Половецкие города и курганы на территории Донецкого края.




Половцы (кипчаки, куманы) относятся к тюркской группе народностей. В IX—X вв. они жили в степях Северо-Восточного Казахстана, а в 1055 г. половецкая орда подошла к юго-восточным границам Руси. С тех пор огромная территория от западных отрогов Тянь-Шаня до Дуная стала называться Дешти-Кипчак или Половецкая земля, по которой дикие всадники кочевали вплоть до XV в. Что оставило после себя это племя кроме удивительной каменной скульптуры? Пожалуй, в основном косвенные свидетельства своего бытия. Так, на территории современного Харькова сохранились руины древнего приграничного города Донца, куда бежал из половецкого плена князь Игорь, о чем подробно повествует «Слово о полку Игореве». Как отмечает известный исследователь древнерусской литературы М.Ф. Гетьманец, существуют и другие историко-археологические объекты, связанные с половецкой историей. Стоит, например, в Харьковской области город со сладким названием Изюм, на месте которого в древности собирались русские дружины для похода вглубь половецкой степи. Здесь же на реке Сальнице (сегодня она называется Сухой Изюмец) в 1111 г. состоялась знаменитая битва Владимира Мономаха с половцами. Поразительной красоты гора Кремянец служила границей между землей Русской и Дешти-Кипчак. И как не вспомнить, всматриваясь вдаль с ее вершины, стон-рефрен из «Слова»: «О Руская земле! уже за шеломянемъ еси!»

Но, пожалуй, самыми информативными источниками о жизни половцев остаются их посмертные памятники — курганы. Археологи не одно десятилетие беспокоят усопших степняков в надежде получить от них ответы на свои вопросы. Но некоторые находки, к сожалению, годами пылятся в запасниках музеев и научных институтов, прежде чем придет их черед. Так, однажды во время плановых инвентаризационных работ в фондах Музея археологии и этнографии Слободской Украины ХНУ им. В.Н. Каразина (МАЭСУ) были извлечены на свет божий забытые прежними исследователями хорошо сохранившиеся фрагменты шелковой парчи, обнаруженные более 30 лет назад в одном из половецких погребений.

В начале 1970-х гг. в Близнюковском районе Харьковской области археологи исследовали относящийся к половецкому периоду (XII в.) курган с жизнеутверждающим названием «Веселая могила». Возможно, столь необычное для захоронения название дали ей весельчаки из казацкой вольницы, что действовала на просторах юга Украины. Несмотря на такое имя, судьба могильника оказалась невеселой. Его нашли случайно: известный археолог профессор Б.А. Шрамко записал в полевом дневнике за 1972 г., как тракторист из села Берестовое Близнюковского района, прокладывая траншеи, разрушил холм высотой 4 м, оказавшийся половецким курганом. Б.А. Шрамко, производивший в те годы археологическую разведку в области, и двое его коллег В.К. Михеев и А.К. Дегтярь немедленно выехали на место, но им удалось спасти лишь несколько артефактов из двух богатых погребений.

Исследователи планировали начать раскопки кургана (вернее того, что от него осталось) в 1973 г, однако финансирование было скудным, кроме того, в силу непонятных причин обнаружение «Веселой могилы» не было зафиксировано в отчетах. Так и остались находки беспризорными, а курган неисследованным. Он был частично разорен местными жителями, поэтому археологам так и не удалось обнаружить предметов погребального ритуала из первого захоронения. К счастью, второе сохранилось нетронутым, что и позволило сделать точную датировку. Благодаря археологам удалось спасти от разграбления, элементы конской упряжи (стремена), детали железной кольчуги, керамику и фрагменты тканей, что дает информацию об истории костюма этого народа

Важнейшим элементом погребального обряда половцев многие исследователи считают так называемых каменных баб - фигуры воинов. Высота этих изваяний примерно 1,5-2 м. Руки сложены на нижней части живота и обычно держат ритуальные сосуды. Головы увенчаны коническими или полушаровидными шлемами. По спине в виде квадратной лопасти спускаются косы или бармицы. Грудь прикрыта двумя бляхами, прикрепленными к ремням, схватывающим торс воина. Встречаются каменные бабы и женского типа. Для них характерны сложный головной убор, кольчатые серьги, длинные кафтаны с расходящимися полами, шаровары, сапоги.

Многочисленные коллекции каменных баб собраны в музеях Ростова, Новочеркасска.

Скифский курган — это сложное сооружение, в котором воплотились представления скифов об устройстве мира — это подземный мир, земной и небесный.

Подземный, потусторонний мир – это могила, усыпальница с множеством даров, трупами жертвенных животных и людей, отправленных в мир иной вместе с умершим царем.

Высокая курганная насыпь — это мир земной, а установленная на вершине скифского кургана каменная баба — это символ вечности и небесного мира

Половецкая каменная скульптура (половецкая баба) – статуя, символизирующая предка. Появились такие скульптуры в Донецких степях в 9 – 13 веках. Скульптуры сделаны из серого песчаника и имеют высоту от 1 до 4 метров.

Название скульптуры – половецкая баба происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец».

Типы половецких каменных баб:

Человеческие фигуры из специально подобранных удлинённых камней.

Изображения мужчин с усами и небольшой бородой.

Изображения мужчин преимущественно без шапок, иногда с одной или несколькими косами до пояса. На некоторых фигурах одно или оба уха украшены сережками, изредка на шее ожерелье.

Изображения мужчин, одетых в кафтан с треугольными отворотами и узкими рукавами. На талии — пояс с набором украшений, пряжек и бляшек. Реже в просторной одежде с широкими рукавами без пояса и оружия.

Фигуры с кинжалом или саблей.

Фигуры женщины иногда, как «Чернухинская мадонна» держит на руках ребёнка.

Каменные бабы с сосудами, которые они держат в правой руке, реже в обеих руках. Формы сосудов разнообразные: кубки, чаши, цилиндрические сосуды. Известно несколько случаев, когда на правой руке показанная сидячая птица.

Старейшие типы статуй — удлиненные плоские со слабо обозначенными чертами фигуры или совсем без неё. Это были грубо обтёсанные каменные столбы, контуры лица которых иногда вырезались в виде «сердечка» с закругленной или заострённой в виде шапочки вершиной. Лица вообще не изображались, или наносились Т-образные брови и нос, глаза и рот в виде овальных углублений. Такие фигуры впервые появились в степи приблизительно в первые десятилетия XI века.

Со временем на фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, которые изображали грудь.

Некоторые историки полагают, что половецкая столица Шарукань –этимологический источник названия Харьков

Половцы (середина XI — конец XIV века, «Половецкая степь» раскинулась от Средней Азии до Дуная, в Приазовье около 200 лет) захоронения в районе Мариуполя: Новосёловка, «Двугорбая Могила», у сёл Камышеватое, Зажиточное, Васильевка, Раздольное, Самойлово.

Ярчайшие памятники искусства и верований половецкого народа — каменные фигуры половецких воинов и женщин (так называемые «каменные бабы»), которые сохранились до наших дней. Они несут элементы индивидуальности, возможно, даже, что для их изготовления позировали конкретные люди (сородичи, вожди). В отличие от печенежских баб статуи имели головной убор, причёску, набор украшений, одежду. Всего в Приазовье известно до 600 каменных фигур, в самом Мариуполе на начало XIX века находилось 16 каменных баб (на углах улиц, на возвышенностях), многие из них были повреждены и утрачены при сооружении зданий. Фигуры каменных баб служили половцам, как места прохождения праздников, обрядов и жертвоприношений.

Именно походу на половцев (1185 год) посвящён знаменитый памятник средневековой словесности «Слово о полку Игореве». События развивались в ставке одного из самых могущественных половецких ханов — Кончака (предположительно район современного города Славянска). Как известно, этот поход оказался для русичей очень неудачным. Однако в результате похода сын Игоря Святославовича вернулся домой с женой, красавицей-половчанкой (дочерью хана Кончака), а таких междинастических браков во времена Киевской Руси и Половецкого ханства было сотни. В начале XIII века половцы стали оседать на землю, на это время приходился пик развития торговли Половецкой степи, отдельные ханы стали принимать христианство вслед за русичами. Однако с востока приближались войска монгольского предводителя Чингисхана, которые в 1220 — 1223 годах прошли через всю Половецкую степь и вошли в Приазовье.31 мая 1223 года в Приазовье произошла битва на реке Калка между монголо-татарскими ордами и объединёнными войсками русских князей и половцев, которая закончилась полным разгромом русичей. (Ученые до сих пор спорят, где же протекала речка Калка, и место легендарной битвы на реке Калка в 1223 году так и не определено). Есть несколько похожих по описанию мест на речках Каратыш, Кальмиус и Кальчик (последние две протекают через Мариуполь). В 40-х годах XIII века приазовские степи захватили монголо-татарские завоеватели. Территория Северного Приазовья входила сначала в состав Золотой Орды, а в XV веке отошла к Крымскому ханству. Значительно позже, спасаясь от феодального гнета, на Дон, Днепр, в дикое поле бежали крепостные крестьяне. Так стали появляться в этих местах бродники и возникло донское и запорожское казачество.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: