Социологическое эссе
Социальные аспекты проживания в общежитии МГСУ
Составил: студент ГСХ-3-4
Рыбин М.А.
Написано простым и доступным для понимания языком. Надеюсь, что это не отразилось ни на Вашем личном восприятии, ни на глубине подачи материала.
Москва, 11.10.06
Введение:
Любое общество представляет собой сложную систему с огромным множеством взаимосвязанных элементов, которые меняются с каждой секундой. Изучение процессов, происходящих в обществе, является основной задачей социологии. Для решения своих задач социология использует ряд методов и приемов. Среди них разнообразные эксперименты, моделирование, проведение опросов и интервью. Однако эта наука не смогла бы выжить, не давая практической пользы. А для практического применения, необходимо умение предоставить результаты исследований в простой и доступной форме. Одним из вариантов такого представления является написание социологического эссе, то есть короткого рассказа, в котором основной упор делается на разнообразные общественные процессы.
В настоящей курсовой работе будут рассмотрены социологические проблемы, возникающие в процессе проживания, взаимодействия студентов, проживающих в общежитии. Выбор такой темы связан с рядом объективных причин:
Ø Увеличение количества проживающих, что обуславливает важность данной темы
Ø Исследование может послужить материалом для более точного понимания процессов эмиграции и иммиграции, а также вопросов студенческих обменов
Ø Автор, волею судьбы, оказался связан с общежитиями МГСУ и не понаслышке знаком с жизнью современного общежития
|
Каждый год регистрируется увеличение количества студентов в ВУЗах Москвы. В последние несколько лет сложилась парадоксальная ситуация, когда в ВУЗы поступает больше человек, чем оканчивает среднюю школу. Доступность высшего образования, а также резко возросшее количество учебных заведений привело к этому. Стоит отметить, что подобная ситуация является чреватой неприятностями, как с точки зрения психологии, так и социологии. В перспективе это может вылиться в довольно-таки серьезную проблему. Впрочем, к данной теме, этот вопрос имеет косвенное отношение. В связи с вышеперечисленным, была отмечена ситуация, заключающаяся в следующем: снижается количество москвичей, поступающих в МГСУ. Администрация МГСУ приняла решение более активно привлекать студентов из других городов. Этому способствует все еще сохраняющийся принцип престижности московского ВУЗа. Так в 2006 году на первый курс МГСУ поступило чуть более 3000 человек, из которых не менее 650 были поселены в общежитии. (По сведениям проректора по АХД Егорычева О.О.)
В процессе работы использовались материалы Координационного совета студенческих общежитий МГСУ, который я возглавляю, различная информация, полученная, как от студентов, так и от представителей администрации. Также приводится ряд материалов, взятых из СМИ и всемирной сети.
Давайте начнем.
Справочный материал:
В обход существующих правил написания подобных работ, я хочу вначале вкратце ознакомить Вас с результатами социологического опроса, проводившегося среди проживающих весной 2006 года. Материал взят из отчета о проведении социологического опроса совета общежитий.
|
Проблема исследования:
В студгородке МГСУ по адресу Ярославское шоссе, 26 на 01.02.06 проживает 1816 обучающихся из них, 42 аспиранта, 279 иностранных учащихся. Организация их проживания является одним из решающих факторов подготовки будущих специалистов. В то же время, решение этой задачи подразумевает комплексный подход, включающий улучшение не только бытовых, но и социальных условий проживания. Изучение второго вопроса позволит сформировать комплекс предложений, необходимых для повышения качества проживания.
План социологического исследования:
На основе личного общения членов Координационного совета были определены вопросы, волнующие большое количество студентов. Именно эти вопросы и легли в основу социологической анкеты (Приложение 2.), которая распространялась по общежитиям, благодаря усилиям членов Координационного совета и администрации студгородка. Количество розданных анкет составило 600 экземпляров. Количество возвращенных 111. Таким образом, в опросе приняли участие 6,11 % от общего количества проживающих.
Анализ полученных анкет:
Вопросы в анкете подразделяются на 3 темы: доступ в Интернет, направления социально-бытовой работы и работа Координационного совета.
В настоящее время, к организации, осуществляющей доступ во всемирную паутину, у студентов имеется много вопросов. Наиболее часто звучит претензия об отсутствии доступа как такого. У многих студентов отсутствуют финансовые возможности для выхода в Интернет через другое подключение, к примеру, через радиоканал. Также у студентов возникает вопрос о реальной стоимости услуг компании, потому что сравнительный анализ цен в соседних со студгородком домах, говорит не в пользу нашего университета. На вопрос «Ваше отношение к организации, осуществляющей доступ в интернет в настоящее время?» часто звучал ответ о слишком долгом подключении. Эти причины и обусловили в значительной мере большое количество студентов, у которых интернет отсутствует (87,4%).
|
Создание Координационного совета было бы бесполезно, если бы у него отсутствовала поддержка студентов. Однако опрос ответил на этот вопрос. 82,9% опрошенных поддерживают создание студенческого совета. Многочисленный опыт других ВУЗов также доказывает, что студсоветы переживают эпоху расцвета. В то же время, в каждом Вузе свои проблемы и разное понимание того, чем должен заниматься студсовет. Анализ ответов показал, что все направления работы являются важными; однако в большей степени студсовет должен заниматься вопросами взаимодействия администрации и студентов, а также серьезными проектами, связанными с вторичной занятостью, улучшением бытового обслуживания и культуры поведения.
И третья часть вопросов преследовала своей целью выяснить отношение к вопросам социального значения. Идею о создании спортивных комнат поддерживает абсолютное большинство (91,9%). Мнение о создании учебных комнатах разделились практически поровну. В то же время, при правильном их оснащении в т.ч. кульманами, методическими указаниями и др. многие студенты предпочтут выполнять свои задания в этих помещениях. В институте им. Баумана, в КАИ и многих других создана студенческая служба безопасности. Задачей подобной службы является поддержание общественного порядка самими студентами. 2/3 респондентов негативно отнеслись к подобной идее, в то же время 1/3 его поддерживает. Это может быть связано с опасениями студентов о лишнем контроле или в связи с сомнениями в эффективности такой службы. В общежитиях проживают люди разного темперамента, характера, менталитета и привычек. В силу личных особенностей не каждый сможет восстановить вокруг себя порядок. Задача оперотряда обеспечить выполнение правил и восстановить нарушенные права проживающего.
Сводная таблица анализа анкет.
.
Базовая часть:
В ходе краткого анализа будут выделяться отдельные проблемы, с последующим их объяснение на основе здравого смысла, научных сведений психологии и социологии.
Первое знакомство с общежитием происходит, когда студент сдает документы в приемную комиссию и вступительные экзамены в университет. Часть ребят приезжает с родителями, кто-то добирается самостоятельно. Новых впечатлений у завтрашних студентов необозримое море. Вполне очевидно, что у многих появляются мысли следующего содержания: «ВАУ. Город, в котором сбудутся мои мечты. Наконец-то я смогу почувствовать себя взрослым. Здесь все так интересно. У меня будет много новых друзей ». С точки зрения психологии, может произойти несколько вариантов дальнейших действий индивидуума, что, в основном зависит от менталитета, темперамента и социальной роли. Возможно возникновение 2 крайних случаев и золотой середины. Жизнь в большом мегаполисе, а особенно в столице такого государства, чрезвычайно сильно отличается от жизни многих городов, даже региональных центров. У человека, впервые попавшего сюда, возникает огромное количество соблазнов, справиться с которыми не всегда удается. В этом случае проще всего тем, кто живет либо относительно близко от столицы, либо в крупных городах России. Таким образом, часть студентов уходит, как говорится в народе, в разгул. Бесконечные посещения увеселительных заведений, множество новых сиюминутных знакомых. Если студент вовремя не возьмется за ум, то отчисление происходить в большинстве случаев. Исключение из института может не произойти по причине использования нетрадиционных видов сдачи экзаменов или банальной взятки. (Да-да, такое иногда встречается на просторах нашей необъятной Родины.) Но, говоря откровенно, такие студенты все равно отчисляются из института с последующим выселением в 70% случаев. Другой крайний случай- замыкание в себе. Подобная проблема чаще происходит со студентами, уделяющих особое внимание учебному процессу. Но так как жить в одиночестве человек просто не может, то и эти люди в конце концов находят себе друзей, благо, что обстановка в общежитии этому всячески способствует. Вообще-то подавляющее число студентов вскоре находят разумный компромисс между отдыхом и работой. (Почти как в бородатой шутке о том, что студент учится всего 2 недели в году: перед каждой сессией по неделе J.)
Оставив позади экзамены и праздник в честь поступления, теперь уже полноправный первокурсник начинает двигаться дальше. Проблема №1 любого общежития имеет далекое отношение к социологии. Это условия проживания. К сожалению, огромные затраты на материальное обеспечение проживания (тепло, свет, вода, обслуживание) практически не оставляют денег на капитальный ремонт здания. С другой стороны не секрет, что многие студенты относятся к имуществу общежития, мягко говоря, халатно. Поэтому секции 1 корпуса, где был проведен капитальный ремонт 3 года назад, уже напоминают первые хрущевки после полувека эксплуатации. Непосильная ноша для общежитий- ремонт коммуникаций. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что общежития МГСУ находятся во вполне приличном состоянии, за исключением, пожалуй, 2го корпуса. Активные студенты делают ремонт в своих комнатах сами. Стоит отметить один факт: на этажах, арендуемых Высшей школой экономики царит идеальный порядок. Отчасти это может быть связано с наличием отдельного коменданта на каждом этаже. Впрочем, в общежитиях в Мытищах, несмотря на более плохие бытовые условия, многие помещения содержатся в большем порядке, чем на Ярославском шоссе. Объяснение этому может быть дано несколько, каждое из них дополняет другие:
ü Более профессиональная работа администрации
ü Меньшее количество студентов и большее посторонних
ü Более высокий уровень личной ответственности
ü Более тесные связи студентов между собой, т.е. пример большой «семьи».
Теперь мы плавно перешли к вопросу о непосредственном общении и взаимодействии студентов, администрации и посторонних лиц, проживающих в общежитии. Не стоит пугаться термина «посторонние люди». К ним я отношу лиц, проживающих на законных основаниях, но не являющихся студентами или сотрудниками МГСУ. Для начала приведу выдержку:
Дата: 21.04.2004
Название: Сага про общагу
Автор: ДМИТРИЙ ПОЦЕЛУЕВ
Издание: АИФ
РЯДОМ с моим домом возводят высотку. Каждый день, возвращаясь после восьми вечера с работы, наблюдаю одну и ту же картину: со строительной площадки к автобусу бредут три десятка усталых мужиков. Украинцы, таджики, молдаване. Куда их отвозят после 12-часовой смены? Не по квартирам - это уж точно. В общаги. 782 общежития, оставшихся в Москве
с советских времен, работают нынче на полную катушку. Вот только в чьем кармане эта "катушка"? Явно не в городском.
В СОЮЗНЫЕ времена места в общежитиях предоставлялись приезжим на период учебы, работы либо службы. И ответственность за их состояние несли предприятия, вузы и т. д. (Правда, иногда в силу того, что жилья в Москве катастрофически не хватало, людей регистрировали в общежитиях на так называемые койко-места.) Когда в стране началась повальная
приватизация, нашлись ушлые предприниматели, которые умудрились оформить на себя этот лакомый кусочек жилищного фонда, который по закону приватизации... не подлежит(!). И что любопытно: многие столичные заводы исчезли в пучине приватизации, а общежития, при них существовавшие, процветают. Как удалось это провернуть - загадка, но факт остается фактом: общежития попали в списки приватизированных объектов, у них теперь есть хозяева, которые выставляют проживающим счет за коммунальные услуги по полной программе…
Так, в общежитии Университета МПС из 1200 койко-мест 911 сдаются в субаренду (то есть студентам оставили меньше четверти мест). Та же ситуация в общежитии Минсельхоза: не по
назначению используются 639 койко-мест из 923.
Как видно из отрывка, ситуация вовсе не является благополучной. Проживание лиц, не относящихся к университету, приносит стабильный доход администрации МГСУ. В то же время это способно вызвать многие негативные процессы, такие как проявления национализма, причем как с одной, так и с другой стороны. Стоит отметить, что приезжие лица кавказской национальности гораздо более часто ведут себя неадекватно, вызывая раздражение других проживающих. Согласно словам представителей администрации, именно доход от сдачи жилья в аренду другим организациям позволяет содержать корпуса в приличном состоянии. Однако существует много противников такого решения, в т.ч. среди проживающих. На встрече Егорычева О.О. со студентами об этом был поднят вопрос. Приведу его ответ: «В связи со все увеличивающимся количеством иногородних студентов, мы были вынуждены максимально использовать все запасы помещений. Учитывая, что в будущем году, поток желающих вряд ли снизится, мы уже прекратили заключать договора на проживание с посторонними хозяйствующими субъектами». Таким образом, было обещано постепенно сокращение число посторонних проживающих. Сравнивая общежития МГСУ и зарубежных университетов, скажем Англии, можно только позавидовать счастливому английскому студенту. На проверке общежития декин (декан по работе с иностранными студентами) поведал о соответствии номеров общежития 2-3 звездочному отелю. Однако у наших английских коллег существуют номера на любой вкус, в т.ч. одноместные, люкс и т.д. Стабильно небольшое количество иностранцев поступает в МГСУ, хотя это ребята из стран, которые давно находятся с Россией в дружеских отношениях, и до сих пор питают теплые отношения к нашей стране.
Попадая в чужую для них социальную среду, окунаясь в русскую культуру, они стремятся объединиться в свои замкнутые социальные группы. Как правило, подобная группа не стремится интегрироваться в существующую систему взаимоотношений. С точки зрения психологии и социологии это естественная реакция защиты. Трудно сохранить культурные традиции, обычаи своего народа, если живешь один в чужой стране. Разумеется, постороннему попасть туда на равных правах с ними практически нереально. Опыт показывает, что они также избегают общения с другими студентами и в процессе обучения (читай: других социальных процессах) (по крайней мере, на ГСХ). Немаловажным фактором является получение материальных средств, позволяющих жить в нашей стране, не ища дополнительных источников дохода, чего нельзя сказать о российских студентах. Резюмируя эту проблему, я коротко скажу о существовании обособленных групп людей определенной нации. В то же время большое количество русских студентов с нашим широко известным радушием и некоторым попустительским отношением к своему соседу приводит к размыванию отношений, что характеризует отсутствие достаточного числа крепко сплоченных групп. Это не может не вызывать тревогу, в связи с возможным конфликтом между разными нациями, культурами и религиями.
Чтобы не умереть с голоду, студенты приходится работать. Кто-то не хочет зависеть от родителей, кому-то не хватает денег, поэтому большая часть студентов ищет возможность подработать. Система российского образования, неудачная, на мой взгляд, не позволяет найти полноценную работу без ущерба для обучения. Как правило, студенты занимаются непрофессиональным трудом. Общеизвестно, что приезжие студенты более активные, чем коренное население. Связано это с необходимостью добиться всего самому, отчасти с желанием закрепиться в столице. Многие работают в крупных магазинах или небольших фирмах. Кто-то работает по ночам. Средняя зарплата в час колеблется от 50 до 100 рублей в час. Учитывая, к примеру, что обед в «студенческой» столовой Грабли стоит 100-150 рублей. Впрочем, разумеется, приготовление обеда своими силами, намного сокращает расходы. Не могу не вспомнить привычку некоторых вьетнамских студентов жарить селедку. Запах стоит такой, что дышать можно только в 2 противогазах, и то через раз.
Совместное проживание студентов создает предпосылки для тесного дружеского общения. Слухи и разного рода сплетни разносятся по общежитиям мгновенно. Это служит косвенным доказательством факта активности коммуникационных процессов.
В целом, общежитие представляет собой отдельную систему, включающую студентов и сотрудников, многообразие связей между ними, возникающие конфликты и т.д. Почти все хотели бы жить в отдельных квартирах, хотя бы снимаемых, но стоимость аренды превышает все допустимые рамки. Вот и приходится жить в одной комнате с 2-3 товарищами. Лично я рад, что у нас не подтверждается образ студенческого общежития из анекдотов с их постоянными пьяными загулами, оргиями и т.д. Конечно, бывают праздники, но как же без них. Современное поколение отличается от своих отцов и бабушек. Они не обладают такой большой тягой к получению знаний, опять-таки, отмечу, что, на мой взгляд, система образования в России нуждается в кардинальном реформировании. В то же время, они избегают по возможности праздного образа жизни, находя разумную середину между трудом и отдыхом. Общежитию, хотя она и является относительно закрытой системой, тем не менее присущи такие черты как открытость к любым внешним воздействиям. Ее закрытость выражается в обособленности. Обычных студентов, такие вопросы мало волнуют. Как и везде в России отмечаются 2 тенденции: увеличивающийся индивидуализм проживающих и стремление к объединению, общению на новых основах. Многие сами определяют свою жизнь, планируют ее, идут к своей цели. Современный студент быстро привыкает к своеобразию Москвы и начинает ориентироваться в ней, едва ли не лучше коренных жителей.
Культурное взаимодействие города и студентов:
От головы до пяток на всех московских
есть особый отпечаток.
А.С. Грибоедов
Рассмотрев вкратце возникающие проблемы, можно перейти к основной теме данной работы- обоюдное влияние города и студентов на создание общей культуры. Москвичи издавна отличались от жителей многих других городов. В первые столетия своего возникновения, под руководством мудрых князей город стал основой для объединения русских земель, сделав значительный и неоценимый вклад в создание России как государства. Быстрому развитию города способствовало не только благоприятное географическое положение, но и статус столицы. Огромное множество людей стало стекаться в столицу. Среди них были и бояре, которые хотели быть ближе к царю, и многочисленные прохвосты царского двора, и простые купцы, и ремесленники. Неудивительно, что население Москвы растет быстрыми темпами. И это несмотря, хотя правильней сказать вопреки, разрушительным действиям внешней среды: пожарам, голоду, набегам супостатов. Редкий московский князь был замечательным полководцем, но все они были замечательными хозяйственниками. Благодаря их усилиям Москва каждый раз восставала из пепла, как мифический Феникс. Ремесленники со всей страны стекались отстраивать Москву. Если рассматривать исторический характер коренного населения России, то бросаются в глаза такие качества, как смелость, свободолюбие, желание и умение трудиться. Все это является отличительными качествами славян. Многочисленные набеги и постоянный приток населения не могли не оставить свой след в формировании русского в общем, и московского характера в частности. Не могу не отметить огромную роль кровосмешения. Причудливые переплетения генов привели к тому, что во многих русских людях течет кровь множества народностей. Это и древние тюркские народы, и татаро-монголы, и хазары и братские народы Украины и Белоруссии, и прибалты, и рыцари тевтонского ордена. Сложно даже упомнить всех тех, кто приходил на Русь с мечом и огнем, или с товарами. Относящиеся по натуре к европейцам славяне переняли часть характера и менталитета кочевых азиатских народов. Огромные орды кочевников постоянно приходили на Русь, которая прикрывала восточные границы Европы.
и сегодня, толпы людей, стремятся в относительно богатую Москву в поисках лучшей доли. Сейчас трудно даже выделить характерные московские черты. Огромное влияние на формирование Москвы и всей Руси оказало дворянство и крепостное право. Давно прошли времена справедливого правления князей, и наступила череда застоя. Именно это начало убивать изначально присущие москвичам качества. Чтобы выжить, необходимо было побороть себя, отказаться от понятий свобода и самостоятельность. Отвратительное руководство, уничтожение многих выдающихся людей своего времени, людей, умеющих думать, болеющих душой за будущее своего народа. Как тут не вспомнить о массовых казнях бояр Иваном 4. Разумеется, многие из них тоже были не подарок, но среди них встречались представители древнейших родов, в чьих жилах текла кровь истинных славян. Упадок продолжался вплоть до воцарения Петра 1. Этот великий деятель, ненавидя всеми фибрами души Москву и все, что с ней связано, перенес столицу в Петербург. Теперь в Москве начинается полоса застоя. Недаром во многих классических произведениях Москва представляется, как тихий, спокойный, почти провинциальный город. Жизнь в ней течет тихо и размеренно. Ничто не нарушает покой людей. Это вырабатывало специфичные качества и практически остановило город в своем развитии. Вся активность переместилась в новую столицу. На мой взгляд, Москва этого времени более представляет собой православный город, чем Санкт-Петербург, в котором религия приобретает католические черты. В свою очередь, через пару столетий, глава российской революции Ленине В.И., ненавидя Петербург, и стремясь снизить его роль, снова переносит столицу в Москву. С того времени происходит обратное перемещение активных людей. Москвичам теперь приходится отказываться от своего спящего состояния, чтобы успеть за чередой событий. Как видно из этого краткого экскурса в историю, на протяжении веков характер москвиче претерпевал значительные изменения. В настоящий момент, как я уже говорил, начинается новое размывание культурных традиций.
Интересен опыт Китая, который много раз захватывали и порабощали. Китайцы, не имеющие сколько-нибудь приличной армии, просто растворяли захватчиков в своей культуре, восстанавливая, таким образом, свою самостоятельность. В России отсутствуют механизмы социальной адаптации и интеграции. Основная причина этому- природное радушие русских людей, которые всегда принимали гостей и помогали им освоиться.
Наибольшая ненависть возникает к приезжим горским народам. Приезжая сюда, они продолжают вести себя как у себя дома, не заботясь, что это может возмутить коренное население. Как я уже писал, у горских и азиатских народов велика тенденция к объединению в свои закрытые группы. Некоторым силам в России очень выгодно представлять ситуацию таким образом, что приезжие испытывают дискриминация. Кто-то делает это за вознаграждение, кто-то в силу природной тупости. Вспоминается недалекое прошлое, когда русская интеллигенция взахлеб хвалила Веру Засулич и др. революционеров, страстно желая приблизить революцию. Глупцы не понимали, что кровавая резня затронет их в первую очередь. То же самое происходит и сейчас. Когда происходит убийство студента в Петербурге, все СМИ взахлеб кричат и национализме. В то же время нигде не публикуется информация о том, что не менее 30% всех преступлений совершают именно приезжие. Парадокс: согласно Никонову, самой ущемленной частью населения в США является белый гетеросексуальный мужчина нормальной физической формы.
В то же время наиболее ярко проявляется разница в общей культуре. Можно выделить несколько господствующих типов цивилизаций: европейская, восточная и исламская. На мой взгляд, почти все белое население планеты относится к европейской цивилизации. Это и американцы, и русские, и европейцы. Несмотря на большие расстояния между США и Россией, современный белый москвич ближе к белому американцу, чем к выходцу из Таджикистана. Азиаты смогли сохранить свою индивидуальность, основанную на древних принципах, сформулированных великими философами того времени. У каждой цивилизации есть своя религия. Именно религиозные различия и послужат основой для развязывания 3 мировой войны, начало которой мы уже можем наблюдать. Европейцы, т.е. люди, относящиеся к европейской нации, несмотря на небольшие различия, в состоянии жить в мире друг с другом. При этом если они переезжают из Сибири в Москву, то их адаптация и интеграция проходит практически безболезненно. Возвращаясь к проблеме приезжих студентов, можно утверждать, что белый человек христианской религии спокойно вливается в существующее европейское общество, не меняя ни своих принципов, ни общество как таковое. Разумеется, маленькое влияние все-таки есть. Наиболее часто приезжие студенты вызывают увеличение активности в деловой и производственной сфере, стремясь занять место под солнцем. Восточный менталитет, в принципе, не является агрессивным. Несмотря на стремление организовывать свои замкнутые группы, они не оказывают значительного влияния на коренное население. Кризис может произойти только в случае серьезного увеличения численности, что может спровоцировать распространение восточной системы ценностей, и необходимость коренного населения с этим считаться. Опыт многих развитых стран показывает, что рано или поздно это произойдет. Наиболее агрессивная культура наблюдается у представителей исламской религии. К сожалению, последние тенденции в мире, показывают все более увеличивающийся радикализм этой религии. Биологическая разница в строении людей разных народностей привело к тому, что эту религию восприняли наиболее агрессивные народы. Они, в самой сути своей, практически не приучены уважать чужие традиции и идти на компромисс. Не совсем этическое желание русского народа, чтобы такие приезжие сидели тише воды и ниже травы, является, в принципе справедливым, так как русская земля принадлежит именно русским, и они вольны на своей территории вводить свои правила поведения.
Подводя итог: представители европейской цивилизации христианской религии в состоянии спокойно ужиться друг с другом. Конфликт возникает при столкновении системы ценностей, как правило, религиозной, которая аккумулирует в себе общую культуру народа. Для приезжих студентов естественно стремление к объединению в группы на основе общих элементов: религии, народ, место проживания. Стремление к объединению находится в сложной взаимосвязи. При небольшом количестве членов они будут стремиться интегрироваться в существующее общество. При среднем сформируют свою закрытую группу. При большом может произойти неконтролируемое разрастание с вытеснением коренного общества или его радикального изменения. Согласно мнению ученых кризис в системе может произойти при наличии 10% посторонних элементов. В структуре российского общества иммигранты составляют не менее 15%. Налицо критическая ситуация. События в Кандапоге это доказывают.