации по блок-схеме, представленной на рис 7:
Рис. 6. Изменение надежности объекта АТ в процессе эксплуатации в зависимости от трех основных групп эксплуатационных факторов.
3. Пути повышения надежности авиационной техники
Надежность как свойство АТ закладывается на этапах разработки требований, проектирования, изготовления и испытания. В условиях эксплуатации надежность поддерживается за счет комплекса плановых и внеплановых профилактических работ на АТ. Таким образом, на каждом из осноных этапов жизненного цикла АТ закладываются и поддерживаются факторы, определяющие надежность.
Основные этапы жизненного цикла АТ:
I этап- проектирование;
II этап- изготовление;
III этап- эксплуатация.
Рассмотрим основные факторы, определяющие надежность АТ на каждом из них:
- на первом этапе:
а) выбор схемы и принципа действия агрегатов АТ;
б) выбор условий нагружения и конструктивных материалов;
в) методика применяемых расчетов на статическую и динамическую прочность;
г) учет всех факторов, воздействующих на конструкцию ВС в эксплуатации.
- на втором этапе:
а) совершенство технологических процессов и технологической дисциплины;
б) обеспечение взаимозаменяемости элементов конструкции;
в) совершенствование методов контроля качества выпускаемых объектов;
г) испытания элементов и систем ВС.
- на третьем этапе:
а) совершенствование организации ТО и Р (внедрение научных методов);
б) сбор, учет и анализ отказов АТ, обобщение опыта ее эксплуатации;
в) укрепление взаимосвязи с производством, научными и учебными заведениями;
г) совершенствование методики обучения и повышение квалификации летного и ИТС;
д) улучшение технологий и качества выполнения регламентных работ;
е) внедрение средств объективного контроля и прогнозирования состояния АТ;
ж) повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению отказов.
На этапе проектирования различают два метода повышения надежности АТ:
1. Схемный метод:
- совершенствование старых методов и разработка принципиально новых схем технических устройств;
- создание более простых схем;
- разработка схем технических устройств с ограниченным последействием отказов;
- создание схем технических устройств с расширением дополнительных характеристик;
- резервирование элементов и систем.
2. Конструктивный метод:
- разработка высоконадежных элементов;
- использование облегченных режимов работы АТ;
- создание конструкций с высокой степенью технологичности и ремонтопригодности;
- использование новых, более качественных материалов.
Рассмотрим более подробно один из способов повышения надежности АТ– резервирование элементов и систем.
Резервирование – способ обеспечения надежности объекта за счет использования дополнительных средств и (или) возможностей, избыточных по отношению к минимально необходимым для выполнения требуемых функций.
Различают два принципа резервирования:
Структурное - резервирование с применением резервного элемента структуры объекта.
Функциональное – резервирование с применением нескольких независимых систем, не имеющих общих агрегатов, но выполняющих одну и ту же функцию.
Различают следующую классификацию структурного резервирования:
А) По объему резервирования:
- общее – при котором резервируется объект в целом;
- раздельное – при котором резервируются отдельные элементы объекта или их группы.
Б) По нагрузке на резервный элемент:
- нагруженный резерв – который содержит один или несколько резервных элементов, находящихся в режиме основного элемента;
– ненагруженный резерв – который содержит один или несколько резервных элементов, находящихся в ненагруженном режиме до начала выполнения ими функции основного элемента;
облегченный резерв – который содержит один или несколько резервных элементов, находящихся в менее нагруженном режиме, чем основной элемент.
В) По способу включения резерва:
- постоянное резервирование – при котором используется нагруженный резерв и при отказе любого элемента в резервируемой группе выполнение объектом требуемых функций обеспечивается оставшимися элементами без переключений;
- резервирование замещением – при котором функции основного элемента передаются резервному только после отказа основного элемента.
Анализ принципиальных схем различных объектов показывает, что существует несколько наиболее характерных структурных схем с однотипными соединениями элементов: