Практическое занятие № 1




ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПОЛОВИНЫXIX ВЕКА (эпоха романтизма)

Курс РО ОЗО

Преподаватель: Бурцева Е.А.

 

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

 

Басни И.А. Крылова

 

Творчество великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (1768-1844 гг.) стало связующим звеном прошедшего XVIII века и наступившего века XIX. И.А. Крылов начинал свою литературную деятельность при Екатерине II, пережил ее, был современником ПавлаI, АлександраI, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, целых 20 лет прожил в эпоху НиколаяI, встретился с В.Г. Белинским и И.С. Тургеневым. И.А. Крылов был человеком энциклопедических знаний, хотя не получил систематического образования, так как с 9 лет был вынужден заботиться о семье, но он всю жизнь занимался самообразованием. А.С. Пушкин с восхищением писал о И.А. Крылове в статье, посвященной его басням: «…Крылов знает главные европейские языки, и, сверх того, он, как Альфиери, пятидесяти лет выучился древнему греческому. В других землях такая характеристическая черта известного человека была бы прославлена во всех журналах; но мы в биографии славных писателей наших довольствуемся означением года их рождения…». И.А. Крылов, как и Н.М. Карамзин, много сделал для становления русского литературного языка, о чем свидетельствуют признания многих его современников, например, В.К. Кюхельбекера, писавшего в своем дневнике: «…скажу, что мы, т.е. Грибоедов, и я, и даже Пушкин, точно обязаны своим слогом Крылову…». Серьезно басенным творчеством И.А. Крылов стал заниматься примерно с 1805 года, именно тогда его басни были напечатаны в журнале «Московский зритель». С этого времени на протяжении 30 лет И.А. Крылов написал около 200 басен, которые вызывали неизменный интерес уже у современников писателя. Один из очевидцев чтения автором своих произведений вспоминал: «Впечатление, производимое его коротенькими творениями, было неимоверное: часто не находилось места в зале; гости толпились возле поэта, становились на стулья, столы и окна, чтобы не проронить ни одного слова…». Первые басни И.А. Крылова носили моралистический характер, но позже в них сильнее зазвучала социально-политическая сатира. Басни «Рыбья пляска», «Мор зверей», «Квартет», «Обоз» и многие другие высмеивали не только отдельные человеческие пороки, но и пороки целого общества. Умение баснописца откликаться на события внутри страны подметил Н.В. Гоголь, писавший о И.А. Крылове: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства».

 

Лирика В.А. Жуковского

 

Родился Василий Андреевич Жуковский (1783-1852гг.) у пленной турчанки Сальхи от помещика Афанасия Бунина и имя свое получил от крестного отца – обедневшего помещика, жившего в имении Бунина Андрея Жуковского. Бунины дали мальчику прекрасное воспитание и образование, но главным в его жизни было личное самосовершенствование. Еще будучи пансионером при Московском университете, В.А. Жуковский выработал для себя ряд правил, которым стремился следовать всю жизнь: побороть лень, которая есть паралич души; избавиться от прирожденной медлительности; научиться обращать зависть в соревнование или искреннее и приятное удивление; каждый день посвящать доброму делу, мысли или чувству. «Открыл» поэта-Жуковского русской публике Н.М. Карамзин, который опубликовал в 1802 г. в своем журнале «Вестник Европы» перевод В.А. Жуковского элегии английского поэта Томаса Грея «Сельское кладбище». Тогда никто не обратил внимание на то, что эта публикация дала новый толчок в развитии русской литературы, никто не предположил, что скоро молодого поэта назовут основоположником русского романтизма. В оригинальной лирике поэта можно условно выделить три основные темы: тему философского постижения мира («Славянка», «Невыразимое», «Море»); тему неземной, вечной любви к Ней (цикл стихотворений, посвященных Машеньке Протасовой); и патриотическую тему («Певец во стане русских воинов», «Вождю победителей», «Императору Александру»). Поэт работал в самых различных лирических жанрах, среди которых заметное место занимает жанр дружеских посланий. Лирика В.А. Жуковского внесла в литературу новые ритмы и метрику. Он разработал трехсложники, первые дольники, белый пятистопный ямб, народный стих «раешник», его вольные ямбы – это начало русского свободного стиха - верлибра. Лирике В.А. Жуковского свойственны интонация живой речи, разговорность лексики и синтаксиса – все эти открытия стали важнейшими для дальнейшего развития русской поэзии.

 

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

 

Александр Сергеевич Грибоедов (1795?-1829 гг.) начинает создавать свою комедию «Горе от ума» приблизительно в 1818 году (во всяком случае, к этому времени относятся первые планы по написанию комедии), а заканчивает ее в 1824 году. Драматург мечтал увидеть свое детище на сцене и признавался: «Первое начертание этой сценической поэмы было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его. Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было», но комедия не была разрешена не только для постановки на сцене, но и для публикации. При жизни А.С. Грибоедова в 1824 г. был опубликован лишь отрывок в альманахе «Русская Талия», а полностью комедия увидела свет лишь в 1862 г. в журнале «Время». Но, несмотря на запрет, текст пьесы быстро разошелся в рукописных списках по всей читающей России и вызвал горячую полемику среди критиков. В ней приняли участие все заметные деятели культуры того времени, но, пожалуй, итог многочисленным спорам подвел И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний». И.А. Гончаров отметил, что особенностью комедии является то, что в сюжетном отношении она двупланова: в ней соединены две комедии – частная и общая (хотя сам А.С. Грибоедов подчеркивал, что частное и общее в его комедии слито). Каждый герой комедии несет в себе какую-то идею, символизирует собою нечто, что, по мнению автора, должно быть угадано внимательным и мудрым читателем. Не случайно автор дал главным героям говорящие фамилии: Фамусов – это не только «молва», «сплетня», «слух», но это и символ обмана и глухоты к душевным бедам ближних; Молчалин – вовсе не молчит, он много и дерзко говорит и даже позволяет себе поучать Чацкого, молчит его сердце, холодна его душа; Софья – мудра, потому что способна вступить в поединок с равносильным соперником, но и ее сердце, как и сердце Чацкого, оказывается разбитым; и, наконец, Чацкий, который находится в центре частной и общественной сюжетных линий. Его образ по-прежнему вызывает горячие споры. Психологический тип Чацкого был исследован Ф.М. Достоевским, который писал: «…с петровских времен… воспитанники… учились лишь презирать Россию… у них явился атеизм по мере образования… Русские европейцы неминуемо атеисты, пока оторваны от народа. Это самое существенное и важное последствие реформ Петра…». Можно предположить, что истинная причина столкновения Чацкого с патриархальной Москвой не в социальной несправедливости, а в мировоззренческой несовместимости, о которой писал Ф.М. Достоевский. Во всяком случае, этот вопрос ждет еще своего исследователя, и говорить о разрешении всех проблем, касающихся «Горя от ума», слишком рано.

 

Творчество К.Ф. Рылеева

 

Поэты-декабристы, к которым относится и Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826 гг.), создали свое собственное течение в романтизме - общественно-гражданское. От созерцательного романтизма, во главе которого стоял В.А. Жуковский, поэтов общественно-гражданского романтизма отличала активная позиция. Поэтам декабристского толка было мало воспевания красоты и идеала, для них была важна идея переустройства общества, идея служения Отчизне, идея гражданской борьбы. Наряду с поэзией других поэтов-декабристов, к которым можно отнести Александра Одоевского, Вильгельма Кюхельбекера, Федора Глинку, поэзия К.Ф. Рылеева служила выражению этих идеалов. Как поэт К.Ф. Рылеев ставил перед собой задачи не поэтического, а гражданского плана, за что его укорял А.С. Пушкин, но вместе с тем и он признавал, что в лирике поэта-декабриста звучит подлинная поэзия. В 1821 году К.Ф. Рылеев прочел 9-й том «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина и под впечатлением прочитанного написал элегию «Курбский». У Н.М. Карамзина он взял основу для написания двенадцати дум, но не сразу поэт определился с жанром. Сначала свои небольшие поэтические творения К.Ф. Рылеев называл историческими миниатюрами, немного позже он уточнил их жанр, назвав думами. Думы К.Ф. Рылеевым задумывались как художественный пример для воспитания в подрастающем поколении патриотизма, духа чести и гражданского мужества, поэтому его не смущали некоторые исторические неточности. История в думах осовременивалась, герои произносили речи, не свойственные людям прошедших веков, устами героев дум говорили идеологи декабризма. Думы К.Ф. Рылеева имеют сложную структуру: они состоят из прозаического вступления и поэтического текста. Прозаическое вступление представляет собой историческую справку, дающее читателю представление о жизни героя думы и подчеркивающее то, что описываемые события не художественный вымысел, а исторический факт.

 

А. С. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.) – великий русский поэт, писатель, драматург, литературный критик, историк. Он родился в Москве, в семье, близкой к литературным кругам. У отца поэта, Сергея Львовича, была большая библиотека, включающая в себя литературные новинки на многих европейских языках. Родной дядя, Василий Львович, был довольно известным поэтом, автором популярной поэмы «Опасный сосед». Именно Василий Львович отвез маленького Александра в 1811 году в первый в России Лицей, учась в котором юный поэт постигал не только науки, но и учился поэтическому мастерству. А.С. Пушкин-лицеист побывал Жуковским, Батюшковым, Фонвизиным, Державиным, Радищевым, Карамзиным. Каждый из этих писателей мог назвать его своим восприемником. А.С. Пушкина благословил Г.Р. Державин, назвал своим учеником В.А. Жуковский. Эстетическое развитие А.С. Пушкина было многоэтапным. 1813-1816 гг. – это время влияния на него классицистической эстетики и поэтики. Но классицизм – закрытая художественная система, она накладывает на инициативу писателя ограничения, поэтому в границах классицизма он мог оставаться только в пору ученичества. 1817-1820 гг. – это время поэтической индивидуальности. 1820-1821 гг. – время новаторского романтизма, а с 1823 года А.С. Пушкин становится «поэтом действительности» (Б.С. Мейлах).

 

Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Трагедия «Борис Годунов» создавалась А.С. Пушкиным в «строгом уединении» Михайловского и была закончена в 1825 году. По признанию самого поэта, это произведение было для него одним из самых значительных: «…неудача «Бориса Годунова» будет мне чувствительна… признаюсь искренно, неуспех драмы моей огорчил бы меня…». Замысел трагедии возник у поэта после прочтения одиннадцатого тома «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина. Кроме «Истории…», А.С. Пушкин источниками своей трагедии назвал пьесы Шекспира и русские летописи. Поэт считал, что пьесы должны создаваться так, чтобы ни автор, ни его политический образ мнений, ни его тайные или явные пристрастия не ощущались читателями, на первом плане должны быть люди прошлых дней, автор не имеет право оправдывать или обвинять, его дело - «воскресить минувший век во всей его истине». В «Борисе Годунове» поэт решает задачи реалистического плана. Уже в самом построении драмы проявляется пушкинское новаторство: драма делится на 23 сцены, чем достигается обхват и разнообразие в показе жизненных явлений. В пьесе нет ни единства места, ни единства времени, ни единства действия (показаны улицы, Кремль, поле, монастырь и многое другое, на протяжении 6,5 лет конфликт протекает между Борисом и народом, Борисом и боярами, Борисом и самозванцем). А.С. Пушкин отказался и от стандартного деления героев на положительных и отрицательных: в драме показаны сильные, яркие, противоречивые характеры. Важнейшим выразительным средством, использованным поэтом, является язык. Драматург соединяет поэтическую и прозаическую речь, кроме того, есть фрагменты, где герои говорят на иностранных языках. Все это помогает поэту лучше показать истину того времени. Он отказался от шестистопного ямба с парной рифмовкой и пишет трагедию пятистопным ямбом, в котором не всегда есть рифма. Так поэт ушел от декларативности и создал иллюзию обыкновенной речи, приближенной к прозе. Автор «Бориса Годунова» осветил эпоху Смутного времени с позиций историзма. Он утвердил принцип историзма как поэтическую, художественную категорию: в литературу он внес умение раскрывать явления и характеры в их действительном значении, соответствующем времени. Пушкинский художественный историзм основан на верном понимании смысла событий и верном художественном их выражении.

 

Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман в стихах «Евгений Онегин» печатался отдельными главами в период 1825-1832 годов. В жанровом отношении это произведение представляет собой синтез романтической лирики (элегия, эпитафия, мадригал, эпиграмма) и романа (путешествия, воспитания, семейного, исторического, светского, любовного). Здесь присутствуют и признаки романтической поэмы, например, в параллелизме судеб героя и автора. Образ автора рисуется во внесюжетных строфах. В критической литературе о «Евгении Онегине» укоренился неточный термин «лирические отступления». Но никаких «отступлений» в романе нет. В «Евгении Онегине» читатель знакомится с еще одним героем романа, который раскрывается почти так же полно, как и Евгений. Авторские монологи не имеют отношения к сюжету Татьяны и Онегина, поэтому эти строфы внесюжетные. В них А.С. Пушкин критикует классицизм и романтизм, делится с читателем размышлениями о собственной судьбе, провозглашает новые творческие принципы. В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Нельзя понимать эти слова буквально. Критик имел в виду не беспредельность обхвата жизни, а качество ее воспроизведения. Границы изображения просматриваются достаточно определенно: это внутренняя, духовная жизнь человека в ее открытом лирическом наполнении. «Энциклопедия русской жизни» не в смысле отображения всего, а в смысле емкого и точного воспроизведения того, что относится к духовному росту русских людей 20-х годов XIX века.

 

«Повести Белкина» А.С. Пушкина

С «Повестями Белкина» А.С. Пушкин впервые выступил в печати как прозаик («впервые», потому что «Арап Петра Великого» не был закончен и напечатанные отрывки не давали полного представления о прозаических принципах писателя). Цикл «повестей Белкина» является и первым завершенным прозаическим циклом поэта. Работа над циклом шла невероятно быстро, поскольку замысел, возможно, возник намного раньше 1830 года, времени написания повестей, и на бумагу легко ложилось то, что было продуманно и определено заранее: 9 сентября 1830 г. закончен «Гробовщик», 14 сентября – «Станционный смотритель» и предисловие «От Издателя», 20 сентября – «Барышня-крестьянка», 14 октября – «Выстрел», 20 октября – «Метель». Автор печатал «Повести Белкина» анонимно, в письме к Плетневу шутливо замечая: «Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает». Возможно, здесь свою роль сыграло желание проверить реакцию публики и критики, без ссылки на свое прославленное имя. Но сам А.С. Пушкин считал, что прозаические произведения нужно создавать именно в такой манере: «просто, коротко, ясно». Облик кроткого и смиренного И.П. Белкина, возникающий из предисловия издателя, автобиографического повествования якобы самого Белкина и текста повестей, набросан автором в добродушно-шутливых тона. Но поэт внес в этот образ вместе с тонким юмором и мягкой иронией много жизненной правды и глубокого гуманного чувства, что позволяет говорить о том, что «Повести Белкина» А.С. Пушкина являются началом русской высокохудожественной реалистической прозы.

Философская лирика А.С. Пушкина

В.Г. Белинский в статье, посвященной лирике А.С. Пушкина, отмечает, что поэт, достигнув вершин, все же не остановился в своем художественном развитии. В пушкинской лирике критик выделяет главное свойство и называет это «главное, воодушевляющее свойство лирики поэта» пафосом. По В.Г. Белинскому, пафос пушкинской лирики составляет то, что он является первым поэтом, призванным для искусства как искусства. Это сказывается в мастерстве поэта, в изяществе и артистизме пушкинского слова. Но сам поэт несколько иначе понимал значение своей поэзии. Оно выражено в программном стихотворении 1826 г. «Пророк», завершившем период духовного кризиса, который пережил поэт после восстания декабристов 14 декабря 1825 года. Стихотворение имеет сложную поэтическую структуру, состоящую из библейско-религиозного, духовно-личностного и литературно-поэтического пластов. В стихотворении идет речь о реальном библейском событии: в Библии пророк Исайя описывая свою жизнь, говорит о том, что долгое время пребывал в грехе, пока не явился к нему Серафим, который черкнул по губам грешника и сказал: «Теперь ты свободен от беззакония и грехов». Лирический герой стихотворения пребывает в духовном мраке. Невозможно конкретизировать, какие именно события заставили поэта искать пути выхода из духовного мрака, но абсолютно ясно, что А.С. Пушкин ощутил Веру и благодаря этому ощутил красоту и значительность жизни. Бог для него становится совокупностью добра, истины и любви. Поэт-пророк широко охватывает духовно-нравственную сферу человеческого бытия, будучи убежденным, что в этой сфере Поэта заменить не может ни философ, ни моралист, ни ученый, ни правовед.

 

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин в 1822 году писал: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». Этот принцип поэт реализовал в своем историческом романе «Капитанская дочка», опубликованной в 1836 году. В основе произведения лежит реальная история русского дворянина, арестованного по подозрению в связи с Пугачевым, но впоследствии оправданном. Центральной проблемой романа стала проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. В «Капитанской дочке» рассказано о страшных событиях. Многие ее персонажи гибнут в кровавом водовороте. Но любимые герои автора – Маша Миронова, Гринев, Савельич – вопреки всему остаются в живых. Они словно защищены невидимой силой от всех опасностей, потому что поступают вопреки житейской логике и в согласии с логикой нравственной. Согласно мировоззрению самого А.С. Пушкина, выход из социального тупика состоит в том, чтобы сохранить общечеловеческое, и именно общечеловеческому, а не той или другой власти нужно служить не за страх, а за совесть. Ничто не способно помешать Маше Мироновой следовать законам женской чести, Петруше Гриневу – законам дворянской чести, а Савельичу – неписанным правилам крестьянской этики. В этом – залог надежды А.С. Пушкина на то, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всякого насильственного потрясения».

 

Драматургия М.Ю. Лермонтова.

Социально-философская драма «Маскарад»

Замысел драмы «Маскарад» относится к концу 1834 – началу 1835 года, к тому времени, когда Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.) начал посещать светские балы, маскарады и «изнутри» узнал жизнь светского общества. Пьеса отражала конкретные жизненные впечатления и обобщала те противоречия, которые были присущи лермонтовской эпохе. «Маскарад» - первое произведение поэта, которое он захотел напечатать под своим именем, но цензор не дал разрешения к печати, объяснив свой отказ тем, что в произведении содержатся «неприличные нападки на костюмированные балы в доме Энгельгарда» (в 30-е годы XIX столетия балы Энгельгарда были местом сбора петербургской элиты, туда приезжали, как правило, в масках и частыми гостями были члены императорской фамилии), кроме того, официальным лицам не понравилось то, что Арбенин, отравивший Нину, не понес заслуженного наказания. В самом конце 1835 года М.Ю. Лермонтов доработал пьесу, добавив IV акт, в котором появился образ Неизвестного, воспринимавшийся как символ рока. Но обличительный пафос произведения не только не снизился, а, напротив, усилился благодаря тому, что сумасшествие Арбенина стало восприниматься как вина общества, в котором нет места чистым чувствам и отношениям. Поэту пришлось еще несколько раз переделывать текст своего произведения, но оно так и не было допущено к печати. В пьесе М.Ю. Лермонтова приоткрыт занавес над порочным пристрастием светских людей – карточной игрой. Сюжеты, связанные с карточной игрой, мотивы проигрыша или выигрыша, входили в русскую литературу как символы омертвения человеческих отношений, когда естественные связи между людьми заменяются игрою, в которой побеждают случай, изворотливость или обман. Смысл драмы заключен в названии - «Маскарад». Оно символично, потому что обозначает не только место действия, но и указывает на лживую сущность светской среды: жизнь аристократического общества – это маскарад, то есть состояние, когда подлинные качества личности скрываются под покровом внешней изысканности и лживой добродетели.

 

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым в Петербурге в 1838 году. Пожалуй, это единственный достоверный факт. Все остальные сведения об истории создания этого произведения строятся на предположениях и догадках исследователей. Публиковался роман в 1839 году сначала частями в журнале «Отечественные записки»: первой появилась повесть «Бэла», затем «Фаталист» и потом «Тамань». Полностью роман вышел отдельной книжкой в апреле 1840 года (с добавлением «Княжны Мери» и «Максима Максимыча»), уже после того как его автор отправился в новую ссылку на Кавказ. Созданию романа предшествовала большая литературная работа. Распространение такой художественной формы, как циклизация повестей, очерков, рассказов, само по себе свидетельствовало о том, что ощущалась необходимость в большой романной форме, способной вместить в себя различные стороны действительности, соединить «высокое» и «низкое» и показать разные точки зрения, стать прозой мысли. Циклизация малых жанров была популярна, но только М.Ю. Лермонтовым она была использована для создания романной формы. Одним из свойств романа «Герой нашего времени» является то, что каждая из его частей может быть полноправным в жанровом отношении произведением, но если изменить порядок частей, дополнить их еще одной или не прочитать одну из них, то романа не получится. Нарушится не только стилистическое и композиционное единство, исчезнет философская целостность романа. В романе два плана повествования: фабульно-хронологический и сюжетно-композиционный. В хронологии событий тема рока и судьбы рассматривается как следствие рокового влияния жизненных обстоятельств, которым слепо подчиняется герой. Печорин пытается объяснить и оправдать все свои поступки обстоятельствами воспитания, обвинить во всем светское общество с его предрассудками. Но в столкновении с другими людьми Печорин не жертва, не страдательное лицо, а наоборот, другие зависимы от него и по его вине страдают или погибают. Он жертва собственного несовершенства, собственного нрава, властолюбия и своеволия.

 

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»

Свою комедию «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) пишет в 1835-1836 гг., окончательная редакция относится к 1851 г. В ее основе лежит распространенный в XIX веке анекдот (т.е. случай их жизни) о том, как заворовавшиеся уездные чиновники в каждом проезжающем из столицы видят потенциального ревизора. Гоголь мог слышать об этом и от А.С. Пушкина, которого однажды признали за ревизора. Он мог быть знаком и с известным в то время произведением Г.Ф. Квитки-Основьяненко «Приезжающий из столицы, Или суматоха в уездном городе» (1827 г.). В 1838 г. в журнале «Московский театр» В.Г. Белинский писал о комедии Гоголя: «Какие надежды, какие богатые надежды сосредоточены на Гоголе! Его творческого пера достаточно для создания национального театра. Какое глубокое, гениальное создание!». Премьера «Ревизора» состоялась в Петербурге в Александринском театре 19 апреля 1836 года. На полях театральной афиши инспектор труппы Храповицкий написал: «Государь император с наследником внезапно изволил присутствовать и был чрезвычайно доволен, хохотал от всей души. Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество». О представлении «Ревизора» один из современников Гоголя А.В. Никитенко писал в своем дневнике: «Комедия Гоголя «Ревизор» наделала много шума. Ее беспрестанно дают – почти через день. Государь был на первом представлении, хлопал и много смеялся. Я попал на третье представление. Была государыня с наследником и великими княжнами. Их эта комедия тоже много тешила. Государь даже велел министрам ехать смотреть «Ревизора». Впереди меня сидели князь Чернышев и граф Канкрин. Первый выражал свое полное удовлетворение, второй только сказал: «Стоило ли ехать смотреть эту глупую фарсу?». Николаю I делает честь то, что он не только разрешил поставить пьесу на сцене, но и то, что он увидел в ней полезную критику чиновников. Но Гоголь был не только неудовлетворен театральной постановкой и реакцией публики, больше того – он был потрясен тем, как пьеса игралась и как публика на нее реагировала! Вскоре после премьеры писатель уехал заграницу, позже он написал: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех». Драматург был так недоволен тем, как актеры играли свои роли, что добавил в текст произведения небольшую часть, обозначив ее как «Замечания для господ актеров», в которой дал краткие характеристики героям пьесы, которые, по его мнению, помогут актерам лучше понять свои роли и сыграть их. Не только из основного текста пьесы, но и из рамочного (афиша, «Замечания…») становится понятным, что главный герой здесь вовсе не Хлестаков. Белинский главным героем считал Городничего. Близко знавшая Гоголя А.О. Смирнова-Россети в своих мемуарах называет комедию «Городничий», что вовсе не является оговоркой. Хлестакова ревизором делает страх городничего - на этом основывается главная интрига произведения.

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя

Название «Петербургские повести» не принадлежит самому Н.В. Гоголю. Повести были написаны и опубликованы не сразу, но литературоведческая традиция скрепила этим названием их в цикл, имеющих художественное единство именно как петербургские повести. В 1833-1834 гг. написаны «Невский проспект», первая редакция «Портрета» и «Записки сумасшедшего». Все три повести были опубликованы в вышедшем в 1835 г. сборнике «Арабески». В следующем 1836 г. в пушкинском журнале «Современник» появилась повесть «Нос». В 1842 г. писатель опубликовал повесть «Шинель» и вторую редакцию «Портрета». Не известно, произносил ил Ф.М. Достоевский фразу: «Все мы вышли их «Шинели», но она точно передает факт несомненного исключительного влияния гоголевских повестей на дальнейшее развитие русской литературы.

«Мертвые души» Н.В. Гоголя

Н.В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» не только типизирует с необычайной правдивостью признаки каких-либо свойств человеческих характеров. Он показывает, и это прежде всего, разложение духовно омертвелых душ на фоне социальных пороков России. Еще В.Г. Белинский отмечал, что ничтожные люди в поэме ничуть не портреты с ничтожных людей, а в них собраны черты тех, кто может считать себя вполне хорошими людьми. Поэтому основным пафосом поэмы является юмор, с помощью которого философски осмысляются пороки людей в их типизированном проявлении. Типизация же предполагает обобщение, собирание в одном образе того, что рассеянно по кусочкам и никогда почти в реальной жизни не обнаруживает себя в целостном виде (И.П. Щеблыкин). Эпицентром гоголевских раздумий можно считать процесс духовного омертвения личности, когда она лишается нравственных ориентиров и подчиняет себя какой-то одной, доведенной до крайности страсти. Но изображение различных стадий нравственного разложения личности в художественных образах ничего общего не имеет со стремлением инкриминировать это разложение всей стране, в которой действуют герои с омертвелыми душами. Н.В. Гоголь воспроизводит модель отпавших от истинной жизни характеров, а не страну в ее общественно-исторической целостности. Сам автор своим главным свойством как писателя определял умение очертить пошлые мелочи так, чтобы они бросались в глаза всем. Он умел не преувеличивать, а увеличивать отрицательные качества. Поэтому поэма наполнена не карикатурами и не портретами, а художественными образами, раскрывающими пороки, «рассеянные и скрытые, как правило, мелкими долями в душах обыкновенных людей» (И.П. Щеблыкин).

 

Практическое занятие № 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: