Романа Олдоса Хаксли «О дивный новый мир»




Мельникова Е.А.

Студент 2 курса

Педиатрический факультет

Кировская государственная медицинская академия

г. Киров, Российская Федерация

Мурзина М.А. П-235

Студент 2 курса

Педиатрический факультет

Кировская государственная медицинская академия

г. Киров, Российская Федерация

 

НАУЧНОЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

РОМАНА ОЛДОСА ХАКСЛИ «О ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР»

В романе английского писателя ХХ века Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», который был впервые опубликован в 1932 году, описан вариант дальнейшего развития человечества, при котором современные тенденции культурной унификации, обезличивания личности и жесткой дифференциации населения с практическим отсутствием «социальных лифтов» доведены до предела и закреплены посредством централизованного использования государством биотехнологий. Показанное в романе общество имеет четкую иерархию: от интеллектуальной элиты до низшей касты, от «альфы» до «эпсилона». Полулюди-полуроботы, некие обезличенные «знаки» живут изо дня в день по раз и навсегда расписанному сценарию. Причем, невозможность перехода из низшей касты в более высокую закреплена генетически. Очевидно, что окружающий нас мир также постепенно движется к уравниванию всех людей и их строгой дифференциации с самого детства. Пойдя в первый класс, ребёнок проходит ряд тестов, позволяющих оценить его умственные данные, что в значительной мере определяет его судьбу: либо идти в лицей и гимназию, либо в общеобразовательную школу. После неудачной сдачи ЕГЭ могут рухнуть многие надежды выпускника на дальнейшую жизнь и т.д.

Знаменательно, что граждане описанного Хаксли общества не боятся смерти, поскольку с детства их регулярно водят в палаты к умирающим, где угощают сладостями, приучая к мысли о том, что смерть – это вовсе неплохо и даже весьма забавно. Здесь также можно увидеть прямую параллель с современной западной цивилизацией, в которой страх смерти уступил место страху боли: «к смерти отношение толерантное – лишь бы скоропостижно и безболезненно» [1, с. 16]. Современная молодежь, в существенной мере воспитанная на компьютерных играх, в которых персонажи получают про запас несколько «жизней» (а в крайнем случае всегда можно запустить игру заново), уже не воспринимает смерть как «величайшее событие в жизни», как нечто, придающее внутреннюю форму самой жизни (М. Хайдеггер). Но тот, кто не способен воспринимать всерьез смерть, не способен серьезно и ответственно относиться и к собственной жизни.

Центром описанного Хаксли сверхцивилизованного государства является «Центрально-лондонский инкубаторий и воспитательный центр», в котором ученые обеспечивают воспроизводство поколений методом «бокановскизации». Данный принцип заключается в почковании зигот с целью получения однояйцевых зародышей, в результате чего одна оплодотворенная яйцеклетка даёт от 8 до 96 зародышей. Если отвлечься от технических аспектов, которые в данном случае имеют подчиненное значение, надо признать, что Хаксли фактически проводит проспективный (в отличие от ретроспективного) анализ проблемы клонирования человека – задолго до того, как она оказалась в центре научных дискуссий. На данный момент успешно осуществлены эксперименты по клонированию животных: наряду со знаменитой овечкой Долли здесь можно вспомнить пять клонированных в 2000-м году поросят (данный вид животных был выбран не случайно, а в контексте исследовательской программы по пересадке органов от свиней к человеку).

Что же касается клонирования человека, то данная перспектива с самого начала подверглась резкой критике как с религиозных, так и с некоторых научных позиций. Оставляя в стороне расхожую «стращалку» о клонировании Гитлера, Чикатило и других известных теоретиков и практиков массового убийства людей, основанную на неубедительной предпосылке о том, что личность человека целиком детерминирована генетически, приведем следующий контраргумент против клонирования человека. Следствием широкого внедрения данной процедуры станет уменьшение генетического разнообразия человеческого вида, оскудение генофонда человечества, что в конечном итоге приведёт к снижению жизнеспособности, плодовитости потомства и возникновению вредных мутаций, чреватых вымиранием человечества.

Поэтому мы склонны согласиться с Н. В. Коротковым, который, говоря о клонировании, отмечал, что «перспективнее эту технологию использовать для выращивания отдельных органов на случай несчастных случаев (а не наследственных заболеваний, которым клонированные органы тоже будут подвержены). Да и то, скорее выращиваться таким образом будет мясо животного происхождения, и не столько для трансплантации, сколько для питания» [1 с.15-16]. Действительно, искусственное выращивание человеческих органов никак не противоречит морально-этическим нормам.

Прошло много лет после выхода романа Олдоса Хаксли, но только сейчас, в ХХI веке, становится понятно, насколько прозорливым он оказался.

 

Список использованной литературы:

1. Коротков Н.В. Наше постчеловеческое будущее: перспективы и альтернатива // Вестник ВятГГУ. – №3. – 2014. – С. 15-22.

2. Хаксли О. О дивный новый мир! – URL: https://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt

© Е.А. Мельникова

© М.А. Мурзина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: