Общепедагогические задачи ФВ (О) и АФВ (О)
Задача | Сходства | Особенности ФВ (О) | Особенности АФВ (О) | |
Образова-тельная | · обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам; · обучение основам техники движений · формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта | Различия по главной цели: | ||
Цель физического воспитания включает оптимизацию развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств, характеризующих общественно-активную деятельность, обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности. Целью физического воспитанияявляется "создание" здорового, жизнерадостногожизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитогоребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные,образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опытаи переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности. | Основная цель адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии. | |||
Воспитательная | · воспитание волевых качеств; · воспитание гармонически развитого ребенка, · воспитание потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях активного отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. · Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных, волевых и т.д.), содействие развитию психических процессов. | |||
Оздоровительная | · укрепление здоровья; · развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости. · обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармонического развития физических качеств и способностей; · содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных мышц тела, содействие развитию основных функциональных систем организма; · повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды; · повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков | Основной целью адаптивного физического воспитания является формирование и развитие двигательной активности, физических и психологических способностей, обеспечивающих адаптацию личности к своему состоянию здоровья, окружающей среде, обществу и различным видам деятельности. Главная цель адаптивного физического воспитания – максимально возможная коррекция основного дефекта, путем применения, начиная с момента его обнаружения, средств и методов адаптивной физической культуры для подготовки инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья к жизни и доступной профессиональной деятельности. |
Физическое воспитание (образование) и Адаптивное физическое воспитание (образование)
|
|
Сходства:
1. И ФВ и АФВ являются педагогическими процессами, направленными на всестороннее гармоническое развитие человека, на оптимизацию его физического и психологического состояния, оздоровление организма, закаливание, приобщение к здоровому образу жизни, совершенствование его природных задатков и способностей.
2. В качестве основного инструмента используются физические упражнения.
3. Главной особенностью является наличие двигательной активности.
4. И ФВ и АФВ охватывают дошкольный, школьный и молодежный период жизни.
5. В основу ФВ и АФВ положены обще-дидактические принципы обучения и воспитания.
6. Система ФВ и АФВ включает в себя занятия и мероприятия в режиме дня: утреннюю гимнастику, физкультурные паузы на учебных занятиях, упражнения и игры в свободное время; предполагает правильное питание, чётко организованный режим, закаливание организма и создание благоприятных условий для развития двигательных умений и навыков.
7. В системе ФВ и АФВ применяются как общепедагогические средства (объяснение, рассказ, показ, моделирование и другие средства наглядности), так и средства физической культуры (физические упражнения, природные и гигиенические факторы).
Различия:
ФВ направлено на изначально здоровых людей, не имеющих стойких ограничений в состоянии здоровья и инвалидности. Благодаря этому содержание ФВ является комплексным и разнообразным и охватывает широкий перечень двигательных действий.
АФВ направлено на людей с ОВЗ и инвалидов,поэтому его содержание подразделяется на разделы, соответствующие видам нарушений, имеющим собственную специфику содержания и методики реализации. Адаптивное физическое воспитание осуществляет дифференцированный и индивидуальный подход к ребёнку в соответствии с полом, возрастом, личностной ориентацией, мотивами, степенью и характером патологии, состоянием сохранных функций и пр.